Рефераты. Международные финансовые организации

утвердив в 1997 г. Новые соглашения о займах, в соответствии с которыми МВФ

может привлечь от 25 предполагаемых стран — участниц этих соглашений

средства на сумму до 34 млрд. СДР (около 45 млрд. долл. США). МВФ также

прибегает к получению займов у центральных банков (в частности, получил ряд

займов у национальных банков Бельгии, Саудовской Аравии, Японии и других

стран).

Полученные средства Фонд, в свою очередь, предоставляет на условиях

кредита на определенный срок с уплатой определенного процента.

Кредитная деятельность

Важнейшим направлением деятельности Фонда являются его кредитные

операции. Согласно Уставу. МВФ предоставляет кредиты странам-членам для

восстановления равновесия их платежных балансов и стабилизации валютных

курсов. МВФ осуществляет кредитные операции только с официальными органами

стран-членов: казначействами, центральными банками, стабилизационными

фондами.

Страна, нуждающаяся в иностранной валюте или в СДР, производит их

покупку у Фонда в обмен на эквивалентную сумму в национальной валюте,

которая зачисляется на счет МВФ в центральном банке данной страны. По

истечении установленного срока кредита страна обязана произвести обратную

операцию, т. е. выкупить у Фонда находящуюся на специальном счете

национальную валюту и возвратить полученную иностранную валюту или СДР.

Такого рода кредиты даются на срок до 3 лет и реже -5 лет. За пользование

кредитами МВФ взимает комиссионный сбор в размере 0,5% от суммы кредита и

процентную ставку за пользование кредитом, размер которой устанавливается

на основе рыночных ставок, действующих в соответствующее время (чаще всего

это 6—8% годовых). Если находящаяся у МВФ национальная валюта страны-

должника покупается каким-либо государством-членом, то это считается как

погашение задолженности Фонду.

Размеры предоставляемых Фондом кредитов и возможности их получения

связаны с выполнением страной-заемщиком ряда условий, не всегда приемлемых

для этих стран.

Первая сумма иностранной валюты, получаемая страной-заемщиком в

размере до 25% ее квоты, называется резервной долей. Ее размер определяется

как превышение величины квоты над суммой находящегося в распоряжении Фонда

(на специальном счете в центральном банке страны-заемщика) запаса

национальной валюты. Резервная доля возрастает, если Фонд приобретает у

страны-заемщика ее национальную валюту для кредитования других государств —

членов МВФ. Сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в

соответствии с дополнительным кредитным соглашением, образует ее кредитную

позицию.

Резервная доля и кредитная позиция составляют резервную позицию страны

— члена МВФ. В рамках резервной позиции страна-член может автоматически, по

первому требованию, получать кредиты от Фонда, причем за пользование таким

кредитом страна-член не платит комиссионные и проценты и ей не

устанавливаются сроки возвращения полученного кредита.

Средства, получаемые страной от Фонда сверх резервной доли (они

составляют 100% от величины квоты), выдаются на более строгих условиях:

предельная величина получаемых средств от МВФ, когда страна полностью

использовала резервную позицию (т.е. резервную долю и кредитную позицию),

не должна, как правило, превышать 125% ее квоты. Приобретаемые страной

средства сверх резервной доли делятся на 4 части (транша) по 25% каждая, и

по мере использования этих частей (траншей) получаемого кредита требования

по «обоснованному использованию» получаемых средств возрастают. В «письме о

намерениях», направляемом страной-заемщиком Фонду, излагаются направления и

меры по использованию кредита, и Фонд контролирует их выполнение. В тех

случаях, когда, по мнению Фонда, происходит нарушение страной-заемщиком

взятых обязательств, кредитование сокращаются, а может и полностью

прекратиться.

МВФ с начала 50-х гг. стал заключать со странами-членами соглашения о

резервном кредите, или соглашения «стэнд бай» (англ. Stand-by

Arrangements). По такому соглашению страна-член имеет право получить от МВФ

иностранную валюту в обмен на национальную в любое время, но на

согласованных с Фондом условиях.

В 1974 г. была создана система расширенного кредитования, которая

предназначена для предоставления средств в иностранной валюте странам —

членам Фонда на более длительные сроки и в значительно больших размерах.

Получить такого рода кредиты страны-члены могут, когда имеет место

серьезное нарушение равновесия платежного баланса.

Для получения расширенного кредита страна-заемщик подписывает с Фондом

специальное соглашение, в котором оговариваются условия кредита и

принимаемые страной обязательства. Общий размер кредитов, которые страна-

член может получить от Фонда в рамках резервных и расширенных кредитов,

составляет на протяжении года до 68% от ее квоты, а включая ранее

полученные кредиты — 300% от квоты.

Специальные механизмы

В целях оказания помощи странам — членам МВФ, испытывающим трудности в

экономическом развитии по не зависящим от них причинам, а также для

содействия в решении обширных проблем экономического и социального

характера. Фонд создал ряд специальных механизмов, которые предоставляют

средства на валютных условиях. К ним относятся:

• Механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования, средства

которого выделяются в связи с постигшими страны стихийными бедствиями,

непредвиденным изменением мировых цен и другими причинами;

• Механизм финансирования буферных (резервных) запасов сырьевых

товаров, создаваемых в соответствии с международными соглашениями;

• Механизм финансовой поддержки операций по сокращению и обслуживанию

внешнего долга, который выделяет средства развивающимся странам,

оказавшимся в кризисной ситуации с внешними долгами;

• Механизм поддержки структурных преобразований, средства которого

направляются в страны, осуществляющие переход к рыночной экономике путем

осуществления радикальных экономических и политических реформ.

Помимо указанных функционирующих ныне механизмов МВФ создавал

временные специальные фонды, которые были призваны содействовать

преодолению кризисных валютных ситуаций, возникавших по разным причинам

(например, нефтяной фонд — для покрытия дополнительных расходов в связи со

значительным ростом цен на нефть и нефтепродукты; доверительный фонд — для

оказания помощи наиболее бедным странам за счет средств, вырученных от

продажи золота из запасов МВФ, и др.).

Россия стала членом МВФ в 1992 г. По размеру выделенной квоты (4,3

млрд. СДР, или 3%) и числу голосов (43,4 тыс., или 2,9%) она заняла 9-е

место. За прошедшие годы Россия получала от Фонда разного рода кредиты

(резервные кредиты — стэнд-бай, на поддержку структурной перестройки и

др.). В марте 1996 г. Совет управляющих МВФ одобрил предоставление России

расширенного кредита в сумме 10,2 млрд. долл. США, который в большей части

уже использован, в том числе на погашение Фонду образовавшейся

задолженности по ранее предоставленным кредитам. Общая сумма долга России

Фонду на 1 января 1999 г. составляла 19,7 млрд. долл.

Группа Мирового банка

Группа Мирового банка включает Международный банк реконструкции и

развития (МБРР) и три его филиала — Международную ассоциацию развития

(MAP), Международную финансовую корпорацию (МФК) и Многостороннее

инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА).

Возглавляемые единым руководством, каждый из указанных институтов

самостоятельно, за счет имеющихся у него средств и на различных условиях

осуществляет финансирование инвестиционных проектов и содействует

осуществлению в ряде стран программ экономического развития.

Международный банк реконструкции и развития

МБРР, более известный как Мировой или Всемирный банк, был создан в

1944 г. с целью оказания помощи п восстановлении и развитии экономики

западноевропейских стран, хозяйство которых было подорвано Второй мировой

войной. С середины 50-х гг. после восстановления положения в этих странах

основное внимание МБРР было переключено на содействие экономическому

развитию государств, освободившихся от колониальной зависимости. Мировой

банк как специализированный институт ООН оказывает развивающимся странам

финансовую помощь, выступает в роли советника в разработке программ их

экономического развития, координирует действия промышленно развитых стран и

развития международных экономических организаций, оказывающих техническое

содействие этим государствам.

Высшим органом МБРР является Совет управляющих, состоящий из

представителей всех стран-членов Банка, назначаемых соответствующими

правительствами на пятилетний срок. Собирается на сессии один раз в год

совместно с МВФ. Членами МБРР могут быть страны, вступившие в МВФ,

поскольку обязаны проводить валютно-финансовую политику, соответствующую

Уставу МВФ. Членами МБРР являются 180 стран, однако, благодаря системе

распределения голосов ведущую роль в Банке играет группа из 10 наиболее

развитых стран во главе с США. Решения в Совете управляющих принимаются

простым большинством. Каждая страна имеет 250 голосов плюс один голос за

акцию в 100 тыс. СДР в капитале Банка, и в результате на «группу 10»

приходится более 60% всех голосов. Для принятия наиболее важных решений

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.