Рефераты. Обеспечение возврата кредита в современных условиях

коммерческих банков.

Система кредитования базируется на «трех китах»:

- субъектах кредита;

- обеспечении кредита;

- объектах кредитования.

Базовые элементы системы кредитования неотделимы друг от друга. Успех

в деятельности банка по кредитованию приходит только, в том случае, если

каждый из них дополняет друг друга, усиливает надежность кредитной сделки.

С другой стороны, попытка разорвать их единство неизбежно нарушает всю

систему, подрывает ее, может привести к нарушению возвратности банковских

ссуд.

Еще один элемент системы кредитования – это доверие. Он возникает из

самого понятия кредит, что с латинского «credo» означает «верю». В кредите,

как известно, две стороны – кредитор и заемщик. Между ними на началах

возвратности совершает движение ссужаемая стоимость. Это движение неизбежно

порождает отношение доверия между ссудополучателем, который верит, что банк

вовремя предоставит кредит в необходимом размере, и ссудодателем, который

верит, что заемщик правильно использует кредит, в срок и с уплатой ссудного

процента возвратит ему ранее предоставленную ссуду. Кредит как

экономическое отношение – это всегда риск и без доверия здесь не обойтись.

Доверие, хотя и несет в себе определенный психологический оттенок, однако

бесспорно основано на знании либо субъекта, либо объекта, либо обеспечения

кредита. В конечном счете, можно сказать, что доверие, с одной стороны,

возникает как необходимый элемент кредитного отношения, с другой стороны –

как осознанная позиция двух сторон, имеющая вполне определенное

экономическое основание.

Кредитование остается самым прибыльным, но и одновременно самым

рискованным сектором. Задача банка, и соответственно его кредитного

управления – максимум снизить риск. В первую очередь это значит –

стремиться к тому, чтобы всякий кредит был возвратным.

По мнению первого заместителя Председателя Административного Совета

АКБ «MOBIASBANK» Сергея Карташова: «…главное правило – кредит не должен

быть обузой для клиента. Ни по размерам ставки, ни по срокам погашения

процентов и основной суммы. Хороший кредит – только тот кредит, который

служит инструментом для развития предприятия – заемщика и в установленные

сроки возвращается банку».

Если условия кредитования составлены так, что они оказываются

невыполнимыми по объективным причинам, то это проблема не только заемщика,

но и, в не меньшей степени, кредитора.

«На практике сталкиваешься с тем, что клиенты, случается, готовы брать

в долг на любых условиях. Но если кредитный работник не видит, за счет чего

потенциальный заемщик будет погашать ссуду, деньги давать не следует. Для

нас это главное правило».

Кредитная политика банка должна диверсифицировать риски и не

замыкаться на какой-то отрасли.

Брать и предоставлять кредит на срок более продолжительный, чем это

объективно необходимо, тоже своего рода ошибка. Здесь как раз и проявляется

профессионализм кредитного работника. Он должен вместе с клиентом

максимально точно, определить какой срок является оптимальным.

Председатель правления румынского банка BCR CHISINAU сказал следующее:

«… большая часть экономики Молдовы работает в теневом секторе, предприятия

не декларируют прибыль, и не платят налогов. Отношения же с банком строятся

по принципу – сегодня взял миллион и появился через год, чтобы выплатить

проценты. Банкир не знает, чем занимается клиент, в чем заключается его

бизнес, и как идут у него дела. Подобное просто невозможно было бы в

Румынии, где отношения банк-клиент предельно корректные и доверительные

вплоть до того, что кредит надежному клиенту может быть выдан без залога и

по телефону, естественно, на четко ограниченный срок».

Причина того, что молдавский бизнес работает в тени, не в высоких

налогах считает Михай Хынку. Подоходный налог в Румынии превышает ставку

налога в Молдове примерно в 2 раза. Но на теневой сектор в соседней стране

приходятся не 60% ВВП, как в Молдове, а лишь 14%.[1]

По мнению банкира, хотя законодательство в Румынии намного строже, им

гораздо легче пользоваться, оно четко сформулировано. К тому же гораздо

лучше работают контролирующие органы.

Большинство клиентов, которые обращаются в банк, не соответствуют

критериям, предъявляемым BCR CHISINAU. Первое, на что здесь обращают

внимание – есть ли у потенциального клиента долг перед другими банками или

поставщиками, уплачены ли налоги государству, выплачены ли зарплаты

работникам.

1.2 Методические подходы характеристики возвратности кредитов.

Одним из принципов кредитования, является обеспеченность кредита.

С этим принципом связан один из основных кредитных рисков – риск

непогашения ссуды. Если бы не принимался во внимание этот принцип, то

банковское дело превратилось бы в спекулятивное занятие, где высокий риск

ведения операцией привел бы к резкому росту процентных ставок.

Надо отметить, что решение проблемы обеспеченности кредита зависит от

типа кредитования и от субъекта ссуды. Если говорить о большой компании,

успешно работающей на протяжении десятилетий, имеющей хорошую и длительную

кредитную практику, компании, хорошо зарекомендовавший себя на рынке, то

выдача кредита такой компании может осуществляться как с применением

обеспечения, так и без него.

Если рассматривать вопрос ссуды малого предприятия, только что

зарегистрированного и начинающего свою предпринимательскую деятельности с

нуля – то здесь без решения вопроса с обеспечением, выдавать кредит нельзя.

В целом, рассматривая залог как одну из форм обеспечения возвратности

кредита, следует подчеркнуть, что такую гарантию порождает юридически

закрепленная имущественная ответственность заемщика перед кредитором. Тем

самым создается правовая защищенность интереса кредитора.

Экономически гарантию возврата кредита при залоге обеспечивают: во-

первых, конкретные ценности и права, являющиеся предметом залога (движимое

и недвижимое имущество, права заемщика на недвижимое имущество); во-вторых,

общее имущество клиента, а иногда и несколько лиц.

Например, при залоге векселя банк отдает предпочтение переводным

векселям, по которым существует солидарная ответственность лиц, давших

передаточные надписи. Гарантией возврата кредита под залог ценных бумаг

является финансовая устойчивость организации, выпустившей их.

Таким образом, эффективность залогового права определяется не только

правовой защищенностью интереса кредитора, качеством предметов залога, но и

общим финансовым состоянием заемщика. Данный вывод означает, что залог

имущества заемщика не исключает принятие во внимание его личной

кредитоспособности.

Вместе с тем следует отметить, что использование залога имущества

клиента в качестве формы обеспечения возвратности кредита содержит ряд

неудобств. Для заемщика, который должен предоставить кредитору определенный

предмет залога, возникает необходимость извлечь его из сферы своего

пользования. Однако заемщику невыгодно лишать себя права пользования

движимым имуществом (сырьем, готовой продукцией, транспортными средствами и

т.д.). Поэтому эти виды имущества, как правило, не являются предметами

залога. Для залога используются лишь ипотечные ценные бумаги и векселя. С

другой стороны, оставление в пользовании заемщика заложенных ценностей ,

предусмотренных в договоре о залоге, таит определенный риск для кредитора и

создает необходимость организации контроля за их сохранностью. Исключение

составляет ипотека.

Таблица 1.1.

Критерии оценки качества залогового механизма

|Рейтинг |Соотношение |Ликвидность |Возможность |Примеры для |

|надежности|стоимости |предметов |осуществлять |иллюстрации |

| |заложенного |залога |контроль за | |

| |имущества и | |предметом | |

| |суммы ссуды | |залога | |

|1 |2 |3 |4 |5 |

|A |Более или |Легко |Полностью под |Денежные |

|(высокий) |равно 100% |реализуются |контролем |депозиты в |

| | | |банка |банке |

| | | | |котирующиеся |

| | | | |ценные бумаги,|

| | | | |переданные в |

| | | | |банк на |

| | | | |хранение |

|B |Менее 100% |Цена может | | |

| | |колебаться, и | | |

| | |могут | | |

| | |возникнуть | | |

| | |трудности с | | |

| | |реализацией | | |

|C |Менее 100% | |Есть проблемы |Не |

| | | |с контролем |котирующиеся |

| | | | |ценные бумаги,|

| | | | | |

| | | | |Запасы ТМЦ, |

| | | | |находящиеся у |

| | | | |клиента |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.