Рефераты. Роль Центрального банка и его территориальных управлений в развитии кредитной системы

В 1992-1995 гг. в порядке поддержания стабильности банковской системы

Банк России создал систему надзора и инспектирования коммерческих банков, а

также систему валютного регулирования и валютного контроля. В качестве

агента Министерства финансов Банк России организовал рынок государственных

ценных бумаг (ГКО) и стал принимать участие в функционировании.

С 1995 г. Банк России прекратил использование прямых кредитов для

финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять

целевые централизованные кредиты отраслям экономики.

С целью преодоления последствий финансового кризиса 1998 г. Банк России

проводил политику реструктуризации банковской системы, направленную на

улучшение работы коммерческих банков и повышение их ликвидности. В

установленных законодательством рамках с рынка банковских услуг были

выведены несостоятельные банки. Большое значение для восстановления

банковской деятельности в послекризисный период имело также создание

Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) и

Межведомственного координационного комитета содействия развитию банковского

дела в России (МКК). В результате эффективных действий Банка России, АРКО и

МКК банковский сектор экономики в середине 2001 г. в основном преодолел

последствия кризиса.

Кредитная политика Банка России была ориентирована на поддержание

финансовой стабильности и формирование предпосылок, обеспечивающих

устойчивость экономического роста страны. Банк России способствовал

поддержанию растущей динамики экономики, снижению процентных ставок,

инфляционных ожиданий и темпов инфляции. Это привело к некоторому

укреплению и стабильности финансовых рынков.

В результате взвешенной кредитной политики, проводимой Банком России,

увеличились золотовалютные резервы Российской Федерации.

Деятельность Банка России в области развития платежной системы была

направлена на повышение ее надежности и эффективности для обеспечения

стабильности финансового сектора и экономики страны. С целью повышения

информационной прозрачности в функционировании платежной системы Банком

России была введена отчетность кредитных организаций и территориальных

учреждений Банка по платежам, которая учитывала международный опыт,

методологию и практику наблюдения за платежными системами.

В настоящее время реформы в банковском секторе продолжаются.

Стратегическими целями этих преобразований являются: укрепление

устойчивости банковской системы; повышение качества реализации банковским

сектором функций по аккумулированию сбережений населения, средств

предприятий, их трансформации в кредиты и инвестиции; предотвращение

использования кредитных организаций для недобросовестной коммерческой

практики.

§2. Правовой статус Банка России

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый

конституционно-правовой статус Банка России, определено его исключительное

право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной

функции – защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели

деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также

Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке

России)» и другими федеральными законами.

Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип

независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России

выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным

правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является

органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей

правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их

реализация предполагает применение мер государственного принуждения.

Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и

Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке

России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов

государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской

Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка

России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в

статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации

(Банке России)».

Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительные

права по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов

государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской

Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических

лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О

Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными

законами. Банк России в соответствии с Конституцией Российской Федерации не

обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в

законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов,

обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законом, а также

нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти,

касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться за

заключение в Банк России.

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное

имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк

России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по

владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая

золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в

соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом

«О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Изъятие и

обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не

допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая

независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои

расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в

судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных

государств и третейских судах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и

Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя

такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.

Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а

кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за

исключением случаев, когда Банк России или кредитные организации принимают

на себя такие обязательства.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе

Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность

и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению

Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России

(по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом

Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной

Думы в Национальном банковском совете Банка России в рамках своей квоты, а

также рассматривает основные направления единой государственной денежно-

кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения.

На основании предложения Национального банковского совета Банка России

Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой

Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его

структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная дума

проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его

представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о

деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных

направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Организационно-правовая форма Банка России

Общим признаком, характеризующим правовое положение Банка России,

независимо от того, в каком качестве он выступает, осуществляя возложенные

на него функции, является предоставленный ему Федеральным законом

Российской Федерации от 10.07.2002 года №86-ФЗ «О Ценральном банке

Российской Федерации (Банке России)». Однако ни данный Закон, определяющий

что Банк России является юридическим лицом (статья 2), ни другие принятые

после него федеральные законы не устанавливают для него организационно-

правовой формы юридического лица.

По разным мнениям, нашедшим отражение в юридической литературе, по

своей организационно-правовой форме он представляет собой:

- унитарное предприятие;

- государственное учреждение;

- государственную корпорацию.

- унитарное предприятие

Существование данной точки зрения обусловлено некоторыми историческими

предпосылками. Так, действовавшие до 1995 года Закон РСФСР от 02.12.1990

года № 394-1 «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» и Устав Банка

России, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от

24.07.1991 года закрепляли за Банком России имущество на праве

хозяйственного ведения. В результате были созданы фактические и

юридические предпосылки для выводов о коммерческом статусе Банка. Такие

выводы получили подтверждение после принятия Федерального закона от

30.11.1994 года №52-ФЗ «О введение в действие части первой Гражданского

кодекса РФ». В части 6 статьи 6 указанного закона устанавливалось, что к

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.