Необходимо отметить, что часто аналитикам банка трудно находить и затем
придерживаться конкретной статистической или графической точки К. Поэтому
всегда около нее существует так называемый "доверительный интервал", в
рамках которого на практике может находиться точка К без ущерба для
производителя.
Все вышерассмотренные методы и модели имеют одинаково допустимую
погрешность, а именно наличие линейной зависимости ме
75
Постоянные затраты
О A' В' V' 'v
Рис. 10. Метод "дополнительной прибыли":
а — объем прямых материальных затрат при определенном объеме
предоставленных услуг; b — величина прямых затрат на оплату труда; с —
прямые переменные затраты;
d — уровень переменных административных и торговых затрат; е — уровень
постоянных производственных издержек; f — уровень постоянных
административных и торговых затрат; А — контрольная точка прибыли; В —
контрольная точка дополнительной прибыли. Заштрихованная зона
представляет собой объем дополнительной прибыли банка; Р — уровень всей
прибыли
жду рассмотренными величинами. Естественно, что на практике зависимость
между прибылью, объемом продаж и себестоимостью не является линейной и
именно тогда необходимо использовать функцию Кобба–Дугласа или различные
методы множественной нелинейной регрессии.
3. Метод употребительной стоимости". С помощью этого метода каждый банк
может анализировать результаты своей деятельности и уровень прибыли в
основном как фактор себестоимости и достижения необходимого уровня деловой
активности. Основным компонентом этого метода является оценка
потребительских качеств товара. Продукция (услуга) может быть продана
дороже аналогичной услуги банков–конкурентов, если клиент уверен не только
в более высоких качествах самой услуги, но и сервисе, связанном с ее
приобретением.
7С. 'I
Иными словами, анализ производится с помощью многомерных социальных
моделей.
Методология анализа с помощью экспертных оценок представляет собой
выбор оптимального метода в каждой конкретной ситуации для превращения в
количественные или порядковые оценки факторов и процессов, не поддающихся
непосредственному измерению. Экспертные оценки основываются на суждениях
специалистов, высказываются индивидуально или коллективно и подразделяются
на две основные группы.
К первой группе относятся методы последовательного улучшения
индивидуальных оценок каждого эксперта. Одним из самых распространенных
методов этой группы является метод Дельфин.
Вторая группа методов направлена на коллективное согласование позиций
специалистов с целью выработки коллективной экспертной оценки. К этой
группе относятся такие методы, как метод предпочтения, метод ранга, методы
частичного попарного сопоставления и полного попарного сопоставления.
' Лордом ТА. Новые подходы к методу Дельфи. Научно–техническое
прогнозирование для промышленности и правительственных учреждений. М.,
1972.
Гл а в а 3
ЭЛЕМЕНТЫ ВТОРОГО УРОВНЯ
МАРКЕТИ Н ГА
существование потребителей, покупателей, клиентов обусловливает
существование и самого производителя – банка. Один из основных принципов
маркетинга гласит: "Производи то, что можешь продать, а не продавай то, что
сумел произвести".
После анализа спроса на товар, эластичности рынка и других направлений
анализа банк приступает к предоставлению определенных услуг. В зависимости
от уровня своих издержек и ряда внешних и внутренних факторов определяет
цену на них; выходит на рынок и опять в зависимости от его внешней и
внутренней конъюнктуры получает свою прибыль или убыток.
Следующий уровень показывает основные элементы, с помощью которых банк
осуществляет свою деятельность.
§1. Система маркетинговой информации
С точки зрения американского футуролога Олвина Тоффлера, за
индустриальным этапом развития общества в целом наступает информационный.
При этом в обществе армируется новая социальная группа – когнитариат, чья
мощь основывается на знании, на доступе к информации. Он считает, что "в
наши дни необходимо знание о знанияхе вручную, а с помощью вычислительной
техники. Самое перспективное направление — создание автоматизированных
рабочих мест (АРМ) с помощью персональных ЭВМ (ПЭВМ) с использованием
различных экономико–математических и экономико–статистических методов. Уже
существуют специализированные АРМ банкира, АРМ бухгалтера, АРМ экономиста,
АРМ экономиста–социолога. Создание АРМ банкира дает возможность работникам
коммерческих, кооперативных, акционерных и совместных банков контролировать
свою деятельность, уровень кредитоспособности своих новых и традиционных
клиентов.
Взаимоотношения банка с государством, на территории которого он
находится:
а) взаимоотношения с административными органами (Центральный банк
России, Государственная налоговая служба, Государственный комитет по
статистике и проч.). Этот анализ может быть ретроспективным, оперативным и
перспективным. Кроме того, необходимо контролировать уровень ряда
социальных факторов, влияющих на взаимоотношения банка с административными
органами. Этот анализ осуществляется с помощью методов факторного и
корреляционно–регрессионного, детерминированного и индексного анализов. В
этот блок включен и анализ организационных факторов, оказывающих влияние на
взаимоотношения между руководством банка и руководящими (вышестоящими)
органами;
б) взаимоотношения банков с общественными организациями России,
иностранными общественными организациями (актуально для совместных банков и
банков, имеющих Генеральную лицензию).
2. Анализ взаимоотношений банка со своими клиентами проводится по
следующим основным направлениям:
79
· анализ текущей (перспективной) платеже– и кредитоспособности клиента,
в том числе и анализ внешних (неучтенных) факторов, влияющих на
кредитоспособность (в статике и динамике);
· анализ устойчивости финансового состояния и деловая активность
клиента;
· анализ внутренних факторов, влияющих на его кредитоспособность (в
статике и динамике);
· анализ внешних факторов, влияющих на устойчивость его финансового
состояния;
· экспресс–анализ кредитоспособности производителя (см. подробнее гл.
5);
· развернутый анализ кредитоспособности клиента.
3. Взаимоотношения банка с рынком, в котором выявлены следующие
основные направления:
· сравнительный анализ возможных вариантов внутреннего рынка;
· сравнительный анализ возможных вариантов внешнего рынка;
· внутренняя маркетинговая сбытовая политика банка;
· внешняя маркетинговая сбытовая политика банка;
· анализ внутренней и внешней рекламной политики;
· анализ взаимосвязей между объемом реализованных услуг, количеством
предлагаемых для реализации услуг, уровнем издержек и ценовой политикой.
Этот комплекс задач решается с помощью функции Кобба–Дугласа;
· анализ эффективности рекламной политики; · анализ оптимальности
(экспресс–анализ) выбора и заключения договоров и контрактов между
различными банками, банками и клиентами, банками и контрагентами, как
российскими, так и зарубежными;
· анализ ритмичности и эффективности выполнения этих договоров и
контрактов;
· анализ степени удовлетворения спроса постоянных и случайных клиентов
банка.
11. Внутренний экономический анализ деятельности банков.
1. Экономический анализ на стадии доведения до готовности определенного
набора банковских услуг:
· анализ уровня издержек, который проводится следующим образом:
· анализ уровня себестоимости и затрат на одну денежную единицу;
· анализ снижения себестоимости в зависимости от изменения ряда внешних
и внутренних факторов, в том числе по социальным факторам, по
организационным причинам и проч.;
· анализ внутренних (внешних) факторов, влияющих на уровень затрат
оборотных материальных средств;
· анализ внутренних (внешних) факторов, влияющих на снижение уровня
трудоемкости (зарплатоемкости). (Анализ использования трудового потенциала;
анализ текучести кадров; анализ уровня производительности труда; анализ
соотношения темпов роста производительности труда и средней заработной
платы; анализ эффективности использования фонда заработной платы.);
· анализ внутренних (внешних) факторов, влияющих на снижение
энергоемкости (теплоемкости, электроемкости) продукции производителя;
· анализ внутренних (внешних) факторов, влияющих на фондоемкость
продукции;
· анализ внутренних (внешних) факторов, влияющих на уровень финансовых
затрат в статике и динамике. Это направление может включать такие
конкретные задачи, как анализ структуры оборотных средств, анализ
эффективности использования оборотных средств и др.;
· анализ внутренних (внешних) факторов, влияющих на уровень прибыли
(анализ балансовой прибыли; анализ прибыли по реализации; анализ
рентабельности хозяйственной деятельности; анализ структуры балансового
дохода; анализ распределения полной (балансовой) прибыли и др.).
2. Анализ организационного аспекта деятельности банка поможет решить
такие комплексы задач, как оценка уровня эффективности его деятельности и
деловой активности в мире бизнеса.
3. Экономический анализ, направленный на решение социальных проблем
работников банковского учреждения.
Необходимо отметить, что предлагаемые направления анализа деятельности
банков и задачи, входящие в них, могут варьировать в зависимости от
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14