Рефераты. Порядок расчета и отражения в учете обязательных резервов

коммерческие банки способны эмитировать денежную массу (Д), величина

которой определяется формулой

Д = Эd + R = 100 d/r + d = d * (r + 100)/r,

если r выражен в процентах, или

Д=d*(r+1)/r,

если r представляет собой коэффициент.

При этом размер депозитной эмиссии (Эd) не превысит суммы привлеченного

депозита (d) , умноженной на величину, обратную коэффициенту

резервирования, а общая сумма минимальных резервов будет равна размеру

депозита (d).

Следовательно, величина кредитно-депозитной эмиссии (Эd) и всей денежной

массы в целом (Д) прямо пропорциональна размеру привлеченных коммерческими

банками депозитов (d) и находится в обратной зависимости от норматива

резервных требований, установленного ЦБ (r). В то же время изменение уровня

норматива резервирования не влияет на максимально возможную сумму резервов

(R) и объем имеющихся у коммерческих банков наличной денежной массы (Д0).

В данной связи появляется угроза падения уровня ликвидности, вызванного

падением фактических остатков наиболее ликвидных наличных средств у

коммерческих банков (Д0 и R) объему эмитированной ими безналичной денежной

массы (Д и Эd). Поддержание процентного отношения между наличными и

безналичными денежными средствами в экономике на прежнем уровне может

достигаться, во-первых, посредством пропорциональной эмиссии наличности со

стороны ЦБ, в случае если он поощряет депозитную экспансию; во-вторых,

благодаря процессам саморегулирования на микроуровне, выраженным в

ликвидации эмитированных коммерческими банками безналичных денежных

средств, когда депозитная эмиссия не поддерживается ЦБ, если он проводит

рестрикционную политику.

Минимальные резервы, депонированные на отдельном счете в ЦБ, являются

составной частью денежного агрегата Д0 и приравниваются по уровню

ликвидности к наличным деньгам. Поскольку агрегат Д0 входит во все

последующие денежные агрегаты, то, изменяя величину агрегата Д0, ЦБ имеет

возможность воздействовать на совокупную величину денежных средств в

экономике. Увеличение сумм депонируемых минимальных резервов, находящихся в

ЦБ, влечет за собой сокращение величины денежного агрегата Д0, а

соответственно и Д1-Д5, и наоборот.

Поэтому фиксация определенного лимита наличных денежных средств в

регионе является еще одним инструментом регулирования ЦБ уровня ликвидности

коммерческих банков.

Следовательно, помимо определения абсолютных размеров выпуска (изъятия)

в обращение наличности, эмиссионные

Функции Центрального банка, как основного, хотя и не единственного

субъекта денежной эмиссии, реализуется как посредством изменения норматива

минимальных резервов, влияющего на динамику безналичной денежной массы, так

и с помощью установления коэффициента наличности (определенной доли налично-

денежного оборота), характеризующегося отношением денежного агрегата Д0 к

общему объему денежной массы (к5 = Д0 /Д5) либо к наиболее ликвидной его

части (к1 = Д0 /Д1).

2 Использование норматива резервных требований Центральным банком

В случае использования резервных требований как самостоятельного

инструмента путем периодического пересмотра устанавливаемых нормативов

Центральный банк устанавливает:

Механизм осуществления расчетов через резервные (корреспондентские)

счета коммерческих банков в учреждениях Центрального банка;

Единую методику расчета остатка средств на резервных (корреспондентских)

счетах коммерческих банков;

Методику определения и критерии пересмотра действующих нормативов

отчислений коммерческих банков в фонд регулирования кредитных ресурсов;

Дифференцированные нормативы отчислений коммерческих банков в фонд

регулирования кредитных ресурсов по различным критериям вкладов, регионам,

группам банков.

Нормативы резервных требований устанавливаются дифференцированно в

зависимости от видов депозитов. Кроме того, возможна дифференциация

устанавливаемых нормативов в зависимости от срока деятельности, величины

актов банка, региона деятельности. В некоторых странах в случае нарушения

банком установленного норматива минимальных резервных требований

предусматривается введение в действие специальных дополнительных резервных

требований в процентах к сумме превышения.

Механизм использования резервных требований в качестве базы для

проведения по рефинансированию и на открытом рынке заключается в следующем.

В случае получения коммерческим банком рефинансирования в Центральном

банке (ссуды по его официальной учетной ставке) или покупки (переучета)

Центральным банком у коммерческого принадлежащих ему ценных бумаг

соответствующие суммы поступают на резервно-корреспондентский счет этого

банка, увеличивается остаток средств на счете, и соответственно расширяются

возможности банка по выполнению резервных требований и расширению масштабов

его ссудных операций. В случае продажи ценных бумаг коммерческому банку

Центральным соответствующая сумма списывается с его резервно-

корреспондентского счета, вследствие чего возникает (либо увеличивается)

недостаток обеспечения установленного норматива резервных требований и банк

будет вынужден искать источники восполнения возникшего недостатка резервных

средств.

Зарезервированные коммерческими банками средства находятся в

распоряжении Центрального банка, который может их использовать по своему

усмотрению. Например, перераспределить депонированные коммерческими банками

средства на резервных счетах, предоставляя их в качестве ссуд по своей

официальной процентной ставке банковским институтам, испытывающим

потребность в кредите. Пополнить остаток средств на резервно

-корреспондентском счете кредитных институтов и соответственно расширить

объем кредитно-денежных ресурсов, которыми они располагают, Центральный

банк может также путем закупки у коммерческих банков государственных ценных

бумаг.

Однако, поскольку установление норматива минимальных резервов является

косвенным (экономическим) инструментов воздействия, реакция рынка на его

применения замедленна и не всегда адекватна. Например, повышение норматива

может не вызывать снижение объема денежной массы при превышении на рынке

предложения свободных кредитных ресурсов над спросом на них.Так, если у

банка имеются собственные или иные заемные кредитные ресурсы, общий размер

ссуд, а соответственно и депозитов при этом может не изменяться. Таким

образом, колебания нормативов влияют, прежде всего, на размер кредитов,

выданных за счет привлеченных средств, и не обязательно вызывают изменение

величины депозитной эмиссии.

Повышение гибкости и действенности системы минимальных резервов как

инструмента регулирования деятельности банков достигается благодаря

расширению диапазона дифференции норматива резервирования средств. В

мировой банковской практике, помимо перечисленных выше, используется еще

большая дифференциация минимальных резервов в зависимости от вида

банковских обязательств. Например, в ФРГ резервные требования

распространяются на предъявительские ценные бумаги сроком до двух лет, а в

США, Японии -на обязательствах в евровалютах. Что касается средств,

депонированных в иностранной валюте, то в большинстве стран устанавливается

минимальная сумма вкладов в инвалюте, которая освобождается от действия

минимальных резервных требований, а от сумм, превышающих этот установленный

минимум, отчисления производятся в таком же порядке,как и по депозитам в

национальной валют. Таким образом, резервированию подлежат различные

компоненты денежной массы. Чем поддерживается необходимый уровень

ликвидности коммерческих банков, повышается степень защиты интересов

банковских клиентов.

3 Порядок резервирования средств

В СССР впервые резервные требования стали использоваться в качестве

инструмента регулирования банковской деятельности с появлением в банковской

сфере в апреле 1989 г. коммерческих структур и началом процесса

формирования двухуровневой системы банковской системы. В связи с этим в

Центральном банке СССР был образован Фонд регулирования кредитных ресурсов,

куда подлежали зачислению минимальные резервы всех вновь созданных

акционерных (паевых) коммерческих, в том числе кооперативных, банков.

Величина остатков средств, подлежащих резервированию, корректировалась

ежемесячно по состоянию на первое число каждого месяца и исчислялась в

соответствии с нормативом, установленным Центральным банком в процентах к

объему привлеченными коммерческими банками средств.

За период действия данного инструмента регулирования в банковской

системе СССР норматив отчислений, состав депонируемых сумм и дополнительные

условия формирования минимальных резервов изменялись неоднократно.Если

первоначально (апрель1989 г.) норматив резервирования составлял 5% , то в

1990 г. он был увеличен до 10%, в 1991 г. - до 15%.

В некоторых случаях пересмотр ставки депонирования резервов

сопровождался дифференциацией депозитов по срокам. Например, для депозитов

до востребования норматив резервирования был установлен на уровне 15%, для

депозитов сроком привлечения менее года - 12, от одного года до трех лет -

10%, а на депозиты сроком свыше трех лет с 01.07.91 г. резервные

требования не распространялись.

Изначально резервированию подлежали привлеченные средства по иностранным

операциям; средства местных бюджетов и бюджетных организаций;

неиспользованные средства для финансирования капвложений; расчетные,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.