непосредственно правительству страны-должника, либо его уполномоченным
учреждениям и ведомствам (долг государственного сектора), либо частным
юридическим лицам, если они поместили сумму в местной валюте, равную сумме
задолженности, в отечественный коммерческий банк или в центральный банк
данной строены, и перевод средств иностранному кредитору в конвертируемой
валюте не был осуществлен из-за нехватки иностранной валюты (долг частного
сектора).
Неспособность частного должника привлечь достаточные средства в
национальной валюте для приобретения необходимой суммы в иностранной валюте
(чтобы потом выплатить долг иностранному кредитору) не считается наличием
непосредственной угрозы прекращения выплат по погашению задолженности.
Такая ситуация представляет собой реализацию коммерческого риска и не
влечет никакой ответственности со стороны государства.
2. Условия погашения для должников.
Смягчение условий погашения задолженности путем отсрочки платежей
направлено на то, чтобы должнику восстановить кредитоспособность через
осуществление всеобъемлющих реформ и преобразований. Поэтому государства-
кредиторы идут на пересмотр графиков погашения задолженностей лишь при
условии принятия странами-должниками программ макроэкономических
преобразований, финансируемых при помощи дополнительных ссуд от МВФ.
Данному факту государства-кредиторы придают большое значение. Обычно, в
согласованном протоколе о пересмотре условий погашения задолженности
содержится такое замечание: «Положения настоящего протокола сохраняют силу
до тех пор, пока Республика Х имеет договоренность с Международным валютным
фондом о дополнительных ссудах».
У должников, испытывающих финансовые трудности, зачастую накапливаются
большие суммы неплатежей по погашению задолженности не только перед
официальными и частными кредиторами, но и перед МВФ. Устав МВФ запрещает
предоставлять таким странам новые кредиты и ссуды и, следовательно,
заключать с ними соответствующие дополнительные договоренности. А это, в
свою очередь, лишает страны-кредиторы Парижского клуба возможности
урегулировать финансовые отношения с такими странами.
Чтобы вырваться из этого заколдованного круга, Парижский клуб разработал
специальную стратегию, согласно которой страна-должник должна осуществлять
программу макроэкономических преобразований в соответствии с требованиями,
которые предъявляются к получателям дополнительных ссуд от МВФ. По мере
успешного внедрения такой программы страна постепенно завоевывает право на
получение финансовой помощи Фонда. И тогда эти права используются для
погашения имеющихся задолженностей. К моменту завершения указанной
программы страна-должник должна полностью рассчитаться с долгами и
приобрести право на получение кредитов от МВФ в обычном порядке.
Обусловленность кредитов обязательствам должников проводить определенную
экономическую политику не является строгим юридическим термином.
Определения этого принципа нет даже в Договорах о Международном валютном
фонде и о Всемирном банке. Некоторые страны-должники утверждают, что
обусловленность кредитов МВФ обязательством проводить определенную
экономическую политику лишь усугубляет экономические трудности. Почему они
так считают?
План преобразований МВФ, который излагается в письме-обязательстве страны-
заемщика, включает в себя, как правило, следующие требования:
. ограничение роста денежной массы,
. сокращение дефицита государственного бюджета,
. контроль над предоставлением кредитов, совершенствование
политики обменного курса национальной валюты (речь идет об
устранении искусственного завышения курса путем девальвации),
. устранение контроля над ценами, совершенствование торгового
баланса,
. ограничение вмешательства государства в экономику.
Однако в практическом плане программы преобразований МВФ связаны с
сокращением расходов на социальные нужды (образование, здравоохранение и
т.п.) и отменой государственных дотаций на производство продуктов питания и
других товаров и услуг первой необходимости. Выполнение таких программ во
многих случаях приводило к беспорядкам и политической нестабильности, так
что при осуществлении подобных планов стабилизации правительство страны-
должника нередко вынужденно прибегать к репрессивным мерам против
собственного народа.
Бывают и исключения из этого правила: если страна-должник не является
членом МВФ, она обсуждает необходимые преобразования непосредственно с
кредиторами. Как правило, страны-кредиторы направляют в эту страну группу
экспертом для оценки, реальной экономической обстановки. Такие группы были
направлены в 1994 году в Польшу и Мозамбик до того, как эти государства
вступили в МВФ. Такой же подход был принят и в отношении Кубы, а эта страна
не является членом МВФ. Кроме того, кредиторы утверждают, что страны-
должники неохотно идут на такие условия; ведь в отличие от МВФ Парижский
клуб не в состоянии предоставить новые кредиты в качестве стимула к
проведению экономических реформ.
4. Равномерное распределение бремени непогашенных долговых обязательств
среди кредиторов.
Данное правило называют еще принципом равных условий. Оно обеспечивает
равномерное распределение среди кредиторов бремени проблем, связанных с
пересмотром условий погашения долговых обязательств. В целях упрощения этой
работы кредиторы Парижского клуба, как правило, договариваются о том, что
для всех кредитов, предоставленных данной стране до определенного срока,
будет установлен один и тот же льготный период и срок погашения.
Указанный принцип распространяется и на кредиторов, не участвующих в
переговорах в рамках Парижского клуба. Официальные кредиторы не хотят,
чтобы уступки, предоставляемые Парижским клубом, использовались должниками
для покрытия долговых обязательств перед другими категориями кредиторов.
Поэтому в протоколе о пересмотре условий погашения задолженностей
содержится требование в адрес страны-должника о необходимости добиваться
аналогичных уступок по условиям погашения внешних задолженностей и от
других кредиторов. Соответствующее положение протокола гласит: «В целях
обеспечения равных условна для государств-кредиторов от частных кредиторов,
правительство Республики «икс» обязуется добиваться от иностранных
кредиторов, в том числе от банков и фирм-поставщиков, отсрочек и условий
рефинансирования аналогичных изложенным в настоящем протоколе в отношении
кредитов с аналогичным сроком погашения, с тем чтобы не допустить
возникновения неравных условии для различных категории кредиторов».
Переговоры в Парижском клубе не требуют больших затрат, однако для
представителей стран-должников эта процедура унизительна и неприятна. Как
правило, переговоры в Парижском клубе завершаются в течение одного дня, но
иногда бывают более продолжительными. Самые короткие за всю историю клуба
переговоры были в октябре 1983 г., когда для достижения договоренностей с
делегацией Малави потребовался всего один час. Случается, что переговоры
занимают довольно много времени, а бывает, что и заходят в тупик. «Иногда
переговоры почти полностью проваливаются в результате возникновения в
последнюю минуту каких-то умопомрачительных моментов, — вспоминает один из
участников Парижского клуба Питер Маунтфельд. — Помню, как совершенно
неожиданно разрешилась одна из таких паровых ситуаций в мужском туалете в
Центре Клебера, когда соседом моим оказался управитель одного африканского
Центрального банка».
II. Условия реструктуризации долга.
Реструктуризация долга – это одна из форм реорганизации условий долга, в
ходе которой должники и кредиторы договариваются об отсрочке выплат
задолженностей по основной сумме кредита и по процентам, срок которых
должен наступить в определенный период времени, а также о новом графике
таких платежей. В последнее время реструктуризация внешнего долга стала
достаточно популярной практикой. В Парижском Клубе реструктурируются долги
правительств и гарантированные ими долги, а в Лондонском – задолженности
перед коммерческими банками. В рамках Парижского клуба реструктуризация
задолженности большей частью применяется в отношении беднейших стран, хотя
не всегда.
В отношении разных стран государствами-кредиторами применяются различные
методы. В результате этих подходов в настоящее время четко обозначились
четыре категории стран-должников:
| |
|Категории стран-должников |
|Беднейшие страны: Торонтские, Лондонские, Неапольские условия |
|Беднейшие из стран со средним уровнем дохода: Хьюстонские условия. |
|Богатые из стран со средним уровнем дохода: стандартные условия |
|Парижского Клуба |
|Исключения: в отдельных случаях сумма внешнего долга страны может |
|быть сокращена на особых условиях в силу политических и иных |
|соображений. |
1. Торонтские Условия.
Были приняты в 1988 году.
|ТОРОНТСКИЕ УСЛОВИЯ |
|Данные условия могут применяться лишь в отношении стран с доходом на|
|душу населения не выше установленного Всемирным банком уровня, |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5