необходимых для решения стратегических проблем, трудности с фиксацией прав,
обязанностей и ответственности, усложнение координации и как результат —
неадекватная реакция на потребности покупателей;
31t матричной, при которой используется деятельность как управляющих по
товарам, так и управляющих по рынкам, иными словами, в этом случае
используются элементы товарной, рыночной, функциональной организации
маркетинга. Чаще всего эта форма используется в процессе реализации
специализированных проектов или непрерывных производственных программ;
* клеточно–органической, которая, по словам Д. Мерсера*, является
*самой целесообразной" в настоящее время, поскольку дает возможность
отдельным банковским работникам или группам (временная трудовая "клетка")
самостоятельно осуществлять связь с внешним миром и принимать решения. Ее
поведение определяют ряд внешних и внутренних факторов, и она выражается в
самообеспечении "деловой клетки" (группы) ресурсами и культурными
ценностями. В процессе работы эти группы растут, видоизменяются, делятся,
сливаются, отмирают и т.д.
Модификацией "клеточной" организации маркетинга является так называемый
картельный* метод организации деятельности банковских научных работников,
разработчиков специальной квалификации, исполнителей. Этот коллектив
набирается на срок выполнения какого–то проекта (программы), а после
окончания работы распада—
стел. Как правило, это малочисленный, мобильный и достаточно
самостоятельный коллектив, работающий на основе единых методологических
принципов. Обычно с этой группой заключается индивидуальный договор
(контракт) на выполнение определенной работы. Основным принципом этой формы
организации маркетинговой деятельности является довольно большая
административная свобода в выборе методов, способов и форм достижения
поставленной цели.
Оптимальный размер "деловой клетки" колеблется от трех (один "генератор
идей" и два "исполнителя") до семи человек (два "генератора идей" и пять
"исполнителей"). Подбор членов "деловой клетки" является достаточно сложным
процессом с точки зрения их квалификации, восприятия проблемы,
психологической совместимости.
И наконец, необходимо, на наш взгляд, отметить, что не существует
идеальной формы организации маркетинга. Чаще всего производитель пользуется
разными видами организации в зависимости от специфики различных рынков 'и
номенклатуры производимого и предлагаемого товара, ряда внешних и
внутренних факторов и конкретной ситуации.
§4. Система маркетингового контроля
Эта система включает все мероприятия, которые проводятся с целью
выявления результатов деятельности производителя, его деловой активности,
кредито– и платежеспособности.
Контроль за деятельностью любого банка может быть внутренним и (или)
внешним, зависимым и (или) независимым, сплошным и (или) выборочным.
Внутренний контроль проводится регулярно силами самого банка с целью
выявления отклонений от запланированной оптимальной деятельности. Он может
быть сплошным, когда примерно два раза в год проводится детальный
(развернутый) анализ результатов всех направлений деятельности банка.
Развернутый анализ деятельности любого банка может проводиться по
следующей схеме:
1. Ресурсный анализ, в котором важны следующие направления: а) анализ
структуры трудовых ресурсов в статике и динамике;
б) анализ структуры ресурсов основных фондов (реального основного
капитала) в статике и динамике;
в) анализ структуры ресурсов материальных оборотных средств в статике и
динамике;
аа
г) анализ структуры финансовых ресурсов в статике и динамике.
Этот анализ проводится на базе информации бухгалтерского баланса и
основных форм статистической отчетности с помощью методов группировки,
вычисления удельных весов, процентных соотношений, темпов роста (снижения),
темпов прироста, пропорции.
2. Затратный анализ, который включает:
а) анализ уровня трудовых затрат, который может быть осуществлен
посредством анализа уровня трудоемкости и зарплатоемкости. В данном случае
с помощью корреляционного, регрессионного и (или) дисперсионного анализа
выявляются качественные и количественные зависимости вышеупомянутых
показателей от ряда независимых факторов;
6) анализ уровня затрат основных фондов (реального основного капитала),
т.е. анализ фондоемкости, который проводится по аналогии с затратным
анализом трудовых ресурсов;
в) количественный и качественный анализ затрат различных видов
оборотных материальных средств, например материалоемкость, теплоемкость,
энергоемкость, электроемкость и проч.;
r) анализ структуры и взаимосвязей между факторами, влияющими на
финансовые затраты, а именно структура и суммарная величина всех выплат, их
целесообразности.
3. Анализ эффективности проводится с помощью:
а) моделей факторного анализа, метода главных компонент. Изучается
эффективность использования трудовых ресурсов в зависимости от ряда
экономических, политических, организационных, технологических изменений во
внешней и внутренней среде. Иными словами, проводится анализ уровня
производительности труда;
б) модели эффективности использования основных фондов (реального
основного капитала), направленной на вскрытие влияния вышеперечисленных
факторов на фондоотдачу, эффективность использования производственных
мощностей;
в) определения качественных и количественных связей между мате–
риалоотдачей, энергоотдачей (электроотдача, теплоотдача), скоростью
оборачиваемости элементов материальных оборотных средств и факторов внешней
и внутренней среды. Так анализируется эффективность использования оборотных
материальных средств;
аз
r) определения результатов анализа уровня прибыли и рентабельности,
кредито– и платежеспособности, финансовой устойчивости, эффективности
использования финансовых ресурсов.
Выборочный анализ зависит от конкретной ситуации, проводится чаще, чем
сплошной, и имеет следующие этапы (стадии) проведения: планирование
выборки, отбор объектов для анализа, анализ, оценка результатов.
Внешний анализ проводится организациями, которые заинтересованы в
результатах деятельности производителя (государственные и финансовые
органы, партнеры и контрагенты, другие банки). Он может быть сплошным и
выборочным. Кроме того, он может быть зависимым и независимым (аудиторская
проверка).
Зависимый контроль за деятельностью банка — это, например, анализ
кредитоспособности банка; контроль за уровнем прибыли самого банка и ее
распределением со стороны Центрального банка, государственных налоговых
служб и проч.
Но самое большое значение имеет независимый контроль за деятельностью
любого банка, который обладает юридической силой и обязательно должен
сопровождать официальную годовую отчетность. Этот независимый контроль
известен как аудиторский анализ, аудит.
Первоначально в рамках аудиторского анализа проводилась только проверка
достоверности бухгалтерских документов и статистической отчетности. В
процессе своего развития аудит стал системно– ориентированным, т.е.
аудиторская фирма превратилась из простого контролера в партнера
проверяемого предприятия (банка). Процесс аудиторской проверки сочетается с
процессом консультирования, оптимизации и повышения эффективности не только
процесса анализа и контроля, но и результатов деятельности самого банка.
И наконец, последний этап (в настоящее время) развития аудита — это его
ориентация на анализ всех возможных рисков, изыскание способов их снижения
и управления ими. Естественно, аудиторская проверка проводится не вручную,
а с помощью ПЭВМ, с набором различных экономико–статистических методов и
автоматизированных рабочих мест (АРМ) аудитора.
Гл а в а 4
СУБЪЕКТЫ, СВЯЗЫВАЮЩИЕ БАНКИ С ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ
1 реши уровень обобщенной схемы маркетинга, в том числе и банковского
(рис. 1), содержит такие физические и (или) юридические лица, с помощью
которых любой банк осуществляет связь с внешней средой. В зависимости от
специфики, квалификации, авторитета этих элементов находится не только
конкретная деятельность банка, но и уровень его эффективности, деловой
активности, факторов риска.
51. Поставщики
Ими являются все физические и (или) юридические лица, обеспечивающие
любой банк необходимыми трудовыми, материальными средствами, основными
фондами и финансовыми ресурсами.
В условиях рыночной экономики они действуют исключительно на договорной
основе. Основными целями взаимоотношений банков и банковских учреждений с
поставщиками являются:
+ стремление снизить издержки на всех видах ресурсов, но ни в коем
случае не в ущерб качеству банковских услуг или срокам их предоставления.
Для каждого банка это означает эффективное использование производственных
площадей, что приводит к абсолютному и относительному снижению величины
арендной платы и сроков оборачиваемости финансовых ресурсов; # налаживание
и поддержка долгосрочных отношений с несколькими поставщиками, которые
постепенно превращаются в своего рода продолжение производственных и
организационных подразделений банка;
· создание для них как бы гарантированного рынка. Но в то же время
каждый банк требует гарантированную доставку конкретного ресурса в
необходимом количестве и требуемом качестве непосредственно на рабочее
место, точно в срок, минуя складские помещения, технический контроль и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14