Рефераты. Организация, цели и функции центральных банков развитых стран и Банка России

правительства. Для обеспечения сотрудничества федерального правительства и

НФБ законом установлено, что правительство приглашает на свои заседания

президента НФБ, если предметом рассмотрения являются вопросы денежного

обращения, кредита и иные финансовые проблемы. С другой стороны, любой член

федерального правительства вправе принимать участие в заседаниях

Центрального совета банка. Но такому участнику не предоставлено право

решающего голоса, хотя он может выступать со своими соображениями по

рассматриваемому вопросу и вносить предложения.

Для современной организации Банк де Франс характерна централизация всей

административной власти в руках управляющего. Он и оба его заместителя

назначаются декретом Совета Министров. Управляющий приносит присягу

Президенту республики. По мере необходимости, но не реже одного раза в год,

управляющий представляет президенту отчет об операциях Банка де Франс.

Управляющий представляет банк во внешних отношениях и пользуется

исключительным правом подписания договоров и соглашений от имени Банк де

Франс. Управляющий председательствует в Генеральном совете банка и

определяет его повестку дня. В Генеральный совет, кроме управляющего и его

заместителей, входят 10 советников, обязательно имеющих французское

гражданство, а также финансовый инспектор и его заместитель, назначаемые

министром экономики, финансов и бюджета. 9 советников назначаются декретом

Совета Министров, а один ( избирается служащими банка на основе тайного

голосования.

В компетенцию Генерального совета входит: рассмотрение общих вопросов

управления банка, принятие бюджета и внесение в него изменений, утверждение

балансового бухгалтерского отчета и другие функции.

Решение Генерального совета считается принятым, если за него

проголосовали не менее 7 членов. Оно окончательно вступает в силу, если

финансовый инспектор не приносит свои возражения. В противном случае

управляющий вновь ставит вопрос на обсуждение. Ни одно решение Генерального

совета не подлежит исполнению, если оно не скреплено подписью управляющего.

Изложенные выше процедура назначения, порядок деятельности и

подотчетность основных органов Центрального банка свидетельствуют об

определенной зависимости Банк де Франс от исполнительной власти.

Высшим органом Банка России является Совет директоров ( коллегиальный

орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и

осуществляющий руководство и управление Банком России.

В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов

Совета директоров. Члены Совета директоров работают на постоянной основе

в Банке России. Председатель Банка России назначается на должность

Государственной Думой сроком на четыре года большинством голосов от

общего числа депутатов. Кандидатуру для назначения на должность

Председателя Банка России представляет Президент Российской Федерации не

позднее чем за три месяца до истечения полномочий Председателя Банка

России. Если отклонена предложенная на должность Председателя Банка

России кандидатура, Президент Российской Федерации в течение двух недель

вносит новую кандидатуру. Одна кандидатура не может вноситься более двух

раз. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка

России более трех сроков подряд.

Члены Совета директоров назначаются на должность сроком на четыре

года Государственной Думой по представлению Председателя Банка России,

согласованному с Президентом Российской Федерации.

Решения Совета директоров принимаются большинством голосов от числа

присутствующих членов Совета директоров при кворуме в семь человек и

обязательном присутствии Председателя Банка России или лица, его

замещающего. Совет директоров заседает не реже одного раза в месяц.

Совет директоров выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает

и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной

денежно-кредитной политики;

2) утверждает годовой отчет Банка России и представляет его

Государственной Думе;

3) рассматривает и утверждает смету расходов Банка России на очередной год

не позднее 31 декабря предшествующего года, а также произведенные

расходы, не предусмотренные в смете;

4) определяет структуру Банка России;

5) устанавливает формы и размеры оплаты труда Председателя Банка

России, членов Совета директоров, заместителей Председателя Банка России

и других служащих Банка России;

6) принимает решения:

. о создании и ликвидации учреждений и организаций Банка России;

. об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций в

соответствии со статьей 61 настоящего Федерального закона;

. о величине резервных требований;

. об изменении процентных ставок Банка России;

. об определении лимитов операций на открытом рынке;

. об участии в международных организациях;

. об участии в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность Банка

России, его учреждений, организаций и служащих;

. о купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности Банка

России, его учреждений, организаций и служащих;

. о применении прямых количественных ограничений;

. о выпуске и изъятии банкнот и монеты из обращения, об общем объеме

выпуска наличных денег;

. о порядке формирования резервов кредитными организациями;

18) вносит в Государственную Думу предложения об изменении уставного

19) капитала Банка России;

20) утверждает порядок работы Совета директоров;

21) назначает главного аудитора Банка России;

22) утверждает внутреннюю структуру Банка России, положения о

подразделениях Банка России, учреждениях Банка России, уставы

организаций Банка России, порядок назначения руководителей

подразделений, учреждений и организаций Банка России;

23) определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую

систему Российской Федерации и д.р.

Сам Банк России образует единую централизованную систему с

вертикальной структурой управления (см. приложение 3).

В систему Банка России входят центральный аппарат,

территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные

центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия,

учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и

Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления

деятельности Банка России. Национальные банки республик являются

территориальными учреждениями Банка России.

Территориальные учреждения Банка России не имеют статуса юридического

лица и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а

также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства

без разрешения Совета директоров.

Условия найма, увольнения, оплаты труда, служебные обязанности и

права, система дисциплинарных взысканий служащих Банка России определяются

Советом директоров в соответствии с федеральными законами. Совет

директоров, кроме того, создает пенсионный фонд для дополнительного

пенсионного обеспечения служащих Банка России, а также организует

страхование жизни и медицинское страхование служащих.

Подводя итог рассмотренному, отметим, что в целом структура Банка

России наиболее напоминает структуру банка Великобритании, однако в

процессе назначения высших управляющих имеются значительные различия: в

Англии управляющий назначается на должность правительством, а в России он

утверждается ГД по представлению Президента Российской Федерации. Данные

различия обусловлены декларацией принципа разделения властей,

провозглашенного Конституцией Российской Федерации, в соответствии с

которым ветви власти в России разделяются на исполнительную (Правительство

РФ), законодательную (Федеральное Собрание) и судебную (Конституционный суд

РФ), а президент не является главой исполнительной власти, а представляет

собой гаранта законности, прав и свобод человека. Поэтому именно с целью не

дать возможность какой либо ветви получить полный контроль над таким

важнейшим институтом как ЦБ и был принят данный принцип утверждения на

руководящие посты, когда в назначении Председателя Банка России участвуют

по крайней мере два высших института власти.

В дальнейшем данный принцип прослеживается и через всю организацию ЦБ,

где основные полномочия даны именно коллегиальному органу. В этом основное

отличие структуры Банка России от банка Франции, в котором основные

полномочия сосредоточены в руках управляющего, обладающего единоличной

властью.

III. Контрольные и надзорные функции Центрального банка

В специальной литературе обычно выделяют следующие цели банковского

надзора:

1) защита мелких вкладчиков от плохого управления и мошенничества;

2) защита клиентов банка от «системного риска»[2], защита страхового фонда

или собственных фондов правительства от потерь в тех странах, которые

имеют национальные системы страхования депозитов или осуществляют другие

меры по защите банковских вкладчиков;

3) обеспечение доверия вкладчиков и населения к финансово-кредитной системе

в целом и к кредитным институтам в отдельности.

В некоторых странах осуществление банковского надзора возложено на

центральные банки (например, Великобритания, Италия, Россия); в других

принята смешанная система, при которой Центральный банк выполняет

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.