Рефераты. Программа маркетинга

табл.

Сведения о деятельности потенциальных конкурентов (коммерческих

банков, функционирующих на региональном кредитном рынке) в динамике[5]

|ПОКАЗАТЕЛИ |1994 г.,1995 г., 1996 |Темпы роста 1995 г. |

| |г. |, 1996 г. % |

|1 |2 |3 |

|1. Количество коммерческих банков, | | |

|работающих на территории рынка | | |

|2. Общий размер уставного фонда | | |

|(тыс. руб. ) | | |

|3. Совместный годовой оборот | | |

|(тыс. руб. ) | | |

|4.Размер прибыли (тыс. руб. ) | | |

|5. Средняя оборачиваемость кредитных| | |

|ресурсов, % | | |

|6. Интервал процентов оплаты | | |

|банковских операций,% | | |

|7. Размер долгосрочных кредитов, | | |

|предоставленных предприятиям и | | |

|организациям региона (тыс. руб. ) | | |

|8. Размер валютно-экспортных | | |

|операций предприятий и организаций, | | |

|поручаемых коммерческим банкам(тыс. | | |

|руб. ) | | |

|9. Виды предоставляемых банками | | |

|услуг и их доля в общем объеме | | |

|прибыли,?? | | |

|-кредит партнерский | | |

|-факторинг | | |

|-лизинг и т. д. | | |

|10. Свободные денежные средства | | |

|коммерческих банков | | |

|корреспондентских счетах, резервных | | |

|счетах и в кассе (тыс. руб.) | | |

Так как маркетинг нацелен на потребителя, то анализ потребительских

групп и поведения клиентов является отправным пунктом в выработке плана

действий. Основой для такого анализа служит сегментация рынка, то есть

выявление в общей массе потенциальных потребителей относительно

обособленных сегментов (или целевых групп). Другими словами сегмент - это

часть рынка которую можно охарактеризовать общими признаками. В идеале он

должен отвечать следующим требованиям:

1.Однородность,

2. Измеримость (есть возможность измерить емкость сегмента),

3. Доступность,

4. Существенность (должен быть достаточно большой чтобы обеспечить

прибыльность),

5. Защищенность (высокие входные барьеры для конкурентов)[6]. При

разработке конкурентной стратегии используют один из трех подходов к

сегментации:

Стратегия несегментированного рынка (недифференцированный маркетинг). Но на

банковском рынке она вряд ли применима.

Многосегментная стратегия (дифференцированный маркетинг). Это

стратегия большинства крупных универсальных банков. Здесь выделяют

стратегию пересекающихся сегментов или кустовой маркетинг.

Односегментная стратегия (концентрированный маркетинг). Все усилия

и ресурсы сосредоточены на одном сегменте, что характерно cследующие

"пучки" групп клиентов: а) группы по возрасту, б) группы по полу, в) группы

по семейному положению, г) группы профессий, Д) группы по национальной

принадлежности. Такую группировку проводят для клиентов - физических лиц,

при формировании и изменении ассортимента банка, особенно при разработке

новых видов вкладов.

По принадлежности к социальному классу клиенты могут относиться к

высшему классу (группа золотых воротничков), среднему ( группа белых

воротничков) и к низшему классу (группа синих воротничков). Такую

классификацию можно использовать не только для ассортиментной политики, но

и для установления дифференцированных или гибких цен.

Могут применяться и такие виды сегментации как по образу жизни :

люди, живущие сегодняшним днем; авантюристы; утилитаристы, пассивные, с

уважением к материальным ценностям; лица, стремящиеся быть в центре

событий; по готовности пользоваться услугами:

осведомленные, информированные, интересующиеся, желающие; по склонности к

риску : консервативные, умеренные спекулянты, радикальные спекулянты; а

также другие виды сегментаций.

Важно и то, что в одном сегменте потребители ведут себя по разному, это

связано с двумя факторами : с иерархией потребностей и с факторами

потребительского выбора.

А. Маслоу[7] представил иерархию потребностей в виде

пирамиды:

1 - физиоогические потребности ( голод, жажда)

2 - потребности самосохранения ( безопасность, защищенность)

3 - социальные потребности или потребности в сопричастности ( чувство

духовной близости, любви)

4 - потребности в уважении ( самоуважение, призвание, статус)

5 - потребности в самоутверждении ( саморазвитие, самореализация)

Банковские услуги опосредуют все пять уровней потребностей. Например,

физиологические потребности удовлетворяются с помощью кредитных карточек,

чеков, потребность в уважении удовлетворяется индивидуальным походом к

каждому клиенту или даже выделение персонального менеджера для крупных

клиентов.

Факторы же потребительского выбора сложнее поддаются выявлению и

учету, так как это то, что влияет на поведение потребителя извне -

экономические, социальные, культурные факторы, и изнутри - личностные

факторы и психологические особенности. Рассматривать их подробно в данной

работе нецелесообразно, однако знать их и учитывать их влияние маркетологи

банка должны обязательно.

Мы осветили одну сторону анализа рынка. Другая сторона оценка

конкурентной позиции банка. Конкурентная позиция - это положение занимаемое

банком на рынке благодаря своей деятельности,

то есть абсолютная и относительная доля на рынке, а также имеющиеся у него

конкурентные преимущества перед другими субъектами рынка (или их

отсутствие), другими словами его конкурентоспособность.

Доля на рынке - важнейшая количественная характеристика конкурентной

позиции. Для ее определения применяют различные экономико-математические

приемы анализа, которым посвящена отдельная литература.

Чаще всего конкурентная позиция определяется не математическими методами, а

эвристическими, то есть на основе интуиции, прошлого опыта и экспертных

оценок маркетолога банка. Анализ конкурентоспособности опирается на

"контрольные показатели" деятельности банка. Здесь проводится подробный

анализ банка, который включает в себя:

-оценку состояния и результатов деятельности банка на момент проведения

анализа,

-сравнение этих данных с данными в динамике,

-сравнение результатов деятельности банка с аналогичными результатами

других банков.

При оценке состояния и результатов деятельности банка проводится анализ

баланса банка, анализ структуры активных и пассивных операций банка, анализ

ликвидности баланса банка и выполнения экономических нормативов, анализ

доходов и расходов банка. Анализ баланса банка проводится как полный, так и

тематический ( то есть анализ структуры, анализ статей банковской прибыли).

Будут использованы все виды анализа: структурный, функциональный,

операционно-стоимостной, кроме народно-хозяйственного, характеризующего

влияние деятельности банка на формирование денежной массы и ссудного фонда

страны. Функциональный анализ позволяет выявить специализацию деятельности

банка, а также произвести оценку эффективности и целесообразности

выполняемых банком функций. Операционно-стоимостной анализ углубляет

исследование доходности банка и дает представление о стоимости и

рентабельности конкретных операций. Он позволяет оценить значение каждого

вида операций в формировании прибыли банка и выработать основные

направления депозитно-ссудной политики банка. Структурный анализ

характеризует изменения в структуре операций банка, это анализ его активов

и пассивов. При анализе ликвидности и выполнения нормативов вычисляются

соответствующие коэффициенты и показатели. Анализ прибыльности банка

включает вычисление показателей, характеризующих прибыльность деятельности

банка в целом, качественный и количественный анализ структуры доходов и

расходов, анализ прибыльности отдельных операций банка. Обобщение

результатов проведенного анализа позволит определить факторы, влияющие на

деятельность банка, и уже на этой ступени программы подготовить

рекомендации по ее улучшению.

Следующими элементами маркетинга являются наблюдение за рынком и

прогнозирование рынка. Ведь первая ступень программы маркетинга - это

своего рода моментальный снимок рыночной ситуации, а рынок явление

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.