Рефераты. Организация кредитования юридических лиц коммерческими банками (на основе информационно-аналитических материалов)

Заемщик, которому открыт простой ссудный счет, должен по мере накопления

запасов заявлять свою потребность в кредите. В этих целях он представляет в

банк сведения о сверхнормативных оплаченных остатках кредитуемых товарно-

материальных ценностей, их движении, на основании которых банк

устанавливает потребность в ссуде, оформляемой срочными обязательствами.

Выдача ссуд по спецссудному счету каждый раз документально не оформляется,

а производится на основе заявления-обязательства, предоставляемого при

открытии счета.

Методы кредитования.

Метод кредитования можно определить как совокупность приемов, с

помощью которых банки осуществляют выдачу и погашение кредитов.

Таких методов три: метод кредитования по обороту, метод кредитования по

остатку, оборотно-сальдовый метод [14].

При кредитовании по остатку организация платежного оборота в связи с

обязательствами хозяйственно-финансовой деятельности осуществляется по

расчетным счетам с предоставлением банковских ссуд под отдельные виды

запасов товарно-материальных ценностей для восстановления собственных

средств, вложенных в хозяйственный оборот. Банковские ссуды при этом носят

компенсационный характер. Предприятие может кредитоваться по нескольким

простым ссудным счетам. Таким образом, кредит взаимосвязан с остатком

товарно-материальных ценностей и затрат, вызвавших потребность в ссуде. К

примеру, предприятие может уже закупить необходимые ему ценности за счет

своих финансовых источников и лишь затем обратиться в банк за ссудой под их

обеспечение, тем самым компенсируя произведенные затраты. Кредит в этом

случае выдается под остаток товарно-материальных ценностей, в порядке

компенсации, а не авансирования затрат (уже произведенных в данном случае)

на приобретение необходимых материалов. Чаще всего кредитование по остатку,

как правило, уже охватывает меньший круг объектов кредитования, опосредует

один из объектов, в то время как кредитование по обороту связано с

движением не отдельного, частного, а совокупного объекта кредитования.

При кредитовании по обороту кредит следует за движением, оборотом

объекта кредитования. Кредит авансирует затраты заемщика до момента

высвобождения его ресурсов. Размер ссуды возрастает по мере увеличения

объективной потребности в ссуде и погашается по мере снижения этой

потребности. Данный метод обеспечивает непрерывное, по мере снижения или

увеличения потребности синхронное движение кредита, является непрерывно

возобновляющимся процессом.

Денежные суммы со специального судного счета предоставляются

непосредственно на оплату поступающих расчетных документов за товары и

услуги. Каждая выдача такого кредита документально не оформляется.

Погашение задолженности по специальному ссудному счету, как правило,

производилось путем зачисления выручки предприятия непосредственно на

спецссудный счет. Однако, в настоящее время такая система погашения

задолженности невозможна в силу содержащихся в специальных правилах

указаний о погашении задолженности по кредитам банков с расчетных (текущих)

счетов юридических лиц.

На практике кредитование по обороту и по остатку могут сочетаться,

образуя оборотно-сальдовый метод, когда кредит на первой стадии выдается по

мере возникновения в нем потребности, а на второй стадии погашается в

строго определенные сроки, которые могут не совпадать с объемом

высвобождающихся ресурсов. На первой стадии кредит выдается на начальной

стадии оборота товарно-материальных ценностей и затрат; на второй стадии

погашается на базе остатков срочных обязательств клиента перед банком.

Этот метод стал применяться с 1988 г. В ходе реорганизации хозяйственного

и кредитного механизмов, а также организационно-экономических приемов

предоставления банковских ссуд (механизма кредитования) во всех отраслях

народного хозяйства была внедрена типовая методика определения размера

кредита по укрупненному объекту или на совокупную потребность в заемных

оборотных средствах с применением единого ссудного счета.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КРЕДИТОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ КОММЕРЧЕСКИМИ БАНКАМИ

2.1 Кредитная документация.

Кредитная документация – это составляемые клиентом и банком документы,

которые сопровождают кредитную сделку с момента обращения клиента в банк и

до погашения ссуды.

К кредитным документам, составляемым клиентом, относятся:

. кредитная заявка;

. технико-экономическое обоснование;

. заявление на получение ссуды;

. финансовый отчет;

. отчет о движении кассовых поступлений;

. внутренние финансовые отчеты;

. внутренние управленческие отчеты;

. прогноз финансирования;

. налоговые декларации;

. бизнес-планы;

. срочные обязательства;

. договор о залоге (гарантийные письма, страховые полисы);

. сведения о заложенном имуществе.

К документам, носящим двусторонний характер, относится кредитный

договор.

К документам, составляемым банком, относятся:

заключение на кредитную заявку клиента, ведомость выполнения клиентом

условий договора, в том числе погашение ссуды и уплаты процентов, кредитное

дело клиента.

Документы, необходимые для получения кредита в ОАО Коммерческий банк

«Верхневолжский» указаны в Приложении 1.

Требования к кредитной заявке (см. Приложение 3) достаточно просты, но

определенны. В международной практике к ним относят обозначение назначения

ссуды и раскрытие совокупности факторов, определяющих степень риска данной

ссуды.

Назначение ссуды должно быть сформулировано конкретно, например, так:

. на производственные нужды (на приобретение и формирование

производственных запасов; на приобретение и формирование производственных

запасов и осуществление производственных затрат; на осуществление

конкретных затрат);

. на торгово-посреднические нужды (на приобретение, формирование и

реализацию товаров; на формирование сезонных запасов товаров);

. на временные нужды (для выплаты заработной платы; для погашения платежей

в бюджет и др.).

Для оценки риска сделки банку важно также иметь представление о таких

характеристиках ссуды, как вид, срок, порядок выдачи и погашения, способ

обеспечения возвратности, а также кредитоспособность клиента (уровень его

основных финансовых показателей, объемы реализации, прибыли, собственных

средств), его организационно-правовая форма, характер взаимоотношений с

банком (наличие расчетного счета в данном или в другом банке, ссудной

задолженности). Полнота освещения указанных пунктов в кредитной заявке

зависит как от объема и срока ссуды, так и от степени информированности

банка о клиенте.

В отличие от кредитной заявки заявление на получение ссуды

оформляется клиентом после принятия банком положительного решения по

запрашиваемому кредиту.

Заявление – это юридический документ, содержащий просьбу клиента

предоставить ему кредит в определенной сумме и на определенный срок. Для

банка заявление служит мемориальным ордером, оформляющим предоставление

ссуды со ссудного счета клиента. Заявление подшивается в документы дня.

Финансовый отчет включает баланс банка и счет прибылей и убытков за

последние 3 года. Баланс составляется на дату (конец года) и показывает

структуру активов, обязательств и капитала компании. Отчет о прибылях и

убытках охватывает годичный период и дает подробные сведения о доходах и

расходах компании, чистой прибыли, распределении ее (отчисления в резервы,

выплата дивидендов и т. д.).

Отчет о движении кассовых поступлений основан на сопоставлении

балансов компании на две даты и позволяет определить изменения различных

статей и движение фондов. Отчет дает картину использования ресурсов,

времени высвобождения фондов и образования дефицита кассовых поступлений и

т. д.

Внутренние финансовые отчеты характеризуют более детально финансовое

положение компании, изменение ее потребности в ресурсах в течение года

(поквартально, помесячно).

Внутренние управленческие отчеты. Составление баланса требует много

времени. Банку могут потребоваться данные оперативного учета, которые

содержатся в записках и отчетах, подготовленных для руководства компании.

Эти документы касаются операций и инвестиций, изменения дебиторской и

кредиторской задолженности, продаж, величины запасов и т. д.

Прогноз финансирования. Прогноз содержит оценки будущих продаж,

расходов, издержек на производство продукции, дебиторской задолженности,

оборачиваемости запасов, потребности в денежной наличности,

капиталовложениях и т. д. Есть два вида прогноза: оценочный баланс и

кассовый бюджет. Первый включает прогнозный вариант балансовых счетов и

счет прибылей и убытков на будущий период, второй прогнозирует поступление

и расходование денежной наличности (по неделям, месяцам, кварталам).

Налоговые декларации. Это важный источник дополнительной информации.

Там могут содержаться сведения, не включенные в другие документы. Кроме

того, они могут характеризовать заемщика, если будет обнаружено, что он

уклоняется от уплаты налогов с части прибыли.

Бизнес-планы. Многие кредитные заявки связаны с финансированием

начинающих предприятий, которые еще не имеют финансовых отчетов и другой

документации. В этом случае представляется подробный бизнес-план, который

должен содержать сведения о целях проекта, методах ведения операций и т. д.

В частности, документ должен включать:

– описание продуктов или услуг, которые будут предложены на рынке (включая

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.