Рефераты. Пластиковые карты

выкуплен Онэксимбанком, что вызвало негативный резонанс в российских

банковских кругах, причастных к карточному бизнесу, поскольку до этого

момента Онэксимбанк не занимался карточками, а на контрольный пакет или

хотя бы часть акций АО “КОКК” было немало претендентов из числа “банков-

ветеранов”. Тем не менее не без участия международных платежных систем

проблема была сглажена, так как их интерес заключался прежде всего в

стабильности работы коммерческой сети, а ее дележ иежду эквайрерами явно

этому не способствовал. С 1993 года компания “Европей” серьезно изменила

свою тактику в России: она активизировала прием российских банков в члены

ассоциации, для работы с ними был открыт офис в Москве. На фоне сдержанного

отношения “Визы” к приему новых членов это позволило “Европею” довольно

быстро довести число российских банков до нескольких десятков. В настоящее

время более 30 российских банков являются членами “Европей”. Была создана

ассоциация российских членов “Европей”, которая помоглает эффективнее

решать некоторые общие для банков вопросы.

Первым советским эмитентом международных карточек был Внешэкономбанк,

выпустивший в 1989 году “золотые” карточки “Еврокард”. Однако до сих пор

точно неизвестно, сколько их было выпущено и кому именно они были выданы.

Ясно только, что их было ограниченное количество и предназначались они для

узкого круга лиц. С коммерческой точки зрения это можно считать не более,

чем относительно удачным экспериментом в области карточного бизнеса.

Заметным событием на карточном рынке стало создание компании “Дайнерс

клаб - Россия”, российским учредителем, а впоследствии и расчетным банком

которой стал банк “Империал”. В настоящее время ими ведется активная

компания по привлечению в систему российских банков в качестве эмитентов,

и, возможно, уже в скором времени карточки “Diners Ciab” займут свою нишу

на российском рынке.

В настоящее время продолжается бурное развитие пластиковых средств

платежа в России. В прошлом году рост объемов составил более 70% (более

точные цифры не известны, поскольку AmEx не публикует своих цифр по

России). В общей сложности российские банки выпустили более 50

тыс.карточек “Виза” и около 15 тыс.карточек “Еврокард/Мастеркард”. AmEx

также начал выпуск карточек через Межрегионбанк, но пока в очень небольшом

объеме, под залог больших страховых депозитов.

В погоне за международными карточками и в условиях препятствий со

стороны соответствующих ассоциаций некоторые банки пошли по пути подписания

агентских соглашений с зарубежными финансовыми институтами, то есть начали

предлагать своим клиентам карточки, эмитируемые иностранными банками. До

сих пор остаются сомнения в правомерности такой деятельности прежде всего с

точки зрения внутренних правил самих “Визы” и “Европея”. Тем не менее эта

практика продолжается и поныне.

За несколько лет, прошедших со дня появления первой международной

пластиковой карточки, эмитированной российским банком, рынок разительно

изменился: количество выпущенных карточек приближается к миллиону,

российские банки ведут самостоятельный эквайринг, в самое ближайшее время

начнет работать внутрироссийский клиринг. Россия стала полноправным

регионом в международных карточных платежных системах.

Наряду с рынком международных карточек фактически на пустом месте

появился рынок российских карточек. Сегодня уже созданы и чисто российские

межбанковские платежные системы, основанные на пластиковых карточках.

Первой была основана СТБ Карт на базе банка “Столичный”, откуда и

произходит название.

В апреле 1993 года Автобанком и Инкомбанком была учреждена система

“Юнион Кард”, соучредителями которой при перерегистрации стали еще

некоторые российские банки. “Юнион Кард” изначально создавалась и

продолжает развиваться как межбанковская организация, при этом АОЗТ “Юнион

Кард” выполняет одновременно функции процессинговой компании, разработчика

программного обеспечения, поставщика оборудования и системного интегратора.

Она увеличила число банков-участников до нескольких сотен, а сеть

региональных процессинговых центров расширилась до нескольких десятков

дочерних компаний. “Юнион Кард” также предпринимаются попытки расширить

сеть приема своих карточек за пределы России, а с другой стороны -

сертифицироваться в качестве процессинговой компании для некоторых банков в

международных платежных системах. Системе “Юнион Кард” удалось без тяжелых

финансовых последствий пережить банковские кризисы, но в результате

руководство компании предпринимает шаги по снижению рисков и укреплению

стабильности системы.

Особого внимания заслуживает система “Золотая корона”. Во-первых, это

единственная крупная платежная система, центр которой находится не в

Москве. Во-вторых, эта система, являясь межбанковской, использует

нетрадиционную для банков чиповую технологию. В-третьих, она пережила

довольно тяжелый кризис, связанный с трудностями Сибирского торгового

банка, который являлся расчетным банком системы.

Кроме выше перечисленных в России работают лакальные платежные

системы, такие как Олби-кард (концерн Олби, банк “Национальный кредит”,

“Индустрия-сервис”), Мост-кард (выпускается “Мост-банком”), большое

количество карточек, выпускаемых отдельными банками.

Рынок международных пластиковых систем в России составляет около 800

млн. долларов США в год. Карточки этих систем принимаются более чем в 5000

точек в России (в основном в Москве и Санкт-Петербурге). По локальным

системам точные данные отсутствуют, поскольку независимой статистики не

публикуется, а сами компании дают разноречивую информацию.

Международные платежные системы, особенно “Виза” и “Европей”,

проводят очень активную политику на российском рынке. “Виза” даже изменила

свое региональное деление, создав специальный подрегион для России, что

показывает заинтересованность в русском рынке. Прирост оборота платежных

систем в России будет осуществляться в основном за счет выпуска

российскими банками пластиковых карточек международных платежных систем для

российских граждан. Именно этот спектр рынка развивается наиболее бурно

(более 100% роста в 1997 году). Это как международные карточки с ведением

счетов в валюте, так и локальные, привязанные к рублевым счетам. Такие

карточки позволяют совмещать в себе преимущества локальных рублевых

пластиковых систем со всемирным распространением международных систем и

высокую степень защиты от злоупотреблений.

Остановимся на лидирующих платежных системах современного рынка

пластиковых карточек:

1. VISA INTERNATIONAL - самая крупная международная платежная система

как по количеству карточек, так и по оборотам (более 300 млн.карточек,

оборот в 1997 г. около 631 млрд.долларов США). Доля на мировом рынке более

50%. Организована в 1972 году на базе Bank of America, первоначально

внедрившего систему пластиковых расчетов в США совместно с другими

американскими банками. Построена по принципу ассоциации финансовых

организаций из различных стран. Организационный принцип - бездоходная

корпорация, зарегистрированная в США, штат Делавар. Члены ассоциации

одновременно являются ее совладельцами. Более 19 тысяч членов - крупнейших

мировых финансовых организаций.

Управляющий орган - Совет Директоров, выбираемый из числа наиболее

активных чвленов (в зависимости от объема операций и числа выпущенных

карточек). Совет Директоров утверждает президента. В настоящее время им

является г-н Эдмонд Дженсен (Edmond Jansen). Базируется в Сан-Матео

(пригород Сан-Фпанциско). Взаимодействует с членами через региональные

советы директоров. Россия относится к региону Центральной и Восточной

Европы, Ближнего Востока и Африки. Штаб-квартира - в Лондоне. Президент

региона - г-жа Энн Кобб (Anne Cobb). Региональный директор от России - г-н

Ю.В.Агапов (“Кредо Банк”).

Карточки принимаются в 190 странах мира, более чем в 12

млн.предприятиях и 180 тыс.банкоматах.

2. EUROCARD/MASTERCARD - консорциум, состоящий из двух компаний -

американской MasterCard и европейской Europay (Europay организовалась в

результате слияния Eurocard и Eurochek). Вторая на мировом рынке -

приблизительно 30%. Внутреннее построение аналогично “Визе” - ассоциация,

члены которой являются владельцами (15 тыс.членов).

Европейский центр в Бельгии, Ватерлоо. Там же располагается отдел,

отвечающий за Восточную Европу и Россию. Более 200 млн.карточек, около 10

млн. точек обслуживания. Член Совета Директоров от России - г-н А.Поляков

(“Мост-банк”).

3. AMERICAN EXPRESS - третья по величине компания на рынке пластика,

приблизительно 18%. Компания была организована более 100 лет назад и

первоначально специализировалась на курьерских перевозках, позднее занялась

организацией туристических поездок и оказанием различных услуг

путешественникам, в том числе и финансовых (“дорожные чеки”, а затем и

пластиковые карточки). Специализация на рынке оказания услуг

путешественникам сохраняется и в настоящее время.

В настоящее время - акционерное общество, акции котируются на нью-

йоркской бирже. Штаб-квартира в Нью-Йорке. Европейский офис в Брайтоне

(Великобритания). В России работают через 100% дечернюю компанию AmEx

Россия. Практически все ослуживание карточек идет через эту компанию, за

исключением приема карточек AmEx в электронных терминалах. Эти услуги для

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.