Рефераты. Обзор ситуации с внедрением автоматизированных банковских систем в финансовых структурах России

комплексные системы. Такие системы, как правило, поддерживают работу с

многими валютами, а также дают возможность подключения дополнительных

модулей, предназначенных для облегчения работы банковского персонала и для

автоматизации более сложных банковских операций, — таких, как

расчетно–кассовое обслуживание, кредиты и депозиты и т.п. Примерами

являются системы вышеупомянутого ряда: БИСквит, Банкир, Ва–Банк, Диасофт,

RS–Банк.

Однако и эти более развитые системы имеют серьезные недостатки.

Главный из них — отсутствие грамотной постановки на этапе проектирования.

Большинство указанных систем разработаны программистами, слабо знакомыми со

спецификой банковской деятельности. Концептуально они выросли из

"операционных дней", и потому в них автоматизируется, в первую очередь и

главным образом, бухучет и лишь частично и неполно — работа остальных

отделов банка, в том числе тех, которые, собственно, и приносят ему

прибыль. Функциональные расширения систем автоматизации, поддерживающие

операции на валютном рынке, на рынке межбанковских кредитов, на фондовом

рынке и др., просто не успевают за новыми требованиями банкиров. (По этой

причине часто в банке используется даже не единая система, а слабо

увязанные прикладные программы от разных поставщиков или собственного

изготовления).

Между тем именно активная деятельность на этих финансовых рынках — как

в России, так и за рубежом — стала в повестку дня многих российских банков.

Они стремятся сократить заметный разрыв в номенклатуре услуг с типичными

западными банками, сблизиться с международной банковской практикой,

повысить свою конкурентноспособность. Как следствие, фокус их деятельности

перемещается от отдельных спекулятивных акций и вообще экстенсивных

механизмов получения прибыли на оперативное управление ресурсами, анализ

финансового состояния банка, варьирование применяемых финансовых

инструментов.

В свою очередь, это подталкивает к пересмотру организационной

структуры. В банках появляются новые технологические отделы (бэк–офис,

казначейство), новые рабочие места, возникают новые информационные потоки.

Рассмотренные две тенденции сказываются в различных банках по–разному.

Некоторые из них находятся на "технологическом" переломе, который

выражается в достигнутом потолке производительности, неустойчивой работе

АБС, регулярных потерях данных. Другие банки испытывают "функциональный"

кризис, сталкиваясь с проблемой слабой расширяемости системы, неполнотой ее

функций, разрозненностью модулей.

Наконец, наиболее серьезные трудности могут испытать те банки, для

которых стали очевидными обе группы проблем: как технологическая, так и

функциональная недостаточность используемой АБС.

1.2 Перспективы применения западных АБС

Не нужно объяснять, почему ряд банков проявлял и проявляет интерес к

"импортным" системам. В западных АБС поддерживаются все операции,

практикуемые на международных финансовых рынках, и реализованы все

финансовые инструменты, характерные для современной банковской

деятельности. Они оперируют не понятиями счета и проводки, а понятиями

сделки, банковского продукта, риска, портфеля, доходности и т.д.

Более того, для таких систем характерен комплексный подход, при

котором обеспечиваются интегральное управление ресурсами банка и его

эффективная работа в целом. Система содержит развитые средства анализа

работы банка, которые агрегируют информацию, хранящуюся в общей базе

данных, и позволяют оценить финансовое положение и финансовую устойчивость

банка. Система, с одной стороны, снабжает данными для принятия решений, а,

с другой, предоставляет рычаги управления, помогающие внести нужные

коррективы в деятельность банка. Проводки осуществляются автоматически и

остаются заботой бухгалтерии, освобождая прочих сотрудников — от

операционистов до управляющих — для выполнения их специфических функций.

Новое информационное качество, создаваемое комплексной АБС, можно

суммировать следующим образом:

. Управляющие имеют полное и точное знание о текущем положении банка, видят

целостную картину, полученную по данным от разных отделов. Благодаря

этому они могут не заботиться о проводках, а думать о жизненно важных

вещах: о прибыльности операций, ликвидности активов, надежности положения

банка.

. Во всех случаях, когда это имеет смысл, информация, введенная одним

пользователем, мгновенно становится доступна другим в наиболее удобной

для них форме. Оперативно предоставляется информация, интегрирующая

данные из разных частей системы. Дилер немедленно видит, как отразится

его сделка на валютной позиции, прибылях и убытках. Позиционеру банка,

следящему за состоянием корреспондентских счетов, обеспечивается

агрегированная валютная позиция, суммирующая данные по межбанковским

кредитам, валютным операциям, операциям с ценными бумагами и т. п.

. Доступна информация не только о текущем состоянии банка, но и о его

ближайшей перспективе: поток денежных средств, позиции на НОСТРО и ЛОРО

счетах, график ликвидности показывают планируемое будущее состояние

активов и пассивов с учетом всех введенных в систему сделок.

Казалось бы, вывод напрашивается сам собой: преодолеть функциональный

кризис нужно путем заимствования западных технологий... Однако не все так

просто. Серьезные объективные препятствия обнаружились и на этом пути:

1. Высока стоимость пакета. Цены вообще высоки по российским меркам: это не

тысячи и не десятки, а сотни тысяч долларов. Мало того, они высоки даже в

минимальной конфигурации, ибо, как правило, приходится приобретать и те

модули, которые сегодня не нужны банку.

2. Велико расхождение западной банковской технологии с российскими нормами

и практикой. Усугубляется это отсутствием в России стабильного

законодательства в финансовой и банковской сферах. (Можно смело отнести

это ко всем странам постсоветского пространства.)

3. Нелегко найти полное взаимопонимание с зарубежной компанией–поставщиком

и получить от нее необходимую поддержку, особенно в том, что касается

тонкой настройки, внесения изменений и расширения возможностей АБС.

Влияние этих отрицательных факторов столь велико, что, хотя известен

опыт внедрения некоторыми крупными российскими банками зарубежных систем,

прямое использование международных банковских технологий в условиях России

можно считать пока несостоявшимся.

1.3 Синтез технологий - решение проблемы

Автоматизированная банковская система в совокупности с оборудованием,

на котором она функционирует, — объект значительных инвестиций. Замена

устаревших средств автоматизации, например, переход на другую АБС, может

привести к существенным издержкам или к замораживанию средств в результате

недоиспользования заложенных в АБС возможностей.

Все вышесказанное приводит к выводу, что инвестиции наиболее надежно

защищены, когда АБС доступна по цене, не ограничивает долговременные

перспективы развития, а также открыта для адаптации, а именно.

Разумеется, всем перечисленным критериям отвечает очень мало систем.

Особенно если учесть, что среди западных АБС не так уж много пакетов,

сделанных на современной информтехнологии и принципах открытых систем, что

крайне необходимо для адаптации и гибкого сопряжения с имеющимися

программно–аппаратными средствами. Практически все эти системы поставляются

в "закрытом" виде, без исходных текстов и, следовательно, без возможности

их самостоятельной модификации банком–пользователем.

Выходит, что мощные в функциональном плане АБС устарели с точки зрения

используемых ИТ, а системы на современной информационной основе еще не

созданы.

Синтез технологий — один из путей к решению

В качестве примера, можно рассмотреть российскую фирму ФОРС.

Результатом работы ФОРС в этом направлении явилось создание АБС "Ва–Банк

ПЛЮС" — системы, сохраняющей все достоинства западных банковских систем и

вместе с тем полностью отвечающей российскому законодательству и

отечественной банковской практике. Разработка "Ва–Банк ПЛЮС", с одной

стороны, включала модернизацию модулей системы "Ва–Банк", отражающую весь

опыт создания, внедрения и сопровождения последней, и, с другой стороны,

существенно опиралась на ядро, схемы данных и ряд компонентов системы

SYMBOLS производства компании System Access (Сингапур).

Система SYMBOLS, полностью отвечающая стандартам международной

банковской практики, разработана в течение последнего десятилетия с

использованием новейших достижений в области информтехнологий, что выгодно

отличает ее от множества западных банковских систем, спроектированных в

более ранний период на основе устаревших ныне программных средств. В ее

основу так же, как и в основу системы Ва–Банк, положены программные

средства Oracle.

Открытая, гибкая архитектура, унаследованная системой "Ва–Банк ПЛЮС"

от SYMBOLS, решает многие проблемы банковской технологии. Модульность и

высокая параметризованность позволяет построить систему в оптимальной

конфигурации, отвечающей сфере деятельности банка, учесть разновидности

выполняемых им операций, настроить на особенности банковских услуг и

продуктов.

Сращивание технологий предоставляет выгоды двоякого рода.

Потенциальным пользователям западных технологий оно обеспечивает полное

соответствие российскому законодательству, т. е. позволяет разрешить все

вопросы внутренних расчетов через РКЦ, отчетности ЦБР и многие другие. С

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.