РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ОРЛОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Факультет: Экономика и менеджмент
Специальность: Финансы и кредит
Кафедра: Менеджмента финансов и
кредита
Курсовая работа
По предмету: «Бухгалтерский учёт и аудит в банках»
На тему: «Межбанковские отношения на основе использования высоких
технологий банковских телекоммуникаций»
Выполнил: студент 4-го курса, очного отделения, группы 4 ФОС
Юрасов Алексей Валентинович
Научный руководитель: ст. препод.
Самсонова Елена Константиновна
г. Орёл, 2002 г.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ……………....………………………………………………3
1. Виды и описание международных банковских
взаиморасчётов ………………………………………………….7
2. Электронные системы мировых межбанковских
взаиморасчётов………………………………………………….12
3. Международные корреспондентские отношения
банков на примере ОАО «ИМПЭКСБАНК»………………..20
4. Нововведения в среде телекоммуникационных
банковских технологий………………………………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……...………………………………………….………52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.……….……….55
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………57
Введение
Банковские услуги в настоящий момент, как и в течение всего периода
перехода России к новому типу экономики, являются одним из наиболее
динамично развивающихся видов деятельности в нашей стране.
Многие из оказываемых банками специфических услуг непосредственно
связаны с применением телекоммуникационной среды (безналичные расчёты с
использованием пластиковых карт, систем «интернет-банкинга», электронной и
мобильной коммерции, взаимодействия «клиент-банк», межбанковские
взаимодействия в России, международные клиентские взаимодействия через
глобальную международную банковскую систему S.W.I.F.T. и др.).
Целью своей работы я ставлю не только рассмотрение всемирных
межбанковских систем взаиморасчётов, в том числе и глобальной и широко
используемой – S.W.I.F.T., но и также предметом рассмотрения являются
новые, на сегодняшний день, электронные системы межбанковских операций,
электронные системы взаиморасчётов между банками и электронные платежи в
современной мировой банковской системе и банковской системе России.
Я выбрал тему своей работы в связи с тем, что данная тема крайне
актуальна, так как внешние взаимодействия банка – это основа его нормальной
работы, поскольку они обеспечивают все основные банковские функции,
сформулированные в Законе «О банковской деятельности»[1].
Потребности развивающегося банковского сектора технического и
программного обеспечения стимулируют совершенствование автоматизированных
банковских электронных систем западными и отечественными разработчиками,
создание большого количества сетей во всём мире, что создает благоприятные
предпосылки для взаимодействия банка с внешней средой. Такие взаимодействия
стали необходимым условием нормальной работы коммерческих банков, поэтому
именно в этом направлении можно ожидать наибольшего прогресса развития
банковских информационных систем.
Успешное функционирование банка связано с интенсивным расширением
его деятельности, происходящим за счёт увеличения как объёма операций, так
и спектра услуг, предоставляемых клиентам. Если до какого-то момента
функционирование банка в режиме ручной обработки информации может
поддерживаться за счёт экстенсивных методов развития (например, расширения
штатов и аппарата управления), то на определенном этапе деятельность банка,
осуществляемая вручную, либо неизбежно выходит из-под контроля, либо банк
становится не в состоянии реагировать на ситуацию на рынке. Автоматизация
повышает эффективность работы банка, обеспечивает более высокую надежность
безошибочной обработки документов за счет сочетания различных видов
автоматического и визуального контроля, а также дает возможность получения
в любой момент времени общей картины деятельности и текущего состояния
банка.
Автоматизированная система обеспечивает более качественное принятие
решений, связанных с банковским риском при выдаче кредитов, инвестиций и
ценных бумаг, за счёт специальных процедур обработки всей имеющейся в
системе информации. Использование автоматизированной системы позволяет
значительно повысить качество обслуживания клиентов банка, что особенно
важно в условиях реальной конкуренции.
Наконец, в условиях становления рыночных механизмов, нестабильности
законодательной базы и высоком уровне инфляции только использование гибкой
и быстро перенастраиваемой системы автоматизации банковских операций может
обеспечить конкурентоспособность банка.
Так, например, современный зарубежный банк располагает:
V базой данных клиентов, что ускоряет оценку положения клиента и
облегчает взаимные операции;
V автоматизированной системой бухгалтерского учёта, позволяющей
оценить уровень рентабельности отдельных операций, а также
прибыльность обслуживания клиентов;
V системой управления кредитными вложениями, что позволяет определить
степень риска по кредитам, своевременно ее уточнять и
пересматривать;
V «домашними» банковскими системами, доступ к которым возможен
круглосуточно по телефону либо по коммутируемым каналам связи;
V системами управления финансами корпораций, которые позволяют
клиентам непосредственно контролировать свою наличность и валютные
позиции двенадцать часов в сутки;
V сетью машин, автоматизирующих ручной труд в банковских операциях и,
что наиболее важно, сокращающих очередь и функционирующих
круглосуточно всю неделю;
V компьютеризацией ежедневного миллионного документооборота между
филиалами;
V активно участвует в международной системе S.W.I.F.T., расширяя свои
возможности передачи деловой и платежной документации.
Расширение сети коммерческих банков, предоставление им лицензий на
право осуществления расчетов по экспортно-импортным операциям обуславливает
необходимость не только повышения уровня банковской автоматизации, но и
необходимость развития сетей связи в РФ и подключения к мировым
телекоммуникационным сетям. Эта задача решается в последнее время как
самостоятельно на региональном уровне, так и путём подключения к крупнейшей
в мире коммуникационной сети, объединяемой Обществом Всемирных
Межбанковских Финансовых Телекоммуникаций – S.W.I.F.T.
Этим решается задача оперативного, надежного, эффективного,
конфиденциального и защищенного от несанкционированного доступа
телекоммуникационного обслуживания для банков и стандартизации форм и
методов обмена финансовой информацией.
Сфера электронных банковских систем является предметом исследований
и разработок, проводимых различными специалистами – в основном по
телекоммуникациям, банковским информационным системам, информационным
технологиям различного характера. Потребность в таких разработках ощущается
практически в любом банке и затрагивает профессиональную деятельность
многих банковских специалистов.
1. Виды и описание международных банковских взаиморасчётов.
В системе расчётов между различными контрагентами и хозяйствующими
субъектами находят свое воплощение практически все виды экономических
отношений в обществе. Межбанковские расчёты опосредуют и различные виды
внешнеэкономических связей, возникающих в процессе экспорта-импорта товаров
(услуг).
Для осуществления платежей и обслуживания клиентов, банки по
поручения друг друга устанавливают между собой отношения, как правило, на
договорной основе, получившие название корреспондентских.
Корреспондентские отношения – это договорные отношения между двумя
или несколькими кредитными учреждениями (банками) об осуществлении
платежей и расчётов одним из них по поручению и за счёт другого. При этом
банки открывают друг у друга счета «ЛОРО – НОСТРО». В практике
корреспондентские счета открываются преимущественно теми банками, которые
активно осуществляют переводные, аккредитивные, инкассовые и другие
операции по расчетам за товары и услуги.
Корреспондентский счёт – счёт, на котором отражаются расчёты,
произведенные одним кредитным учреждением по поручению и за счёт другого
кредитного учреждения на основе заключенного корреспондентского договора.
Счёт «НОСТРО» – это счёт нашего банка в банке-корреспонденте, а счёт
«ЛОРО» – счёт банка-корреспондента у нашего банка. На этих счетах
отражается взаимный зачёт поручений банков. Установление прямых
корреспондентских отношений между банками обуславливает и возможность
проведения прямых переводов, а не через расчётно-кассовые центры.
Коммерческие банки проводят международные расчеты по поручению
своих клиентов-предприятий и организаций-участников внешнеэкономической
деятельности в трёх общепринятых формах:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14