комплексные системы. Такие системы, как правило, поддерживают работу с
многими валютами, а также дают возможность подключения дополнительных
модулей, предназначенных для облегчения работы банковского персонала и для
автоматизации более сложных банковских операций, — таких, как
расчетно–кассовое обслуживание, кредиты и депозиты и т.п. Примерами
являются системы вышеупомянутого ряда: БИСквит, Банкир, Ва–Банк, Диасофт,
RS–Банк.
Однако и эти более развитые системы имеют серьезные недостатки.
Главный из них — отсутствие грамотной постановки на этапе проектирования.
Большинство указанных систем разработаны программистами, слабо знакомыми со
спецификой банковской деятельности. Концептуально они выросли из
"операционных дней", и потому в них автоматизируется, в первую очередь и
главным образом, бухучет и лишь частично и неполно — работа остальных
отделов банка, в том числе тех, которые, собственно, и приносят ему
прибыль. Функциональные расширения систем автоматизации, поддерживающие
операции на валютном рынке, на рынке межбанковских кредитов, на фондовом
рынке и др., просто не успевают за новыми требованиями банкиров. (По этой
причине часто в банке используется даже не единая система, а слабо
увязанные прикладные программы от разных поставщиков или собственного
изготовления).
Между тем именно активная деятельность на этих финансовых рынках — как
в России, так и за рубежом — стала в повестку дня многих российских банков.
Они стремятся сократить заметный разрыв в номенклатуре услуг с типичными
западными банками, сблизиться с международной банковской практикой,
повысить свою конкурентноспособность. Как следствие, фокус их деятельности
перемещается от отдельных спекулятивных акций и вообще экстенсивных
механизмов получения прибыли на оперативное управление ресурсами, анализ
финансового состояния банка, варьирование применяемых финансовых
инструментов.
В свою очередь, это подталкивает к пересмотру организационной
структуры. В банках появляются новые технологические отделы (бэк–офис,
казначейство), новые рабочие места, возникают новые информационные потоки.
Рассмотренные две тенденции сказываются в различных банках по–разному.
Некоторые из них находятся на "технологическом" переломе, который
выражается в достигнутом потолке производительности, неустойчивой работе
АБС, регулярных потерях данных. Другие банки испытывают "функциональный"
кризис, сталкиваясь с проблемой слабой расширяемости системы, неполнотой ее
функций, разрозненностью модулей.
Наконец, наиболее серьезные трудности могут испытать те банки, для
которых стали очевидными обе группы проблем: как технологическая, так и
функциональная недостаточность используемой АБС.
1.2 Перспективы применения западных АБС
Не нужно объяснять, почему ряд банков проявлял и проявляет интерес к
"импортным" системам. В западных АБС поддерживаются все операции,
практикуемые на международных финансовых рынках, и реализованы все
финансовые инструменты, характерные для современной банковской
деятельности. Они оперируют не понятиями счета и проводки, а понятиями
сделки, банковского продукта, риска, портфеля, доходности и т.д.
Более того, для таких систем характерен комплексный подход, при
котором обеспечиваются интегральное управление ресурсами банка и его
эффективная работа в целом. Система содержит развитые средства анализа
работы банка, которые агрегируют информацию, хранящуюся в общей базе
данных, и позволяют оценить финансовое положение и финансовую устойчивость
банка. Система, с одной стороны, снабжает данными для принятия решений, а,
с другой, предоставляет рычаги управления, помогающие внести нужные
коррективы в деятельность банка. Проводки осуществляются автоматически и
остаются заботой бухгалтерии, освобождая прочих сотрудников — от
операционистов до управляющих — для выполнения их специфических функций.
Новое информационное качество, создаваемое комплексной АБС, можно
суммировать следующим образом:
. Управляющие имеют полное и точное знание о текущем положении банка, видят
целостную картину, полученную по данным от разных отделов. Благодаря
этому они могут не заботиться о проводках, а думать о жизненно важных
вещах: о прибыльности операций, ликвидности активов, надежности положения
банка.
. Во всех случаях, когда это имеет смысл, информация, введенная одним
пользователем, мгновенно становится доступна другим в наиболее удобной
для них форме. Оперативно предоставляется информация, интегрирующая
данные из разных частей системы. Дилер немедленно видит, как отразится
его сделка на валютной позиции, прибылях и убытках. Позиционеру банка,
следящему за состоянием корреспондентских счетов, обеспечивается
агрегированная валютная позиция, суммирующая данные по межбанковским
кредитам, валютным операциям, операциям с ценными бумагами и т. п.
. Доступна информация не только о текущем состоянии банка, но и о его
ближайшей перспективе: поток денежных средств, позиции на НОСТРО и ЛОРО
счетах, график ликвидности показывают планируемое будущее состояние
активов и пассивов с учетом всех введенных в систему сделок.
Казалось бы, вывод напрашивается сам собой: преодолеть функциональный
кризис нужно путем заимствования западных технологий... Однако не все так
просто. Серьезные объективные препятствия обнаружились и на этом пути:
1. Высока стоимость пакета. Цены вообще высоки по российским меркам: это не
тысячи и не десятки, а сотни тысяч долларов. Мало того, они высоки даже в
минимальной конфигурации, ибо, как правило, приходится приобретать и те
модули, которые сегодня не нужны банку.
2. Велико расхождение западной банковской технологии с российскими нормами
и практикой. Усугубляется это отсутствием в России стабильного
законодательства в финансовой и банковской сферах. (Можно смело отнести
это ко всем странам постсоветского пространства.)
3. Нелегко найти полное взаимопонимание с зарубежной компанией–поставщиком
и получить от нее необходимую поддержку, особенно в том, что касается
тонкой настройки, внесения изменений и расширения возможностей АБС.
Влияние этих отрицательных факторов столь велико, что, хотя известен
опыт внедрения некоторыми крупными российскими банками зарубежных систем,
прямое использование международных банковских технологий в условиях России
можно считать пока несостоявшимся.
1.3 Синтез технологий - решение проблемы
Автоматизированная банковская система в совокупности с оборудованием,
на котором она функционирует, — объект значительных инвестиций. Замена
устаревших средств автоматизации, например, переход на другую АБС, может
привести к существенным издержкам или к замораживанию средств в результате
недоиспользования заложенных в АБС возможностей.
Все вышесказанное приводит к выводу, что инвестиции наиболее надежно
защищены, когда АБС доступна по цене, не ограничивает долговременные
перспективы развития, а также открыта для адаптации, а именно.
Разумеется, всем перечисленным критериям отвечает очень мало систем.
Особенно если учесть, что среди западных АБС не так уж много пакетов,
сделанных на современной информтехнологии и принципах открытых систем, что
крайне необходимо для адаптации и гибкого сопряжения с имеющимися
программно–аппаратными средствами. Практически все эти системы поставляются
в "закрытом" виде, без исходных текстов и, следовательно, без возможности
их самостоятельной модификации банком–пользователем.
Выходит, что мощные в функциональном плане АБС устарели с точки зрения
используемых ИТ, а системы на современной информационной основе еще не
созданы.
Синтез технологий — один из путей к решению
В качестве примера, можно рассмотреть российскую фирму ФОРС.
Результатом работы ФОРС в этом направлении явилось создание АБС "Ва–Банк
ПЛЮС" — системы, сохраняющей все достоинства западных банковских систем и
вместе с тем полностью отвечающей российскому законодательству и
отечественной банковской практике. Разработка "Ва–Банк ПЛЮС", с одной
стороны, включала модернизацию модулей системы "Ва–Банк", отражающую весь
опыт создания, внедрения и сопровождения последней, и, с другой стороны,
существенно опиралась на ядро, схемы данных и ряд компонентов системы
SYMBOLS производства компании System Access (Сингапур).
Система SYMBOLS, полностью отвечающая стандартам международной
банковской практики, разработана в течение последнего десятилетия с
использованием новейших достижений в области информтехнологий, что выгодно
отличает ее от множества западных банковских систем, спроектированных в
более ранний период на основе устаревших ныне программных средств. В ее
основу так же, как и в основу системы Ва–Банк, положены программные
средства Oracle.
Открытая, гибкая архитектура, унаследованная системой "Ва–Банк ПЛЮС"
от SYMBOLS, решает многие проблемы банковской технологии. Модульность и
высокая параметризованность позволяет построить систему в оптимальной
конфигурации, отвечающей сфере деятельности банка, учесть разновидности
выполняемых им операций, настроить на особенности банковских услуг и
продуктов.
Сращивание технологий предоставляет выгоды двоякого рода.
Потенциальным пользователям западных технологий оно обеспечивает полное
соответствие российскому законодательству, т. е. позволяет разрешить все
вопросы внутренних расчетов через РКЦ, отчетности ЦБР и многие другие. С
Страницы: 1, 2, 3