Рефераты. Операции банка с собственными векселями

бумаги должны быть выпущены на защищенных бланках, типографиями, имеющими

лицензию Министерства финансов и т.д. Получается, что по нашему

законодательству, вексель выпускать на простом листе нельзя, а по Женевской

конвенции – можно.

Если действовать соответственно Положению о простом и переводном

векселе, то возникает необходимость заплатить по векселю немедленно, если

вексель нам предъявлен в месте платежа, в срок платежа, в подлиннике или

лицом, которое надлежащим образом легитимировало себя как кредитор, то есть

доказало, что является надлежащим кредитором по векселю. Между тем

немедленно заплатить по векселю при наличии ограничений расчетов наличными

деньгами между юридическими лицами практически невозможно. Даже невозможно

заплатить в один день с предъявлением векселя к платежу в срок платежа.

После вынесения судебного решения о взыскании по векселям арбитражный

суд выдает векселедержателю исполнительный лист, по которому он может

получить платеж. Сами векселя остаются в деле во избежание злоупотребления

– возможного дальнейшего трассирования. Но должник может отказаться

платить, поскольку у вас нет с собой подлинника векселя. С одной стороны,

прав должник – он не может платить без векселя. С другой стороны, прав суд

– он не может отдать вексель, чтобы пресечь злоупотребления. Правильный

способ решения этой проблемы зависит от того, какая юридическая сила стоит

за исполнительным листом. Если исполнительный лист представляет собой

самостоятельное основание для взыскания, оторванное от того основания, на

котором он был выдан, то в этом случае ничего страшного в том, что нет

векселя, нет. Должник должен будет платить уже не по векселю, а по

исполнительному листу. Однако в законе закрепления такой юридической силы

за исполнительным листом нет. Возникает практически неразрешимая

юридическая ситуация.

Также к разряду административно-правовых проблем можно отнести

информационную закрытость вексельного рынка, о чем говорилось выше.

Центробанк обращался в Минюст с просьбой, чтобы нотариусы предоставляли в

Банк России через Минюст информацию о предприятиях, допустивших неплатежи и

факты протеста векселей. Но Минюст ответил категорическим отказом,

мотивируя это тем, что статья 5 Закона «О нотариате» направленная на

сохранение тайны нотариальных действий, гласит, что нотариус может

разглашать тайну нотариальных действий только определенным органам, в

перечень которых ЦБ не входит. Получается что протест векселя – публичный

акт, необходимый элемент вексельной дисциплины, не учтен в основах

законодательства РФ о нотариате.

Положение Минюста позволяет нотариусу совершать протест векселя путем

выписки формы 60 – акта совершения протеста векселя в неплатеже. Но

нотариусы часто забывают, что также необходимо делать отметки на самом

подлиннике векселя. Это может привести, с учетом достаточно жестких сроков

на совершение протеста (полтора дня), к тому, что протест может быть не

признан судом.

Также серьезную проблему составляет порядок рассмотрения вексельных

споров в арбитражных судах. На рассмотрение дела по одному векселю в суде

уходит порой до месяца. С учетом того огромного количества векселей,

находящихся сейчас в обороте, эта цифра выглядит чудовищной.

Существует проблема подделки векселей. Проблема крайне болезненная.

Проблема, которую нельзя разрешить по двум причинам. Во-первых, это

огромные финансовые затраты на проведение подобных экспертиз. Во-вторых,

наши надзорные органы просто не способны проводить подобные экспертизы. При

проверке целого пакета векселей экспертиза должна проводится не выборочно,

а буквально по каждому документу. Для выполнения этой работы нужно большое

количество высококвалифицированных экспертов. Такого количества экспертов

просто нет в надзорных органах.

4. Много споров развернулось вокруг проблемы введения векселя в

бездокументарной форме. Доля «электронных» ценных бумаг (выпущенных в

безбумажной форме) составляет около 90% от общего количества всех

выпущенных ценных бумаг. Возник вопрос об использовании такой формы для

векселя и проведения расчетов на электронной основе. Сторонниками этой

формы выдвинуты возражения. По их мнению, удобство векселя в немалой

степени связано как раз с его бумажной формой, которая притом, а это

главное, предусмотрена Женевской вексельной конвенцией. Организовать выпуск

и обращение векселей в безбумажной форме не позволяют технический уровень

развития инфраструктуры ценных бумаг в России, отсутствие стандартов

операций с бездокументарными ценными бумагами. Тем не менее,

бездокументарные векселя стали применяться и в практике. 21 марта 1996 года

ФКЦБ утвердила: Положение об обращении бездокументарных простых векселей на

основе учета прав их держателей, Положение о сертификации операторов

системы обращения бездокументарных простых векселей, Стандарт деятельности

участников системы обращения бездокументарных простых векселей. В августе

1996 года Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг выдан Первый

государственный сертификат новосибирскому ЗАО «Сибирский оператор

бездокументарного вексельного обращения». Первая эмиссия 6-месячных

бездокументарных векселей была запланирована в сумме 10 млрд. руб., а

первым клиентом АО стала Новосибирская областная администрация. Кроме нее

соглашение об участии в программе бездокументарного вексельного обращения

подписали Кемеровская, Омская, Тюменская области и др. Лицензию №2 и статус

оператора такого обращения получила Объединенная депозитарная компания,

образованная Столичным банком сбережений. Банк России телеграммой от 5 июля

1996 года № 99-96 запретил кредитным организациям обязываться по

бездокументарным векселям, как противоречащим положениям ЕВЗ и Женевской

вексельной конференции 1930г., регулирующим вексельное обращение на

территории РФ. Разрешение проблемы дано в Федеральном законе «О переводном

и простом векселе», согласно которому (ст.4) переводный и простой вексель

должен быть составлен только на бумаге.

Создание цивилизованного вексельного оборота невозможно без широкого

обучения специалистов навыкам работы с векселями. Вексельное право,

возрождаемое с начала 90-х годов, является одним из самых сложных

институтов гражданского права в России. Поэтому к середине 90-х годов еще

не были достигнуты полная компетентность участников вексельных расчетов,

четкое понимание истинного назначения векселя как многообразного

финансового инструмента. С одной стороны, с его помощью можно создать

условия для предотвращения банкротства в производственном секторе

экономики, а с другой – беспрепятственно сменить владельца хозяйственного

субъекта, скупив через векселя его долги.

Практика эмиссий векселей, в том числе коммерческими банками,

располагающими квалифицированными кадрами, изобилует многочисленными

ошибками. Учитывая строгость вексельного права, почти каждая из них может

повлечь за собой недействительность векселя, а значит, невозможность

осуществления прав держателя по векселю. Как показал анализ (БИЗНЕС И

БАНКИ) , чаще всего встречаются такие ошибки: отклонение от норм

законодательства в вопросе об определении вексельной правоспособности – как

круга потенциальных векселедержателей (только юридическими или только

физическими лицами), так и обязанных по векселю; ограничение

векселедержателей в выборе филиала банка-эмитента для платежа по векселю;

подмена понятия «срок платежа» понятием «срок погашения»; неточность в

терминологии, создающая неопределенность в ряде юридических обстоятельств;

оговорка о возможности досрочного погашения векселя, хотя это юридический

абсурд, ибо согласно ЕВЗ плательщик, который платит до наступления срока,

делает это на свой страх и риск; декларирование возможности «частичного

погашения» векселей, что также проблематично с позиции ЕВЗ, как и

предыдущее; указание процентной оговорки в векселях с твердо установленными

сроками платежа (на определенную дату и во столько-то времени от

составления), что может повлечь риск неполучения процентов, так как условие

о начислении процентов, включенное в такие векселя, считается ненаписанным;

указание срока платежа способами, не предусмотренными законодательством.

Нередко в практике помещенная в векселе оговорка «не приказу»

трактуется как запрет передачи векселя иному лицу. Между тем она делает

вексель именно ценной бумагой, передаваемой в соответствии с

общегражданской уступкой прав – цессией.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассматривая сегодняшний рынок банковских векселей, всех

векселедателей можно условно разделить на две группы. С одной стороны

многие банки выпускают финансовые векселя, используя их как аналог

депозитного займа. С другой стороны, существует уже сложившийся круг банков

и финансовых организаций, которые используют векселя для совершения

разнообразных торгово-финансовых операций.

Для нормального функционирования рынка векселей нужна альтернатива,

обеспечивающая перелив капитала из одного финансового рынка в другой,

возможность хеджировать риски. Сегодня привлекательны только краткосрочные

вложения в векселя, так как нет альтернативы и возможности прогнозировать

курс доллара на продолжительный срок.

Финансовый кризис повлиял на объемы торговли на рынке банковских и

корпоративных векселей. До кризиса доля и объем банковских векселей были

гораздо существенней, чем корпоративных. Финансовые компании управляли

портфелями клиентов, включавшими разные инструменты, в том числе банковские

векселя. После кризиса банковская система резко изменилась, После кризиса

доли инвестиционных, банковских и корпоративных векселей уравнялись, а в

последнее время доля корпоративных векселей растет.

Изменился и состав участников рынка векселей. Вместе с тем часть

традиционных участников вексельного рынка по-прежнему участвуют в торговле

и даже расширили свое влияние. Количество потенциальных покупателей

векселей стало гораздо больше. Стали активнее работать с векселями и

некоторые брокерские конторы.

После финансового кризиса в торговом обороте финансового рынка

значительно повысилась роль банковского рынка векселей. Он не имеет жесткой

инфраструктуры, отличается гибкостью подходов участников и в наибольшей

степени привязан к потребностям реального сектора экономики. Поэтому,

векселя банков являются вполне привлекательными.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации: принята 12 декабря 1993г. \\

Закон .- 2000. - №3.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая и вторая.

3. Конвенция, устанавливающая единообразный закон о переводных и

простых векселях // Закон. – 1997. -№ 7.

4. Конвенция, имеющая целью разрешение некоторых коллизий законов о

переводных и простых векселях // Закон. – 2997. - № 7.

5. О банках и банковской деятельности: Закон РФ от 3 февраля 1996 г. №

17-ФЗ // Собрание законодательства РФ.- 1996. -№ 6.

6. О переводном и простом векселе: Федеральный закон от 21 февраля

1997 г № 48-ФЗ // Закон. – 2000. - № 3.

7. О рынке ценных бумаг: закон Российской Федерации от 11 марта 1997г

№ 48-ФЗ.

8. Положение о простом и переводном векселе: от 7 августа 1937г //

Закон. – 2000. - № 7.

9. Положение о порядке ведения кассовых операций в кредитных

организациях на территории Российской Федерации: от 25 марта 1997г.

№ 02-101. // Закон. – 1997. -№ 7.

10. Об улучшении расчетов в хозяйстве и повышении ответственности за их

своевременное поведение: Указ Президента РФ // Закон. – 1997. -№ 7

11. Об оформлении взаимной задолженности предприятий и организаций

векселями единого образца и развитии вексельного обращения :

постановление Правительства РФ от 26 сентября 1994г. №1094 //

Закон. –2000. -№7.

12. О банковских операциях с векселями : письмо ЦБ РФ. // Закон. –1997.

- №7.

13. Об операциях коммерческих банков с векселями и изменениях в порядке

бухгалтерского учета банковских операций с векселями: инструкция ЦБ

РФ // Закон. –1997. - №7.

14. А. Андросов. Финансовая отчетность банка. – М.: МЕНАТЕП-ИНФОРМ,

1996.

15. Антонов Н.Г., Пессель М.А. Денежное обращение, кредит и банки. –

М.: Финстатинформ, 1995. – 272с.

16. Банковский портфель: Промстройбанк России, Ассоциация Экономических

ВУЗов, Московский международный университет Бизнеса и

информационных технологий. – М.: «СОМИНТЭК» ,1994.

17. Березина М.П. Безналичные расчеты в экономике России: анализ

практики. – М.: изд-во АО «Консалтбанкир», 1997. – 296с.

18. Буренин А.Н. Рынок ценных бумаг и производных финансовых

инструментов: уч. пособ. –М.: 1 федеративная книготорговая

компания, 1998. – 352 с.

19. Едронова В.Н., МизиковскийЕ.А. Регулирование и учет операций с

векселями. – М.: Финансы и статистика, 1996. – 128с.

20. Малое предприятие «Виконт»:Учебное пособие для коммерческих банков.

- М.: МП Виконт ,1991.19. Инструкция Банка России от 01.10.97 №1 «О

порядке регулирования деятельности банков»

21. Рынок ценных бумаг: учебник / под ред. Галанова В.А., Басова А.И. –

М.: Финансы и статистика, 1996. – 352с.

22. Рябова Р.И. Операции в банке с ценными бумагами. – М., 1995.

23. Фельдман А.А. Вексельное обращение. Российская и международная

практика. – М.: ИНФРА-М, 1995. – 240с.

24. Фельдман А.А. Государственные ценные бумаги. – М.: ИНФРА-М, 1995. –

240с.

25. Иванов Д.О. практика предотвращения ошибок при осуществлении

операций с векселями // Бизнес и банки. – 2000. - № 7. – с.4-5.

26. Крылов И. Вексель. // Закон – 1997. - № 7. – с.79.

27. Лившиц Б. Ценные бумаги: векселя, акции.// Закон. – 1997. -№ 7. –

С.119.

28. Хабарова Л.П. Учет и налогообложение операций с векселями //

Бухгалтерский бюллетень. – 1997. – 1997. - № 7.

29. З.Е. Шиманова. Вексель. Сто вопросов и ответов. – М.: «МЕНАТЕП-

ИНФОРМ», 1995.

Приложения

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.