фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных
случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
> Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в
пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным
органом или органом местного самоуправления, которому право на
предъявление такого требования предоставлено законом. Решением суда о
ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган,
уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными
документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации
юридического лица.
> Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией либо действующее в
форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда,
ликвидируется также в соответствии со статьей 65 Гражданского Кодекса
вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Если стоимость
имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения
требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке,
предусмотренном статьей 65 настоящего Кодекса. Положения о ликвидации
юридических лиц вследствие несостоятельности (банкротства) не
распространяются на казенные предприятия.
1.2. Основания для ликвидации
Юридическое лицо может быть ликвидировано в соответствии с решением
учредителей (участников, акционеров) или уполномоченного учредительными
документами органа юридического лица в связи с (ст. 20 Закона "О банках и
банковской деятельности):
> окончанием срока действия юридического лица;
> достижения цели, для которой создавалось юридическое лицо;
> решением суда о признании регистрации юридического лица недействительной
из-за нарушения законодательства;
> решением суда в случае, если юридическое лицо ведет деятельность без
соответствующего разрешения (лицензии);
> юридическое лицо ведет деятельность, запрещенную законодательством;
> юридическое лицо допускало многочисленные или серьезные нарушения
законодательства;
> в других случаях, предусмотренных законодательством;
> в результате объявления юридического лица банкротом.
Ликвидация юридического лица может быть начата уполномоченным
государственным органом (например, регистрационной палатой ( местного или
государствен-ного уровня, налоговой инспекцией и другими). В результате
ликвидации юридического лица деятельность юридического лица прекращается
без передачи прав и обязательств другим лицам правопреемства
(ст.61”Ликвидация юр. лица” ГК РФ)(ст. 20 Закона “О банках и банковской
деятельности).
1.3. Процедура добровольной ликвидации
Решение о ликвидации юридического лица должно быть принято
уполномоченным на это органом. Участники ( акционеры юридического лица или
органа, принявшего решение о ликвидации, обязаны в письменном виде
поставить в известность об этом решении государственный орган, осуществляю-
щий государственную регистрацию юридических лиц. С момента назначения
ликвидационной комиссии к ней переходит управление делами юридического
лица. Ликвидационная комиссия может выступать в суде от имени ликвиди-
руемого юридического лица. Ликвидационная комиссия должна сообщить через
средства массовой информации о ликвидации юридического лица, порядке и
сроках подачи претензий со стороны кредиторов. Срок подачи претензий не
может быть менее 2-х месяцев с момента публикации сообщения.
После окончания срока предъявления претензий со стороны кредиторов
ликвидационная комиссия должна составить промежуточный ликвидационный
баланс. Промежуточный ликвидационный баланс должен быть утвержден
уполномоченным органом и согласован с государственным органом по
регистрации.
Ликвидационная комиссия удовлетворяет денежные требования
кредиторов в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная с
даты его утверждения в порядке очередности, установленном текущим
законодательством. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного
удовлетворения требований предыдущей очереди. Если стоимость имущества
юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, то
к ликвидируемому предприятию должны быть применены процедуры банкротства. В
этом случае ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с
заявлением о признании должника банкротом. Если ликвидационная комиссия еще
не назначена с таким заявлением в суд должен обратиться владелец должника.
Арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемого должника
банкротом и об открытии конкурсного производства и назначает конкурсного
управляющего. Обязанности конкурсного управляющего могут быть возложены на
председателя ликвидационной комиссии (ст. 51 Закона "О несостоятельности
(банкротстве) кредитной организации"). Кредиторы вправе предъявить свои
требования в месячный срок с момента публикации объявления о признании
ликвидируемого должника банкротом. Нарушение требования об обращении в
арбитражный суд является основанием для отказа во внесении в единый
государственный реестр юридических лиц записи о прекращении юридического
лица. Собственник имущества должника ( унитарного предприятия, учредители
(участники) и руководитель должника, председатель ликвидационной комиссии,
допустившие нарушение, несут субсидиарную ответственность по
неудовлетворенным требованиям по денежным обязательствам и обязательным
платежам должника.
После удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия
должна составить ликвидационный баланс, который подлежит утверждению
участниками (акционерами) юридического лица или руководящим органом,
который принял решение о ликвидации юридического лица и согласован с
государственным органом по регистрации. Имущество юридического лица,
оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, подлежит
распределению между участниками (акционерами) в соответствии с
очередностью, определенной в учредительных документах юридического лица, с
учетом требований законодательства, применимого к конкретной организационно-
правовой форме юридического лица (ООО, АО, Кооператив).
Ликвидация юридического лица считается законченной, а юридическое лицо
ликвидированным после внесения записи о ликвидации в единый государственный
реестр юридических лиц (ст. 51”Признание ликвидируемой кредитной
организации банкротом” Закона “О несостоятельности (банкротстве) кредитной
организации).
1.4. Об ускорении процесса ликвидации кредитных организаций, осуществляемой
по решению арбитражного суда в порядке статьи 61 Гражданского кодекса РФ
(письмо ЦБ РФ от 28.10.98 № 306-Т)
Поступающие из территориальных учреждений Банка России сведения о
проведении ликвидационных процедур в кредитных организациях, у которых
отозваны лицензии на осуществление банковских операций, свидетельствуют о
фактах начала задержки ликвидационных процедур в случае принятия
арбитражным судом решения о ликвидации кредитной организации в соответствии
с абзацем 3 пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По состоянию на 1 октября 1998 года по 174 кредитным организациям
арбитражными судами РФ приняты решения об их ликвидации в порядке статьи 61
Гражданского кодекса Российской Федерации, однако, в 140 кредитных
организациях судебные решения их учредителями (участниками) не выполнены. В
ряде случаев созданные учредителями (участниками) банка ликвидационные
комиссии так и не приступили к работе, либо устранились от выполнения своих
обязанностей. В соответствии с пунктом 24 Постановления Пленума Верховного
Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации от 01.07.96 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением
части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если решением суда
о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) возложены
обязанности по осуществлению ликвидации, однако в установленный срок
ликвидация юридического лица не произведена, суд назначает ликвидатора и
поручает ему осуществить ликвидацию банка.
С учетом изложенного, в целях ускорения процесса ликвидации, а также
защиты интересов кредиторов и вкладчиков, рекомендуется территориальным
учреждениям Банка России в случае наличия кредитных организаций, учредители
(участники) которых не выполняют решения судов о ликвидации, обратиться в
арбитражный суд, принявший решение о ликвидации, с заявлением в порядке
статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об
изменении способа исполнения решения суда о ликвидации кредитной
организации и назначении ликвидатора. Указанный порядок территориальным
учреждениям Банка России следует применять также в случаях, когда решением
суда на учредителей (участников) не возложена обязанность по осуществлению
ликвидации кредитной организации.
Если ликвидационная комиссия (ликвидатор) в течение длительного срока
не приступает к работе в связи с отсутствием средств на корреспондентском
счете ликвидационной комиссии (ликвидатора), а также в случае
недостаточности имущества кредитной организации, территориальное учреждение
Банка России должно рекомендовать ликвидационной комиссии (ликвидатору)
обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве кредитной
организации на основании статьи 174 Федерального закона "О
несостоятельности (банкротстве кредитной организации)".
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17