Рефераты. Операционные риски

вероятностью менее единицы, и выражаются в том, что внебалансовые

инструменты, создавая позитивные и негативные будущие денежные потоки,

могут привести финансового посредника к экономической неплатежеспособности

и/или повлечь за собой несбалансированность активов и пассивов. В процессе

изучения, а тем более в процессе управления банковскими рисками необходимо

помнить, что в реальности все виды рисков и моменты управления рисков в

целом, тесно взаимосвязаны. Помимо выявления и оценки индивидуальных или

"чистых" рисков своей деятельности (таких как процентный, кредитный риски и

риск ликвидности), банку необходимо представлять себе совокупный уровень

принимаемого им риска. Этот этап требует количественного и качественного

анализа потенциальных потерь, а также информации о понесенных банком

потерях в прошлом.

Качественный анализ предполагает расчет следующих показателей:

. Максимальные поддающиеся предвидению потери (MFL, maximum foreseeable

loss) - максимальная величина потерь, которые понесет банк, если

события будут развиваться по самому худшему сценарию и система

"обеспечения безопасности" банка не сработает.

. Максимальные вероятные потери (MPL, maximum probable loss) -

максимальная величина потерь, которые может понести банк, с учетом

того, что потери до некоторой степени контролируются эффективной

системой защиты и покрытия.

Количественный анализ заключается в сборе и обработке статистических

данных:

. составление базы данных о потерях с описанием причин их вызвавших;

. составление 5-летней (и более) истории банковских потерь с полным их

описанием;

. классификация потерь (например, по вызвавшим их причинам);

. расчет и определение потерь, о которых нет отчетности;

. определение основных тенденций на основе собранной статистики;

. составление прогноза банковских потерь на перспективу.

Полезным инструментом для принятия управленческих решений в области

банковских рисков является ретроспективная Матрица примеров оценки и

использованных приемов минимизации рисков, используемая многими зарубежными

кредитными организациями. Такая матрица составляется на основе банковской

практики решения кризисных ситуаций и может иметь следующую форму (см.

табл.1):

Таблица 1

Матрица примеров оценки и использованных приемов минимизации рисков (в том

числе операционных) [9]

|Величина |Причины |Оценка |Принятые меры по |Эффект |

|банковских потерь | |риска |ограничению риска | |

|1. | | | | |

|2. | | | | |

Идентификация и классификация потенциальных убытков помогает банку решить

сразу несколько проблем. В частности, сбор информации на систематической

основе позволяет: а) создать базу данных для будущих прогнозов банковских

потерь, б) выявить наиболее слабые места в организации финансового

посредника и выделить ключевые направления реорганизации его деятельности

и, наконец, в) определить наиболее эффективные методы минимизации рисков.

Ключевыми способами ограничения банковских рисков принято считать

следующие:

. объединение риска - метод, направленный на снижение риска путем

превращения случайных убытков в относительно небольшие постоянные

издержки (данный метод лежит в основе страхования);

. распределение риска - метод, при котором риск вероятного ущерба

делится между участниками таким образом, что возможные потери каждого

относительно невелики (наиболее часто применяется при проектном

финансировании);

. лимитирование - метод, предусматривающий разработку детальной

стратегической документации (оперативных планов, инструкций и

нормативных материалов), устанавливающей предельно допустимый уровень

риска по каждому направлению деятельности банка, а также четкое

распределение функций и ответственности банковского персонала;

. диверсификация - метод контроля риска за счет подбора активов, доходы

по которым по возможности мало коррелируют между собой;

. хеджирование - балансирующая трансакция, нацеленная на минимизацию

риска. Трансакции, хеджирующие отдельные позиции баланса, называются

микрохеджированием, а иммунизирующие весь баланс финансового

посредника - макрохеджированием. В тех случаях, когда подбор

инструментов хеджирования осуществляется в рамках балансовых позиций

(например, подбор активов и пассивов по длительности) метод

хеджирования считается естественным.

Синтетические методы хеджирования предполагают использование внебалансовых

видов деятельности: форвардные соглашения о будущей процентной ставке,

финансовые фьючерсы, опционы и свопы. Новые подходы к ограничению

банковских рисков открывают такие инновации, как:

. секьюритизация активов — эмиссия и последующая продажа ценных бумаг,

обеспеченных банковскими активами;

. сегментация и продажа кредитов — дробление процедуры кредитования на

четыре этапа (открытие кредита, финансирование,продажа, обслуживание)

и специализация финансового посредника на том этапе, где он имеет

относительные конкурентные преимущества.

Однако, имея возможность практически полностью

иммунизировать себя от большинства эндогенных рисков, финансовый посредник

стремится лишь снизить его до приемлемого уровня, повысив тем самым свою

рентабельность. Комбинация таких факторов, как доходность банка, размер

собственного капитала и уровень банковской задолженности, а также

статистика средних ежегодных убытков и степень склонности управляющих

банком к принятию риска, определяют тот уровень максимального совокупного

риска (или величину потерь), который банк способен финансировать

самостоятельно. Он определяется (а) для каждого уровня потерь и (б) как

средний ежегодный уровень, пересматривающийся ежегодно в зависимости от

изменяющихся условий, и носит название “болевого порога”.

Основной целью финансирования операционного риска является

создание резервов на покрытие убытков в случае их возникновения. Для защиты

банка от потерь используется чрезвычайно широкий спектр доступных банку

финансовых инструментов и ресурсов. Источники финансирования риска принято

делить на внутренние, позволяющие покрыть потери банка в пределах “болевого

порога”, и внешние источники для финансирования потерь выше этого уровня.

Ключевым внутренним источником является создание резервов. Внешние

источники в основном подразумевают страхование, однако, в распоряжении

банка есть и другие инструменты – кредитные линии, дополнительные

заимствования и тому подобное. Определить достаточность финансовой защиты

можно путем сопоставления максимальных поддающихся предвидению потерь (MFL)

с тем объемом ресурсов, который могут обеспечить внутренние и внешние

источники финансирования риска. Для повышения эффективности финансовой

защиты банку следует регулярно проводить мониторинг предложений страхового

рынка и стоимости предлагаемых вариантов, а также проводить сравнения по

уровню принимаемого риска (за рубежом информацию, как правило, можно

получить в органах банковского надзора) и издержкам на его страхование с

практикой сопоставимых банков (например, Risk and Insurance Management

Society and Tillinghast публикуют “Cost-of-Risk Survey”).

Банковская программа финансирования операционного риска должна

быть составлена таким образом, чтобы обеспечить одновременно как

стабильность покрытия рисков, так и минимизацию прямых издержек банковского

риска. В соответствии с указанной целью перед банком стоят следующие

задачи:

. удерживание риска в пределах финансовых возможностей банка,

определяемых текущими финансовыми ресурсами и степенью склонности

управляющих банком к принятию риска;

. использование внешних источников финансирования риска (таких как

страхование) с наименьшими издержками для защиты банка от “катастроф”;

. обеспечение максимальной стабильности долгосрочных издержек банковских

операционных рисков.

Программа эффективного контроля за банковскими операционными рисками должна

включать следующие положения:

. защита банка и обеспечение безопасности людей — защита от несчастных

случаев, похищения и захвата заложников, разработка процедур на

различные случаи форс-мажорных обстоятельств;

. сохранение собственности — мероприятия по защите собственности

финансового посредника от физического ущерба;

. контроль процесса обработки информации и операционного центра -

обеспечение конфиденциальности, быстроты и безошибочности работы;

. предупреждение и обнаружение потенциальных потерь от внутренних и

внешних преступлений;

. контроль обязательств по контрактам и соглашениям — юридические

консультации по условиям контракта (с учетом изменяющихся условий),

систематический мониторинг контрактов;

. контроль финансовых рисков;

. планирование бедствий и вероятных событий, наступление которых

невозможно предсказать — разработка процедур выхода из всевозможных

кризисных ситуаций, включая сферу обработки информации.

Интересно, что в условиях действия противоречивой нормативно-

правовой базы и неадекватного налогообложения, многие финансовые посредники

разрабатывают правила поведения собственного персонала в момент проведения

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.