Рефераты. Правовое регулирование банковской деятельности

Правовое регулирование банковской деятельности

Санкт-Петербургский государственный технический университет

Факультет Экономики и Менеджмента

ПРАВОВОЕ ????????????? ?????????? ????????????

Доклад по курсу «Коммерческое право»

Выполнила студентка

Проверил Покровский В.Н.

Санкт-Петербург

2000

Банковское регулирование

Банковская деятельность как основной элемент функционирования финансовой

системы - объект наиболее жесткого регулирования со стороны государственно-

властных структур по сравнению с любой другой формой экономической

деятельности. Это связано с теми характеристиками банков, которые

объективно присущи им и определяет их положение в качестве ключевых

элементов финансовой системы. В зарубежной юридической науке выделяют три

такие характеристики: высокий уровень финансовой взаимозависимости;

возможность легко изымать денежные средства и недостаточная открытость.

Рассмотрим более подробно содержание упомянутых характеристик банков. Во-

первых, высокий уровень взаимозависимости обусловлен статусом банков как

финансовых посредников в экономической деятельности и выражается как

соотношение активов банка и его собственного капитала. Фактическая величина

активов во много раз превышает размер собственного капитала именно- этим

можно объяснить то обстоятельство, что каждый банк, в том числе самый

надежный , условно платеже способен. Термин "условно платежеспособный"

означает, что банк действительно платежеспособен только до момента

коллективного изъятия вкладчиками внесенных ими ранее денежных средств. При

подобном изъятии у банка возникает проблема жесточайшего кризиса

ликвидности, и он будет вынужден реализовать свои активы. Между тем в

рыночной экономике объективно существует диспропорция между балансовой

величиной активов и их рыночной стоимостью, которая в большей мере зависит

от качественной характеристики активов. Таким образом, реализация активов

может быть осуществлена только со значительным дисконтом по сравнению с их

балансовой стоимостью. В силу этого кризис ликвидности, вызванный внезапным

и массированным изъятием денежных вкладов, может легко трансформироваться

в кризис платежеспособности.

Во-вторых, уязвимость банков к внезапному изъятию вкладов также

увеличивает вероятность такого изъятия. Закрепленная в договоре между

банком и клиентом обязанность банка выплатить денежные средства вкладчику

по первому требованию предполагает, что в случае недостаточности

банковского капитала для удовлетворения требований всех вкладчиков первыми

получат свои денежные средства те клиенты, которые первыми заявили банку

свои требования. Именно структура приоритетов в выплатах побуждает

вкладчиков изымать свои деньги при первых признаках неблагополучия банка.

Теоретически совершенно безразлично, действуют ли вкладчики на основании

истинной информации о действительном или возможном ухудшении финансового

положения банка или на основании ложных слухов.

В-третьих, недостаточная открытость банковской деятельности может привести

к тому, что об ухудшении финансового положения банка станет известно

слишком поздно и рынок не сумеет прореагировать достаточно быстро и

должным образом. Этот факт объясним тем, что определить действительное

финансовое положение банка лишь на основании широко доступной информации ,

которая к тому же быстро устаревает , нелегко , так как структура активов

может изменится буквально в считанные дни. Данные характерные особенности

содержат в себе потенциальный источник нестабильности банковской системы

того или иного государства в целом, способной вызвать «цепную реакцию» в

виде краха ряда банков одного за другим. Более того, в нерегулируемой

обстановке конкурентной борьбы в стремлении выиграть гонку у конкурентов

будут вынуждены проводить операции, несущие излишне рискованный характер,

что в конечном итоге приведет к ухудшению их финансового положения и

положения из клиентов. Следовательно, главная задача банковского

регулирования состоит в ограничении излишне рискованной банковской

деятельности в рыночной экономике, основанной на свободной конкуренции.

В этом контексте термин «банковское регулирование » можно определить как

систему специфических правил поведения нормативного характера,

сформулированных государственными органами(например, парламентом в виде

законов), иными властными структурами(Центральным банком в виде

инструкций), а также негосударственными саморегулируемыми

организациями(например, Ассоциацией банков в виде Кодекса банковской

практики), которые своей целью имеют ограничение банковской активности и ,

главным образом, банковских операций.

Или другими словами, банковское регулирование- система мер, с помощью

которых государство через ЦБ занимается обеспечением стабильного,

безопасного функционирования банков, предотвращением дестабилизирующих

тенденций. В современных условиях банковское регулирование сводится прежде

всего к надзору за операциями банков в интересах стабильности всей

экономики. В основе банковского регулирования и надзора лежит принцип так

называемого “верблюда”. Английский акроним “CAMEL” (верблюд) составлен по

заглавным буквам основных критериев банковского надзора:

достаточность капитала (отношение собственных средств к суммарным

активам);

качество активов с точки зрения риска, ликвидности и т.д.;

качество менеджмента (квалификация управляющих);

ликвидность: способность быстро и безболезненно выполнять обязательства

(соотношение ликвидных и прочих активов);

доходность;

Существует два вида банковского регулирования: валютное и пруденциальное.

Задача первого состоит в проведении разумной денежно-кредитной политики,

выступающей инструментом достижения макроэкономических целей государства.

Задача пруденциального регулирования - в обеспечении стабильности и

надежности банков, а также защите интересов их вкладчиков. В связи с этим

можно выделить две цели пруденциального регулирования :

-защита вкладчиков как потребителей банковских услуг от риска возможного

краха каждого конкретного банка ;

-защита банковской системы в целом от риска «цепной реакции» в виде краха

целого ряда банков.

Можно полностью согласится с высказанным в зарубежной литературе

утверждением, что пруденциальное регулирование не ставит задачей

предотвратить крах каждого конкретно взятого банка. Пруденциальное

регулирование всегда нацелено на защиту системного интереса и в этом смысле

носит макроэкономический характер.

Цели пруденциального регулирования определяют его функции, выступающие как

оперативная форма реализации целей. Учитывая вышеизложенное и суммируя

разные точки зрения, можно выделить три функции пруденциального

регулирования банковской деятельности:

1) превентивную, предназначенную для минимизации рисковой деятельности

банков;

2) защитную, призванную гарантировать интересы вкладчиков в случае

краха конкретного банка;

3) обеспечительную, призванную обеспечить финансовую поддержку

конкретного банка в случае его кризисного состояния, оказываемую

Центральным банком как кредитором последней инстанции.

Превентивная функция выступает как ключевая в пруденциальном регулировании

банковской деятельности. Главная цель, на реализацию которой направлена

данная функция, состоит в ограничении операций банков, несущих высокую

степень риска, для того, чтобы уменьшить потенциальную возможность краха

банков. Можно выделить три аспекта превентивной функции, достаточно полно

раскрывающих ее содержание. Именно в них заметно регулятивное воздействие

государства на банковский сектор экономики. При этом государственное

регулятивное воздействие неизбежно принимает правовую форму, так как

происходит путем принятия нормативно-правовых актов соответствующими

компетентными органами государства:

q введение ограничений для субъектов экономической деятельности,

желающих заняться банковским бизнесом, в форме обязательной

государственной регистрации и лицензирования, которые содержат

комплекс жестких требований специального характера, адресованных

таким субъектам;

q формулирование минимальных экономических стандартов банковской

деятельности, касающихся достаточности капитала, ликвидности и

платежеспособности банков, которые определяют основные параметры

их функционирования и тем самым сдерживают излишне рискованную

активность;

q осуществление надзора за соответствием деятельности банков

предписанным экономическим стандартам с целью контроля за

стабильностью и надежностью функционирования банковской системы в

целом.

Банк России и его взаимоотношения

с кредитными организациями.

Законодательство России закрепляет двухуровневую банковскую систему, в

которой первый уровень представлен Центральным банком, принадлежащим

государству, а второй уровень состоит из множества негосударственных

(коммерческих) банков, находящихся в частной, корпоративной и муниципальной

собственности. Двухуровневая банковская система отражает сложившуюся

практику распределения функций и объема полномочий между ее различными

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.