Рефераты. Реформа кредитно-банковской системы в Российской Федерации

сроки с учетом прав и законных интересов кредиторов.

По состоянию на 1 января 1998 г. в судебном и добровольном порядке

приняты решения о ликвидации 648 кредитных организации (76% общей

численности кредитных организаций, подлежащих ликвидации). На 1 января 1997

г. – 346 (60%), на 1 января 1996 г. – 90 (26%).

Банк России и его территориальные учреждения в случае уклонения

учредителей (участников) от ликвидации кредитной организации

непосредственно сами обращались в арбитражные суды. По их искам судами в

1997 г. было принято 151 решение (на 1 января 1997 г. – 95).

Работа по контролю за ликвидацией кредитных организаций наиболее

эффективно осуществляется в главных управлениях Центрального банка

Российской Федерации по Волгоградской, Камчатской, Костромской,

Новосибирской, Ростовской, Самарской и Смоленской областям. Краснодарскому

краю. В 1997 г. она улучшилась в Главном управлении по г. Москве.

Вместе с тем территориальные учреждения испытывают определенные

трудности в этой работе. Ее выполнению препятствует, в частности,

отсутствие у Банка России права (если он не является кредитором) обращаться

в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации

несостоятельной (банкротом). Данное обстоятельство во многом объясняет

случаи длительного нахождения кредитной организации, у которой отозвана

лицензия, в состоянии неопределенности.

Банк России в целях совершенствования работы с кредитными

организациями внес в Государственную Думу Федерального Собрания Российской

Федерации ряд предложений. Многие из них учтены в проекте Федерального

закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», а также в

проектах других федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность.

Предполагается, что после отзыва у кредитной организации лицензии Банк

России сможет обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании ее

банкротом, а также назначать в кредитную организацию уполномоченного

представителя. С момента его назначения все расходные операции кредитная

организация будет проводить только по согласованию с ним, вводится

отчетность для ликвидационных комиссии, а также аттестация Банком России

конкурсных управляющих.

4). Специализация кредитных организаций и концентрация банковского капитала

В банковской системе России в определенной мере проявляется тенденция

специализации кредитных организаций. В частности, можно выделить банки,

которые наряду со Сбербанком России активно работают на рынке частных

вкладов. Имеются примеры и другой специализации – в сфере инвестиционной

деятельности. Характерном особенностью указанных видов специализации

является их осуществление в рамках универсальной банковской лицензии.

Вполне вероятно, что банковская система продолжит развиваться в данном

направлении, в том числе путем расширения разрешаемых банкам видов

деятельности В этой связи нельзя не выделить категорию банков,

специализирующихся на работе с ценными бумагами и имеющих наряду с

банковской лицензией также лицензию профессионального участника рынка

ценных бумаг.

Данные вопросы внимательно изучаются Банком России в целях выработки

решении, направленных на стимулирование процессов, способствующих развитию

экономики.

Следует отметить и устойчивую тенденцию к концентрации банковского

капитала путем создания банковских групп (холдингов), а также к

консолидации банковского и промышленного капитала.

Имеются случаи объединения усилий отдельных кредитных организаций по

осуществлению совместной деятельности в каком-либо сегменте рынка

банковских услуг при сохранении самостоятельности каждой из кредитных

организаций. Немало объединении, в которых основная кредитная организация в

силу преобладающего участия в уставном капитале одной или нескольких

организаций либо в соответствии с заключенным договором имеет возможность

определять решения, принимаемые другими организациями.

По имеющимся данным, в России насчитывается 86 дочерних кредитных

организаций, причем в 11 из них основное общество признано таковым на

основании договора либо соответствующего положения в учредительных

документах. 28 кредитных организаций выступают в качестве дочерних обществ

юридических лиц, не являющихся кредитными организациями.

За последние два года доля иностранного капитала в совокупном капитале

российской банковской системы сохраняется практически на одном уровне,

колеблясь от 4,0 до 4,6% (на 1 января 1998 г. – 4,02%). В настоящее время в

России 16 кредитных организаций являются дочерними по отношению к банкам-

нерезидентам, многие из которых представляют транснациональные корпорации.

Вместе с тем интерес зарубежных банков к банковскому сектору России

значительно возрастает, о чем можно судить по возросшему количеству

ходатайств о создании ими здесь своих дочерних структур. При этом

изъявляется желание уже на стадии создания наделить их капиталом в сумме,

эквивалентной 40 – 50 млн дол. США. Образование и функционирование в России

крупных дочерних структур иностранных банков также может серьезно повлиять

на дальнейшее развитие банковской системы, и Банк России сейчас вновь

вернулся к вопросам регулирования допуска и деятельности банков с участием

иностранного капитала.

Реструктуризация – это структурная перестройка банковской системы, и

она не является кампанией, которая завершится уже в ближайшее время.

Структурная перестройка должна продолжаться и дальше, чтобы банковская

система России смогла обеспечить удовлетворение экономических потребностей

общества. Банк России видит свою задачу в том, чтобы принимаемые решения

способствовали этому.

5). АРКО – рычаг реструктуризации.

Рассчитывать на то, что банковская система Российской Федерации сама

по себе реструктурируется под действием рыночных механизмов и в нужную для

национальных интересов России сторону, не приходится Банку России придется

создавать соответствующие механизмы и запускать их в действие, в нужном нам

направлении.

При реструктуризации в первую очередь должны соблюдаться интересы

кредиторов и частных вкладчиков Хотя цель для всех очевидна — создать

систему платежеспособных банков, бесперебойно проводящих расчеты,

выполняющих функцию кредитования реального сектора экономики, но идти к ней

можно разными путями, исходя из того чьи интересы принимаются в качестве

доминирующих В этом плане защита интересов всех кредиторов, как

отечественных, так и иностранных, должна получить явный приоритет, как

наиболее соответствующая стратегическим национальным интересам России Если

это принять, то можно говорить о необходимости выработки наиболее

эффективной стратегии поведения АРКО в процессе реструктуризации При

разработке такой стратегии целесообразно учитывать, на наш взгляд,

следующие положения.

С помощью полученных средств (10 млрл руб. или даже больше) поднять большое

количество упавших банков не удастся. Их количество должно быть

ограниченным.

Передавать всем без исключения крупным банкам капитал для оздоровления

практически бесполезно.

АРКО будет испытывать сильное давление со всех сторон, ибо есть достаточно

влиятельные силы. заинтересованные получить от него средства как можно

быстрее и без анализа финансового положения.

При подготовке и принятии решении по конкретным банкам нельзя исходить из

представляемой банками информации о своем финансовом положении. Решения

должны приниматься лишь в результате тщательно проведенных обследовании

банков специальными комиссиями.

Методики и процедура обследования должны быть четко закреплены специальной

инструкцией. утвержденной руководством Банка России.

При обследовании банков необходимо особое внимание уделять анализу

возможностей возвращения потерянных активов, используя для этого нормы как

Гражданского, так и Уголовного кодексов РФ. Особенно это относится к

выданным банками кредитам.

В процессе реструктуризации не менее важной целью, чем воссоздание новой

системы нормально работающих банков, должно быть восстановление потерянных

банками активов и максимального удовлетворения требовании кредиторов.

Руководству АРКО необходимо создать сильную систему принятия решении,

защищающую его от «пробивания» со стороны властных и других структур

(например, специальный экспертный общественный совет для принятия

принципиальных решений).

АРКО должно организовать проведение соответствующих исследовании и

методических разработок с привлечением квалифицированных специалистов.

Необходимо отметить, что невозможно добиться стабильной работы второго

уровня банковской системы России при дестабилизации ее первого уровня –

Банка России, в адрес которого сейчас идут достаточно серьезные обвинения.

Цель их – добиться изменения статуса Банка России подчинив его кому-то или

радикально реорганизовав. Однако любые изменения должны быть лишь в

национальных интересах, учитывающих интересы не только политиков, банкиров,

бизнес-элиты, но и российских предприятий и граждан. Это значит, что

реорганизация данной структуры должна проводиться исключительно как

результат серьезных научных исследовании, разработок и обсуждении. Сегодня

же надо дать возможность Банку России работать, не растрачивая силы на

оправдания.

Заключение

Банковская система как один из необходимых и важных секторов развития

любой рыночной экономики в России показала спою жизнеспособность Следует

отметить, что банковский сектор России развивался в соответствии с

требованиями реформирования экономической системы, и только жестокий кризис

объявленной неплатежеспособности государства выбил его в значительной

степени из колеи

За последние два года количество банков сократилось с 2,5 тыс до почти

1,5 тыс Но это не проявление полицейской роли Центрального банка. Это

вполне нормальное развитие как функции банковского надзора, гак и

проявление нежизнеспособности целого ряда банков Банк России с его

территориальными управлениями накопил за это время положительны!! опыт

надзора и анализа деятельности коммерческих банков.

К сожалению, большинство сохранившихся банков по своим возможностям

недостаточно велики И, видимо, в ближайшее время Центральный банк будет

«подталкивать» их к увеличению капитальной базы, потому что их возможности

кредитовать клиентуру довольно ограничены И хотя они могут быть достаточно

активны в предоставлении кредитных услуг малому и среднему бизнесу,

работать с большими и крупными клиентами, которые всегда в стране были,

есть и будут, они не смогут.

Некоторые аналитики считают, что российская банковская система не

соответствовала принципам добросовестной конкуренции Надо признать, это

имело место Но это, главным образом, зависело не от Центрального банка, а

от экономической политики и, если прямо говорить, от той политической и

экономической системы, которая развивалась в стране со всеми ее социальными

последствиями

К сожалению, банки, которые были в числе добросовестных или

недобросовестных конкурентов, первыми оказались в кризисной ситуации в

августе 1998 г. У части из них – у так называемых «восемнадцати банков» –

есть проблемы, в первую очередь связанные с тем, что против привлеченных

вкладов населения, которые составляют почти миллиард долларов, есть

непогашенные и невыполненные обязательства государства более чем на 750 млн

долларов Это, может быть. не полностью адекватная сумма, но сумма, близкая

к накоплениям среднего слоя (не среднего класса, а среднего слоя нашей

страны), который мы хотим выпестовать для того, чтобы ход реформ был

необратим

Поэтому задача государства (и понимание этой задачи разделяют и

представители между – народных финансовых институтов) в том, чтобы найти

способ для хотя бы удовлетворения надежд наречения. Видимо, наилучшим

решением будет принятие такого законодательного акта о компенсациях,

который в какой-то степени мог бы способствовать восстановлению доверия у

значительной части населения к политике реформ.

Список использованной литературы

1) «Перспективы развития банковского кризиса в России» // Вопросы

экономики, 1999, №5, с. 65.

2) Б. Львин «Об устройстве банковской и денежной системы» // Вопросы

экономики, 1998, №10, с. 18.

3) С. Алексашенко, А. Астапович, А. Клепач, Д. Лепетиков «Российские банки

после кризиса» // Вопросы экономики, 2000, №4, с. 54.

4) Реструктуризация банковской системы: опыт, проблемы и перспективы //

Деньги кредит, 1999, №6.

5) Банковская система России: проблемы реструктуризации // Деньги кредит,

1998, №2.

6) Закон РСФСР от 02.12.90 г. "О банках и банковской деятельности в РСФСР".-

М.,1990.

7) Агапов Ю.В., Лаврушин О.И. Банковский кризис вошел в открытую форму//

Деньги и кредит 1995.-№10.-с.15.

8) Симановский А.Ю. Банковский сектор в переходной экономике России//

Деньги и кредит 1995.-№11.-с.26.

9) Буасье К., Коэн Д., Понбриа Г. Банковская система России: проблемы

переходного периода// Деньги и кредит 1996.-№4.-с.31.

10) Борисов С.М., Коротков П.А. Банковская система России: состояние и

перспективы// Деньги и кредит 1996.-№8.-с.5.

Приложение: Современная структура кредитной системы Российской Федерации

КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА

Парабанковская

система

Банковская

система

Неэмиссионные

банки

Центральный

банк

Специализированные

кредитно-финансовые

организации

Почтово- сберегательные

системы

Специализированные

Коммерческие

- лизинговые фирмы

- факторинговые фирмы

- ломбарды

- кредитные товарищества

- инвестиционные компании

- финансовые компании

- расчетные (клиринговые) центры

- пенсионные фонды

- страховые общества

и т.д.

- инновационные

- инвестиционные

- ссудосберегательные

- ипотечные

-----------------------

[1] Деньги и кредит 1.93. 5с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.