Рефераты. Реформа кредитно-банковской системы в Российской Федерации

более 2 тыс. страховых компаний, большое количесиво инвестиционных фондов

(компаний) , одновременно стали создаваться ипотечные банки,

негосударственные пенсионные фонды, финансово-строительные компании,

частные сберегательные банки и ряд других кредитных учреждений.

На конец 1994 г. структура кредитной системы России значительно

отличается от 1991 - 1992 гг.

Центральный банк

Банковская система:

коммерческие банки

сберегательные банки

ипотечные банки

Специализированные небанковские кредитно-финансовые институты

страховые компании

инвестиционные фонды

пенсионные фонды

финансово-строительные компании

прочие

Новая структура кредитной системы стала в большей степени отражать

потребности рыночного хозяйства и все больше приспособливаться к процессу

новых экономических реформ.

В то же время процесс становления кредитной системы выявил определенные

недостатки. Они выразились в нарушениях во всех звеньях: продолжают

образовываться и существовать мелкие учреждения ( банки, страховые

компании, инвестиционные фонды), которые из-за слабой финансовой базы не

могут справляться с потребностями клиентов; коммерческие банки и другие

учреждения в основном проводят краткосрочные кредитные операции,

недостаточно инвестируя свои средства в промышленность и другие отрасли.

Многие вновь созданные кредитно-финансовые институты, страховые

компании и инвестиционные фонды занимаются несвойственной им

деятельностью: привлекают вклады населения, выполняя функции коммерческих

и сберегательных банков. Ряд инвестиционных фондов, финансовых компаний и

банков построили свою деятельность не на подлинной коммерческой основе, а

по принципу пирамиды, что вызвало волну банкроств в 1993-1994 гг. Кроме

того, высокие ставки на краткосрочные кредиты ведут к необоснованному росту

прибылей, которые в последующем конвертируются в иностранную валюту , что

обесценивает рубль и ведет к усилению инфляции.

Современная структура крединой системы приведена в приложении.

Банковская система:

После обретения Россией независимости продолжися 2-й этап банковской

реформы, начавшийся еще в 1987 г. Однако условия проведения реформы теперь

значительно изменились.

В связи с распадом СССР, коренными изменениями в политике и экономике

банковская система в том виде, до которого ее удалось преобразовать в

последние годы существования СССР (т.е. за все годы «перестройки»), не

могла эффективно функционировать. Возникла необходимость в ее новой

перестройке в рамках нового государства. Новая банковская система должна

была производиться в условиях:

. масштабных структурных изменений, ведущих к радикальному изменению

экономического и политического строя страны (изменения в формах

собственности, конверсия, демонополизация, масштабные изменения в

структуре производимой продукции, нарушение целостного хозяйственного

комплекса бывшего СССР, формирование внешне ориентированной экономики,

масштабная перестройка государственной и политической системы);

. крайней нестабильности, требующей не только оперативного, но, прежде

всего долгосрочного, перспективного управления;

. глубокого кризиса хозяйства (падение производства и его эффективности,

инфляция), тяжелейшего состояния денежно-кредитного обращения,

расстройства всего финансового хозяйства страны;

. неудачной политики Банка России в 1991-I полугодии 1992 г., которая

привела к ослаблению банковской системы (платежный кризис, кризис

наличности, расстройство системы безналичных расчетов, чрезмерно жесткая

и непредсказуемая монетарная политика и т.п.).

В конечном итоге существовала необходимость долгосрочной концепции

перехода России к экономике рыночного типа и демократической

государственности, которым соответствует качественная иная банковская

система, нежели для централизовано планируемой экономики и тоталитарного

государства.

К сожалению, проект такой концепции был разработан О.И. Лаврушиным,

Я.М. Миркиным только в 1993 г.

Основными принципами этой концепции являлись:

. организация банковского дела в переходной экономике;

. реальная степень “рыночности” будущей банковской системы,

соотношение в ней централизованных и децентрализованных начал.

. направленность новой банковской системы на обслуживание процесса

реформ:[1]

- диверсификацию собственности (приватизацию, становление

независимого частного сектора);

- демонополизацию;

- становление новых рынков (ценных бумаг, земли, основных фондов,

страховых услуг, научно-технической продукции и информации и

т.п.);

- техническую, технологическую и продуктовую перестройку

хозяйства, конверсию и сокращение военных расходов;

- перестройку межрегиональных и межреспубликанских связей;

- усилению открытости экономики, ее интеграцию в

микрохозяйственные связи;

- перераспределение полномочий между центром и регионами.

Кроме того, банковская система, по мнению авторов концепции должна

способствовать развитию частной собственности в финансовом секторе,

развитию различных видов кредитных институтов. Но, при этом, не

должна нарушаться, строгая, система контроля за деятельностью

банков со стороны Центрального банка и представительных органов

государства.

. организация рыночных банковских реформ. Они должны осуществляться

значительно медленнее, чем происходят политические изменения, и не

революционно категорично, а эволюционно, с максимально эффективным

сохранением всех полезных элементов старой системы. В тоже время,

несмотря на то, что, банковские реформы являются лишь следствием

политических изменений, они не должны значительно отставать от них.

Существовавшая система межфилиальных оборотов Центрального Банка РФ

оказалась не готова к организации расчетов в условиях перехода к рынку:

участились случаи задержки платежей, имели место хищения денежных средств

по подложным документам.

Такая ситуация сложилась вследствие многократного увеличения

количества предприятий и коммерческих банков. Центральный Банк оказался не

готов к обслуживанию возросшего количества операций. Сказалось

недостаточное техническое оснащение Расчетно-кассовых центров, отсутствие

надежных каналов связи. Обработка расчетно-денежных документов велась

вручную, не было отлаженного механизма контроля за их подлинностью.

Первым шагом на пути оздоровления расчетной системы явилась отмена

монополии Центрального Банка на проведение расчетных операций. Коммерческим

банкам было разрешено устанавливать прямые корреспондентские отношения для

проведения расчетов в рублях.

Центральным Банком также были предприняты шаги, направленные на

улучшение организации собственной системы межбанковских расчетов.

Значительно улучшено техническое оснащение Расчетно-кассовых центров,

внедряются городские, областные, межрегиональные системы прямых расчетов

через РКЦ. Таким образом удалось добиться некоторого улучшения системы

организации расчетов как по скорости прохождения платежей, так и по ее

надежности.

В достижении позитивных сдвигов в области организации безналичных

расчетов в масштабах всей страны прямые межбанковские корреспондентские

отношения играют безусловно положительную роль. По системе прямых

межбанковских корреспондентских отношений проходят значительные объемы

расчетных операций, что уменьшает нагрузку на РКЦ Центрального Банка.

Корреспондентские отношения способствуют развитию разнообразных форм

сотрудничества между банками.

В организации системы безналичных расчетов в России наметились

положительные сдвиги. Однако, в целом расчетная система не отвечает

требованиям мировых стандартов. К началу 1998 г. определился, хотя еще

далеко не окончательно, круг коммерческих банков, сумевших создать

собственные сети банков-корреспондентов. Между ними развернулась

конкурентная борьба на рынке межбанковских расчетных услуг.

Состояние банковской системы России к началу 1998 г.:

Число действующих российских кредитных организаций к началу четвертого

квартала 1997 года достигло 1764, из них 1742 коммерческих банков и 22

небанковских кредитных организаций, в том числе 6 клиринговых центров.

Число филиалов действующих кредитных организаций вместе с учреждениями

Сберегательного банка РФ составило около 39 тысяч.

На 1.10.97 г. в России действовало 145 кредитных организаций с

участием иностранного капитала. Из них 14 - со 100%-ным участием

иностранного капитала и 10-е участием иностранного капитала свыше 50%.

На территории России действовали 172 представительства российских

кредитных организаций, в дальнем зарубежье - 109, в ближнем зарубежье - 31.

Совокупный зарегистрированный уставный капитал действующих кредитных

организаций к началу четвертого квартала 1997 года составил около 27,4

трлн. рублей, или 4,67 млрд. долларов США.

Сложившиеся проблемы:

1 – я проблема:

Центральный банк не выполняет свою главную задачу по обеспечению

устойчивости рубля (государство, по существу, вопреки закону встало на

инфляционный путь); коммерческие банки в нарушение закона зависимы от

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.