4. Ведение Картотеки №1 и №2.
Поступающие в банк платежные требования, оплачиваемые с
предварительным акцептом, учитываются на внебалансовом счете № 90901
«Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты» (Картотека № 1).
Расчетные документы, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на
клиентов, учитываются на внебалансовом счете 90902 «Расчетные
документы, не оплаченные в срок» (Картотека № 2). Картотека № 1 ведется
по срокам оплаты, а картотека № 2 - в разрезе каждого клиента. Операции по
внебалансовым счетам №№ 90901, 90902 (приход в картотеку и расход из
картотеки) оформляются с использованием платёжных ордеров.
Платежные требования оплачиваются банком только в порядке
предварительного акцепта. В этом документе в поле "Условие оплаты"
поставщик указывает "с акцептом". В поле "Срок для акцепта" получатель
средств указывает количество дней для акцепта в случае, если платеж
производится при условии акцепта требования плательщиком денежных средств.
Если в платежном требовании, подлежащем акцепту плательщиком, срок для
акцепта не указан, то сроком для акцепта следует считать 3 рабочих дня.
На всех экземплярах принятых банком платежных требований ответственный
исполнитель банка в поле "Срок платежа" проставляет дату, по наступлении
которой истекает срок акцепта платежного требования. День поступления в
банк платежного требования в расчет указанной даты не принимается.
Последний экземпляр платежного требования используется в качестве извещения
для акцепта и передается плательщику в тот же день, если документы
поступили в операционное время, либо не позже следующего рабочего дня при
поступлении документов по истечении операционного времени. Передача
платежных требований плательщику осуществляется исполняющим банком в
порядке, предусмотренном договором банковского счета.
Таким образом, платёжные требования помещаются исполняющим банком в
Картотеку №1 до получения акцепта плательщика либо наступления срока
платежа. Плательщик вправе отказаться полностью или частично от акцепта
платежных требований по основаниям, предусмотренным в основном договоре, в
том числе в случае несоответствия применяемой формы расчетов заключенному
договору, с обязательной ссылкой на пункт, номер, дату договора и указанием
мотивов отказа. При этом отказ плательщика от оплаты платежного требования
оформляется заявлением об отказе от акцепта формы №0401004, составляемым в
трёх экземплярах. Первый и второй экземпляры заявления оформляются
подписями должностных лиц, имеющих право подписи расчетных документов, и
оттиском печати плательщика.
Ответственный исполнитель банка, на которого возложен прием заявлений
об отказе от акцепта платежных требований, проверяет правильность и полноту
оформления клиентом заявления об отказе от акцепта, наличие основания для
отказа, ссылки на номер, дату, пункт договора, в котором это основание
предусмотрено, а также соответствие номера и даты договора, которые указаны
в платежном требовании и заверяет все экземпляры заявления об отказе от
акцепта своей подписью и оттиском штампа банка с указанием даты.
При полном отказе от акцепта платежное требование изымается из
картотеки по внебалансовому счету №90901 "Расчетные документы, ожидающие
акцепта для оплаты" и в тот же день подлежит возврату в банк - эмитент
вместе со вторым экземпляром заявления об отказе от акцепта для возврата
получателю средств. Первый экземпляр заявления об отказе от акцепта с
копией платежного требования помещается в документы дня банка плательщика в
качестве основания возврата расчетного документа без оплаты и списания с
внебалансового счета №90901. Третий экземпляр заявления возвращается
плательщику в качестве расписки в получении заявления об отказе от акцепта.
При частичном отказе от акцепта платежное требование изымается из
Картотеки №1 и оплачивается в сумме, акцептованной плательщиком. При этом
сумма, обозначенная цифрами, обводится и рядом с ней выводится новая сумма,
подлежащая оплате. Произведенная запись заверяется подписью ответственного
исполнителя банка. Первый экземпляр заявления об отказе от акцепта вместе с
первым экземпляром платежного требования помещается в документы дня в
качестве основания списания денежных средств со счета клиента, второй
экземпляр заявления направляется не позже рабочего дня, следующего за днем
приема заявления об отказе от акцепта, в банк - эмитент для передачи
получателю средств. Третий экземпляр заявления возвращается плательщику в
качестве расписки в получении заявления об отказе от акцепта.
Ответственность за необоснованный отказ от оплаты платежных требований
несет плательщик. Банки не рассматривают претензии по существу отказов от
акцепта. Все возникающие между плательщиком и получателем средств
разногласия разрешаются в порядке, предусмотренном законодательством.
При неполучении в установленный срок отказа от акцепта платежных
требований они считаются акцептованными и на следующий рабочий день после
истечения срока акцепта изымаются из Картотеки №1 и при наличии денежных
средств на счёте плательщика оплачиваются. При отсутствии или
недостаточности денежных средств на счете платёжные требования помещаются
в Картотеку №2 по внебалансовому счету №90902 "Расчетные документы, не
оплаченные в срок".
В случае помещения платежного документа в Картотеку №2 не оплаченных
в срок платёжных документов из-за недостаточности средств на счете
плательщика, банком заполняется поле "Дата помещения в картотеку".
Ежедневное движение денежных средств по Картотеке №2 отражается в
специальном журнале в разрезе расчетных (текущих) счетов с указанием
даты, номера документа и списанной суммы. На каждом платежном документе,
поставленном в картотеки №1 и №2, ответственный исполнитель
проставляет штамп «Картотека № ...» и дату поступления в банк. При
поступлении денежных средств, расчётные документы из Картотеки №2
оплачиваются в порядке, установленном статьёй №855 Части II Гражданского
Кодекса. При этом:
- в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам,
предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для
удовлетворения требований о возмещении вреда, причинённого жизни и
здоровью, а также требований о выдаче алиментов;
- во вторую очередь производится списание по исполнительным документам,
предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчётов
по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по
трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений
по авторскому праву;
- в третью очередь производится списание по платёжным документам,
по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, а также по
отчислениям в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ,
Государственный фонд занятости населения РФ и фонды обязательного
медицинского страхования;
- в четвёртую очередь производится списание по платёжным документам,
предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисление в
которые не предусмотрены в третьей очереди;
- в пятую очередь производится списание по исполнительным документам,
предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
- в шестую очередь производится списание по другим платёжным документам в
порядке календарной очерёдности.
Списание средств со счёта по требованиям, относящимся к одной очереди,
производится в порядке календарной очерёдности поступления документов.
Здесь следует отметить, что Конституционный Суд РФ Постановлением от
23.12.1997г. №21-П по делу о проверке конституционности пункта 2 статьи
№855 ГК РФ и части шестой статьи 15 Закона РФ «Об основах налоговой системы
в РФ», в связи с запросом Президиума Верховного Суда РФ, признал не
соответствующим статье 19 Части I Конституции РФ положение абзаца
четвёртого пункта 2 статьи №855 ГК РФ. Таким образом, существование третьей
очереди было признано неправомочным.
Частичная оплата расчетных документов осуществляется платежным
ордером, оформляемым на бланке формы №0401066. Платежный ордер составляется
банком в день совершения расчетной операции в количестве экземпляров,
необходимом для проведения платежа. Поле "№" заполняется в соответствии с
принятой в банке нумерацией для платежных ордеров, в поле "Дата"
указывается дата выписки (оформления) платежного ордера. В полях "Сумма
прописью" и "Сумма" указывается сумма частичного платежа соответственно
прописью и цифрами, в поле "Сумма остатка платежа" - сумма остатка платежа
цифрами.
Последний частичный платеж, которым осуществляется полная оплата
расчетного документа, производится платежным ордером. В этом случае в полях
"Сумма прописью" и "Сумма" указывается сумма последнего частичного платежа,
а в поле "Сумма остатка платежа" проставляется "0-00". В поле "№ частичного
платежа" проставляется порядковый номер частичного платежа.
Поля "№", "Дата", "Сумма", "Сумма остатка платежа", "№ частичного
платежа" в платежном ордере должны соответствовать записи о частичном
платеже в оплачиваемом расчетном документе.
Реквизиты плательщика, получателя, банка плательщика, банка
получателя, а также назначение платежа переносятся из расчетного документа,
по которому производится частичная оплата, в соответствующие поля
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12