Рефераты. Проблемы внедрения пластиковых карточек на примере Ставропольского банка Сбербанка РФ

источником этих средств являлись вклады населения) хранилось на

корреспондентских счетах и депозитах в коммерческих банках, то на 01/01/99

этот показатель практически равен нулю. Таким образом, в условиях

финансового кризиса, банк предпочитает минимизировать возможные финансовые

потери и не стремится получить прибыли от размещения средств на

межбанковском рынке.

Расчет всех экономических нормативов деятельности банка,

предусмотренных инструкцией ЦБ РФ, не представляется возможным в связи с

тем, что для их расчета необходим подробный баланс в разрезе балансовых

счетов второго порядка, которые банк не счел возможным предоставить. Однако

рассмотрение нормативов, опубликованных в годовых отчетах банка за период с

1996 по 1998 годы, позволяет сделать следующие выводы. Несмотря на

некоторое снижение в этот период показателей ликвидности, баланс банка

остается, несомненно, ликвидным. Согласно показателей, характеризующих

деятельность банка за период с 1997 по 1999 годы, нормативы ликвидности,

установленные ЦБ РФ, превышаются в несколько раз (Приложение 6). Во многом

это связано с большими объемами средств, вложенных в государственные ценные

бумаги и переданных Сбербанку России, который также является крупнейшим

держателем государственных долговых обязательств. А эти статьи баланса

имеют наибольшее влияние при расчете нормативов текущей и долгосрочной

ликвидности. Однако развитие ситуации на финансовом рынке России после 17

августа 1998 года показало, что вложения в государственные обязательства

оказались наименее ликвидными активами. Поэтому по мнению экспертов в этой

области, Сбербанк России и его территориальные подразделения к осени 1998

года имели реально более плохие показатели ликвидности. Способность

Сбербанка выполнить свои обязательства перед клиентами зависела главным

образом от имеющихся у государства и ЦБ РФ возможностей поддерживать

ликвидность его корреспондентских счетов. Особенно ярко это проявилось в

период массовых отливов со счетов частных лиц после 17 августа 1998 года,

когда суточный размер финансовой поддержки Центробанка России Сбербанку

достигал 1,5 млрд. рублей. В этой связи, а также в условиях отсутствия у

населения альтернативных возможностей вложения средств, опасения по поводу

способности Сбербанка РФ выполнять свои обязательства, оказались

напрасными.

Анализируя все вышеизложенное, можно сделать следующий вывод:

Ставропольский Банк Сбербанка РФ – стабильно развивающееся банковское

учреждение, неуклонно повышающее степень своего присутствия на финансовом

рынке региона. Он прилагает значительные усилия для формирования клиентуры

не только среди физических, но и среди юридических лиц, умело использует

благоприятные возможности, предоставляемые экономической и политической

обстановкой в регионе. Вместе с тем, для закрепления своих успехов, банку

совершенно необходимо расширить вложения в реальный сектор экономики

региона, самостоятельно инициировать разработку и осуществление крупных и

средних инвестиционных проектов, возможно – в сотрудничестве с иными

финансовыми учреждениями, органами государственной и муниципальной власти.

2.2 Анализ организации работы с пластиковыми карточками в банке

Ставропольский Банк Сбербанка России последовательно развивает систему

безналичных расчетов с использованием пластиковых карточек. Эта работа в

банке ведется уже более 3-х лет. За это время были разработаны и опробованы

на практике различные технологии. На первом этапе в ряде отделений банка

использовались карты с магнитной полосой. Фактически они служили

заменителями традиционных сберегательных книжек. Эффективность их

применения заключалась преимущественно в ускорении процесса обслуживания

клиентов, отсутствии необходимости сличения подписи на расходном ордере с

имеющимся образцом, обеспечения для клиента возможности получения и

внесения средств на счет в любом филиале отделения, независимо от места

открытия счета. Низкая стоимость карточек, быстрота изготовления,

оперативность замены, высокая безопасность – все это получило высокую

оценку клиентов банка. Так, только по Невинномысскому отделению №1583, в

короткий срок более 70 % физических лиц непосредственно при открытии счета

получали пластиковую карточку.

Однако, внедренная в ряде отделений Ставропольского банка система,

наряду с достоинствами, имела и ряд существенных недостатков. Во-первых,

она не являлась, как таковой, системой расчетов. С использованием карточки

нельзя было оплатить товары (услуги), невозможно было получить наличные

деньги в банкомате. Главный же недостаток – система действовала в рамках

отдельных ОСБ. Даже в пределах одного территориального банка клиент не мог

получить средства в Пятигорском отделении Сбербанка, если счет был открыт в

Невинномысском ОСБ.

В 1996 году, с началом жесткой централизации всех вопросов

деятельности в центральном офисе, Сбербанк России начал активный поиск

единой платформы для развития карточного бизнеса, обязательной к применению

во всех своих территориальных подразделениях, в том числе и в

Ставропольском Банке. Именно к этому периоду относится начало разработки и

развития в Ставропольском Банке системы карточных расчетов на основе ЧИП-

технологий.

В настоящее время Ставропольским Банком эмитируются пластиковые карты

Сбербанка России, карты международных платежных систем «VISA»,

«Europay/Master Card». На 1 апреля 1999 года Банком эмитировано более 24

тысячи этих карт. Кредитовый оборот по счетам клиентов только за последний

год составил 174 млн. рублей. Динамика количества карточных счетов

юридических и физических лиц в банке за период с 01 октября 1997 года по 01

апреля 1999 года представлена в таблице (приложение 7). Для удобства

восприятия эти же данные оформлены на диаграмме в разрезе отделений,

находящихся на территории Ставропольского края (приложение 8). Данные

таблицы показывают, что за 1998 год число карточных счетов увеличилось

более чем в 2 раза. В настоящее время наличные денежные средства по

указанным типам микропроцессорных карт можно получить во всех 30-ти

отделениях и многих филиалах Ставропольского банка. Кроме того, на

территории края установлено 13 банкоматов для выдачи наличных в рублях и

иностранной валюте, 140 торговых терминалов по приему оплаты за товары и

услуги путем списания с карточных счетов. Торговыми терминалами охвачены

сети автозаправочных станций «ЛукОйл», крупные торговые центры большинства

городов края.

На диаграмме (приложение 9) представлена динамика остатков на

карточных счетах и дебетовых оборотов по ним. При составлении таблицы и

диаграммы использовались данные по рублевым счетам Автоматизированной

Системы «Сберкарт». Методом полиномиальной аппроксимации 2-й степени

построены линии трендов этих показателей. Оба тренда свидетельствуют, что

при отсутствии воздействия негативных внешних факторов, оба показателя

получат наибольший прирост во 2-3 кварталах 1999 года.

Представленные выше данные свидетельствуют о том, что несмотря на то,

что процесс развития карточного бизнеса в Ставропольском Банке СБ РФ

развивается достаточно активно, тем не менее наиболее существенный рост у

него все же впереди. Причем темпы развития этого процесса напрямую зависят

от количества торговых терминалов и пунктов выдачи наличных денежных

средств.

2.3 Анализ оснащения платежной системы и технологические вопросы ее

функционирования

Как уже отмечалось выше, Ставропольский Банк СБ РФ, как и весь

Сбербанк России, прошел достаточно длинный и сложный путь определения

платформы своего карточного бизнеса. В процессе работы, на практике, были

опробованы карточки с магнитной полосой, так называемые MEMORY-карты. И все

же окончательное решение было избрано в пользу микропроцессорных (ЧИП)-

карт, базирующихся на платформе UEPS, несмотря на более высокую стоимость

как самих карт, так и оборудования для организации банковского сервиса.

Система UEPS – Универсальная Электронная Система Платежей, разработана

французской компанией NET1 Prodacts и в настоящее время признана

национальным банковским стандартом в ряде стран. В России на этой платформе

развивают свой карточный бизнес не только Сбербанк России, но и

Промстройбанк России, Башпромбанк, Кубаньбанк, Далькомбанк и другие

коммерческие банки.

UEPS является закономерным этапом развития технологии пластиковых

карт, следующим шагом на пути развития платежных операций.

Основным технологическим принципом UEPS является осуществление

платежных транзакций в торговых точках в режиме OFF-Line при

непосредственном взаимодействии двух карт – карты покупателя и карты

продавца.

С теоретической точки зрения, UEPS способна заменить практически все

существующие операции с наличностью на электронные транзакции. Необходимым

условием для клиента является при этом только наличие счета в банке.

Основными целями разработчиков платформы являлось удовлетворение

следующих основных потребностей : платформа должна быть универсальна для

всех существующих и вновь возникающих финансовых услуг, не требуя при этом

какой- либо модификации; платформа должна быть рассчитана на

неквалифицированных пользователей и , вместе с тем, обеспечивать

минимальные риски финансовым и торговым организациям; платформа должна в

максимальной степени использовать возможности существующей банковской

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.