Рефераты. Парижский клуб кредиторов

непосредственно правительству страны-должника, либо его уполномоченным

учреждениям и ведомствам (долг государственного сектора), либо частным

юридическим лицам, если они поместили сумму в местной валюте, равную сумме

задолженности, в отечественный коммерческий банк или в центральный банк

данной строены, и перевод средств иностранному кредитору в конвертируемой

валюте не был осуществлен из-за нехватки иностранной валюты (долг частного

сектора).

Неспособность частного должника привлечь достаточные средства в

национальной валюте для приобретения необходимой суммы в иностранной валюте

(чтобы потом выплатить долг иностранному кредитору) не считается наличием

непосредственной угрозы прекращения выплат по погашению задолженности.

Такая ситуация представляет собой реализацию коммерческого риска и не

влечет никакой ответственности со стороны государства.

2. Условия погашения для должников.

Смягчение условий погашения задолженности путем отсрочки платежей

направлено на то, чтобы должнику восстановить кредитоспособность через

осуществление всеобъемлющих реформ и преобразований. Поэтому государства-

кредиторы идут на пересмотр графиков погашения задолженностей лишь при

условии принятия странами-должниками программ макроэкономических

преобразований, финансируемых при помощи дополнительных ссуд от МВФ.

Данному факту государства-кредиторы придают большое значение. Обычно, в

согласованном протоколе о пересмотре условий погашения задолженности

содержится такое замечание: «Положения настоящего протокола сохраняют силу

до тех пор, пока Республика Х имеет договоренность с Международным валютным

фондом о дополнительных ссудах».

У должников, испытывающих финансовые трудности, зачастую накапливаются

большие суммы неплатежей по погашению задолженности не только перед

официальными и частными кредиторами, но и перед МВФ. Устав МВФ запрещает

предоставлять таким странам новые кредиты и ссуды и, следовательно,

заключать с ними соответствующие дополнительные договоренности. А это, в

свою очередь, лишает страны-кредиторы Парижского клуба возможности

урегулировать финансовые отношения с такими странами.

Чтобы вырваться из этого заколдованного круга, Парижский клуб разработал

специальную стратегию, согласно которой страна-должник должна осуществлять

программу макроэкономических преобразований в соответствии с требованиями,

которые предъявляются к получателям дополнительных ссуд от МВФ. По мере

успешного внедрения такой программы страна постепенно завоевывает право на

получение финансовой помощи Фонда. И тогда эти права используются для

погашения имеющихся задолженностей. К моменту завершения указанной

программы страна-должник должна полностью рассчитаться с долгами и

приобрести право на получение кредитов от МВФ в обычном порядке.

Обусловленность кредитов обязательствам должников проводить определенную

экономическую политику не является строгим юридическим термином.

Определения этого принципа нет даже в Договорах о Международном валютном

фонде и о Всемирном банке. Некоторые страны-должники утверждают, что

обусловленность кредитов МВФ обязательством проводить определенную

экономическую политику лишь усугубляет экономические трудности. Почему они

так считают?

План преобразований МВФ, который излагается в письме-обязательстве страны-

заемщика, включает в себя, как правило, следующие требования:

. ограничение роста денежной массы,

. сокращение дефицита государственного бюджета,

. контроль над предоставлением кредитов, совершенствование

политики обменного курса национальной валюты (речь идет об

устранении искусственного завышения курса путем девальвации),

. устранение контроля над ценами, совершенствование торгового

баланса,

. ограничение вмешательства государства в экономику.

Однако в практическом плане программы преобразований МВФ связаны с

сокращением расходов на социальные нужды (образование, здравоохранение и

т.п.) и отменой государственных дотаций на производство продуктов питания и

других товаров и услуг первой необходимости. Выполнение таких программ во

многих случаях приводило к беспорядкам и политической нестабильности, так

что при осуществлении подобных планов стабилизации правительство страны-

должника нередко вынужденно прибегать к репрессивным мерам против

собственного народа.

Бывают и исключения из этого правила: если страна-должник не является

членом МВФ, она обсуждает необходимые преобразования непосредственно с

кредиторами. Как правило, страны-кредиторы направляют в эту страну группу

экспертом для оценки, реальной экономической обстановки. Такие группы были

направлены в 1994 году в Польшу и Мозамбик до того, как эти государства

вступили в МВФ. Такой же подход был принят и в отношении Кубы, а эта страна

не является членом МВФ. Кроме того, кредиторы утверждают, что страны-

должники неохотно идут на такие условия; ведь в отличие от МВФ Парижский

клуб не в состоянии предоставить новые кредиты в качестве стимула к

проведению экономических реформ.

4. Равномерное распределение бремени непогашенных долговых обязательств

среди кредиторов.

Данное правило называют еще принципом равных условий. Оно обеспечивает

равномерное распределение среди кредиторов бремени проблем, связанных с

пересмотром условий погашения долговых обязательств. В целях упрощения этой

работы кредиторы Парижского клуба, как правило, договариваются о том, что

для всех кредитов, предоставленных данной стране до определенного срока,

будет установлен один и тот же льготный период и срок погашения.

Указанный принцип распространяется и на кредиторов, не участвующих в

переговорах в рамках Парижского клуба. Официальные кредиторы не хотят,

чтобы уступки, предоставляемые Парижским клубом, использовались должниками

для покрытия долговых обязательств перед другими категориями кредиторов.

Поэтому в протоколе о пересмотре условий погашения задолженностей

содержится требование в адрес страны-должника о необходимости добиваться

аналогичных уступок по условиям погашения внешних задолженностей и от

других кредиторов. Соответствующее положение протокола гласит: «В целях

обеспечения равных условна для государств-кредиторов от частных кредиторов,

правительство Республики «икс» обязуется добиваться от иностранных

кредиторов, в том числе от банков и фирм-поставщиков, отсрочек и условий

рефинансирования аналогичных изложенным в настоящем протоколе в отношении

кредитов с аналогичным сроком погашения, с тем чтобы не допустить

возникновения неравных условии для различных категории кредиторов».

Переговоры в Парижском клубе не требуют больших затрат, однако для

представителей стран-должников эта процедура унизительна и неприятна. Как

правило, переговоры в Парижском клубе завершаются в течение одного дня, но

иногда бывают более продолжительными. Самые короткие за всю историю клуба

переговоры были в октябре 1983 г., когда для достижения договоренностей с

делегацией Малави потребовался всего один час. Случается, что переговоры

занимают довольно много времени, а бывает, что и заходят в тупик. «Иногда

переговоры почти полностью проваливаются в результате возникновения в

последнюю минуту каких-то умопомрачительных моментов, — вспоминает один из

участников Парижского клуба Питер Маунтфельд. — Помню, как совершенно

неожиданно разрешилась одна из таких паровых ситуаций в мужском туалете в

Центре Клебера, когда соседом моим оказался управитель одного африканского

Центрального банка».

II. Условия реструктуризации долга.

Реструктуризация долга – это одна из форм реорганизации условий долга, в

ходе которой должники и кредиторы договариваются об отсрочке выплат

задолженностей по основной сумме кредита и по процентам, срок которых

должен наступить в определенный период времени, а также о новом графике

таких платежей. В последнее время реструктуризация внешнего долга стала

достаточно популярной практикой. В Парижском Клубе реструктурируются долги

правительств и гарантированные ими долги, а в Лондонском – задолженности

перед коммерческими банками. В рамках Парижского клуба реструктуризация

задолженности большей частью применяется в отношении беднейших стран, хотя

не всегда.

В отношении разных стран государствами-кредиторами применяются различные

методы. В результате этих подходов в настоящее время четко обозначились

четыре категории стран-должников:

| |

|Категории стран-должников |

|Беднейшие страны: Торонтские, Лондонские, Неапольские условия |

|Беднейшие из стран со средним уровнем дохода: Хьюстонские условия. |

|Богатые из стран со средним уровнем дохода: стандартные условия |

|Парижского Клуба |

|Исключения: в отдельных случаях сумма внешнего долга страны может |

|быть сокращена на особых условиях в силу политических и иных |

|соображений. |

1. Торонтские Условия.

Были приняты в 1988 году.

| |

|ТОРОНТСКИЕ УСЛОВИЯ |

|Данные условия могут применяться лишь в отношении стран с доходом на|

|душу населения не выше установленного Всемирным банком уровня, |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.