Рефераты. Организация вексельного обращения в коммерческом банке

- если по указанному адресу невозможно отыскать плательщика;

- сам плательщик умер (для физических лиц);

- несостоятельности плательщика;

- если указано на векселе “не акцептован”, “не принят” и т.п.;

- если надпись об акцепте окажется зачеркнутой.

В течение четырех рабочих дней после совершения протеста в неплатеже

или неакцепте векселедержатель обязан известить об этом своего индоссанта и

векселедателя. Каждый последующий индоссант в течение двух рабочих дней,

следующих за днем получения им извещения, сообщает своему предшественнику о

полученном им извещении, и так до векселедателя. Извещение авалисту и

индоссанту, за которого он поручился, выставляется одновременно.

1.8. Протест векселя

Под вексельным протестом понимается официально удостоверенное

требование платежа и его неполучение.

Векселедержатель и его уполномоченное лицо для совершения протеста

должны предъявить неоплаченный вексель в нотариальную контору по месту

нахождения плательщика или, если это домицилированные векселя, то есть

векселя, подлежащие оплате у третьего лица, по месту нахождения этого лица,

а для совершения протеста векселей в неакцепте и недатировании акцепта - по

месту нахождения плательщика.

Для совершения протеста в неакцепте вексель должен быть представлен в

нотариальную контору в течение сроков, установленных Положением для

предъявления к акцепту.

Если протест совершен своевременно, то наступают следующие

последствия:

- органы суда вправе выдавать судебные решения по искам, основанным на

протестованных векселях;

- наступает ответственность по простому векселю - надписателей, а в

переводном - надписателей и трассанта (векселедателя).

Все лица, за исключением индоссантов, поместивших перед своей подписью

слова “без оборота на меня”, являются солидарно ответственными перед

векселедержателями. Последний вправе предъявить иск ко всем обязанным по

векселю лицам (право регресса) или к одному из них, не считаясь с

порядком подписей этих лиц на векселе. Оплативший вексель, в свою

очередь, обращается с требованием к остальным и, получив требуемую сумму,

передает уплатившему протестованный вексель;

- векселедержатель, неся определенные издержки, вызванные совершением

протеста векселя и неполучением платежа по нему, вправе требовать с

обязанных лиц большую сумму, чем указано в векселе.

1.9. Значение вексельного обращения

Таким образом анализ развития основ вексельного права показывает, что

вексель, являясь средством оформления кредита, предоставляемого в товарной

форме продавцами покупателям в виде отсрочки уплаты денег за проданные

товары, способствует ускорению реализации товаров и увеличению скорости

оборота оборотных средств, что приводит к уменьшению потребности

хозяйствующих субъектов в кредитных ресурсах и в денежных средствах в целом

[42-44].

Достижение отмеченного выше требует чтобы:

- чтобы срок векселя соответствовал действительным срокам реализации

товаров. В противном случае не гарантируется оплата векселя в срок;

- оформление векселями только товарных сделок, имеющих целью действительное

передвижение реальных ценностей.

В этой связи совершенно недопустимым являются так называемые дружеские

и бронзовые векселя, так как ничего общего с фактическими сделками они не

имеют. В их основе лежит стремление получить дешевый кредит у третьего лица

путем выписки векселей друг на друга (дружеские векселя) или выписки

векселей на вымышленных лиц (бронзовые векселя). Установление факта выписки

бестоварного векселя возможного только при информированности о

взаимоотношениях между векселедателем и плательщиком, характере их

хозяйственных связей или при предъявлении сразу двух векселей указанных лиц

в один банк.

Возможность передачи векселя с помощью передаточной надписи

(индоссамент) увеличивает обращаемость векселя и добавляет к выполняемой им

функции кредитного инструмента еще одну - средства для погашения долговых

требований.

Погашение целого ряда обязательств при помощи такого векселя без

участия денег позволяет уменьшить потребность в них.

2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕКСЕЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

2.1. Анализ современного положения в области правового регулирования

применения векселя в России.

Восстановление вексельного обращения в стране, где забыли о

существовании этого рыночного инструмента, не может не сталкиваться с

огромными трудностями организационного, правового и даже психологического

характера. Навыки работы с векселем утрачены. Почти нереальным кажется

сейчас существование в дореволюционное время и в период нэпа в России

обширной правовой и экономической литературы, посвященной роли векселя в

хозяйственной жизни, проблемам вексельного права. Поколения экономистов и

юристов учились по пособиям, отводившим характеристике векселя пару страниц

[47-48].

До 1991 года основным нормативным актом, регулирующим работу с

векселем, являлось Положение о переводном и простом векселе, введенное в

действие постановлением ЦИК и СНК СССР № 104/1341 от 7 августа 1937 года в

связи с присоединением СССР к Женевской конвенции, устанавливающей

единообразный закон о переводном и простом векселе. Но поскольку во

внутреннем обороте в связи с запрещением товарного кредитования вексель не

использовался, данный акт предназначался исключительно для обслуживания

международных расчетов.

В 1991 году действие Положения на территории России было подтверждено

постановлением Президиума верховного Совета РСФСР от 24 июня 1991 года №

1451-1 “О применении векселя в хозяйственном обороте РСФСР”. Это

постановление разрешало предприятиям, организациям и учреждениям

использовать вексель для оформления сделок по товарным кредитам внутри

страны.

Весной 1994 года появилась и начала законодательно оформляться идея

выпуска казначейских векселей. По этому поводу было выпущено постановление

правительства от 14.04.94 № 321 “О выпуске казначейских векселей 1994 года

Министерством финансов Российской Федерации”. Позднее эта идея

трансформировалась в идею выпуска казначейских обязательств.

Еще одним шагом на пути восстановления и унификации вексельного

обращения явился Указ Президента РФ от 23.05.94 № 1005, в соответствии с

которым предполагалось введение векселей единого образца.

В настоящее время основным нормативным актом, регулирующим работу с

векселем в Российской Федерации, является Федеральный Закон от 11 марта

1997 года № 48-ФЗ “О переводном и простом векселе”, базирующийся на

положениях Женевской Конвенции от 7 июня 1930 года, устанавливающей

Единообразный закон о переводном и простом векселях.

Кроме него применение векселя регулируют следующие нормативные акты:

- Гражданский Кодекс Российской Федерации;

- Указ президента Российской Федерации от 23 мая 1994 года № 1005 “О

дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной

дисциплины в народном хозяйстве”;

- Указ президента Российской Федерации от 26 сентября 1994 года № 1094 “Об

оформлении взаимной задолженности предприятий и организаций векселями

единого образца и развитии вексельного обращения”;

- Указ президента Российской Федерации от 9 августа 1994 года № 907 “О

проведении на территории Российской Федерации взаимных зачетов

задолженностей предприятий”;

- Письмо Минфина РФ от 31 октября 1994 года № 142 “О порядке отражения в

бухгалтерском учете и отчетности операций с векселями, применяемыми при

расчетах организациями за поставку товаров, выполненные работы и

оказанные услуги” (в ред. Письма Минфина РФ от 16 июля 1996 года № 62);

- Инструкция о порядке совершения нотариальных действий государственными

нотариальными конторами РСФСР (Утверждена приказом Министра юстиции РСФСР

от 6 января 1987 года № 01/16-01);

- Письмо Минфина РФ от 17 августа 1995 года № 90 “Об условиях выпуска

векселей Министерства Финансов Российской Федерации для восстановления

коммерческим банкам собственных кредитных ресурсов взамен погашенных с их

корреспондентских счетов централизованных кредитов процентов по ним

Центральному Банку Российской Федерации без уплаты средств заемщиками”;

- Письмо Госналогслужбы РФ от 30 августа 1996 года № ВГ-6-13/616 “По

отдельным вопросам учета и отчетности для целей налогообложения”;

- Телеграмма Центрального Банка РФ от 5 июля 1996 года № 99-96 “О

бездокументарных векселях”.

Федеральным органом исполнительной власти по проведению

государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за

деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению

прав инвесторов, акционеров и вкладчиков является Федеральная комиссия по

ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации

(ФКЦБ). Она создана в соответствии с Федеральным Законом от 22 апреля 1996

года № 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг” и Указом Президента Российской

Федерации от 01 июня 1996 года, подчиняется непосредственно Президенту

Российской Федерации, является коллегиальным органом и состоит из 6

человек. Члены ФКЦБ назначаются и освобождаются от должности Президентом

Российской Федерации.

Комиссия разрабатывает основные направления развития фондового рынка,

координирует деятельность государственных органов по вопросам его

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.