Рефераты. Ликвидация кредитных организаций

фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных

случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

> Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в

пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным

органом или органом местного самоуправления, которому право на

предъявление такого требования предоставлено законом. Решением суда о

ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган,

уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными

документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации

юридического лица.

> Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией либо действующее в

форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда,

ликвидируется также в соответствии со статьей 65 Гражданского Кодекса

вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Если стоимость

имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения

требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке,

предусмотренном статьей 65 настоящего Кодекса. Положения о ликвидации

юридических лиц вследствие несостоятельности (банкротства) не

распространяются на казенные предприятия.

1.2. Основания для ликвидации

Юридическое лицо может быть ликвидировано в соответствии с решением

учредителей (участников, акционеров) или уполномоченного учредительными

документами органа юридического лица в связи с (ст. 20 Закона "О банках и

банковской деятельности):

> окончанием срока действия юридического лица;

> достижения цели, для которой создавалось юридическое лицо;

> решением суда о признании регистрации юридического лица недействительной

из-за нарушения законодательства;

> решением суда в случае, если юридическое лицо ведет деятельность без

соответствующего разрешения (лицензии);

> юридическое лицо ведет деятельность, запрещенную законодательством;

> юридическое лицо допускало многочисленные или серьезные нарушения

законодательства;

> в других случаях, предусмотренных законодательством;

> в результате объявления юридического лица банкротом.

Ликвидация юридического лица может быть начата уполномоченным

государственным органом (например, регистрационной палатой ( местного или

государствен-ного уровня, налоговой инспекцией и другими). В результате

ликвидации юридического лица деятельность юридического лица прекращается

без передачи прав и обязательств другим лицам правопреемства

(ст.61”Ликвидация юр. лица” ГК РФ)(ст. 20 Закона “О банках и банковской

деятельности).

1.3. Процедура добровольной ликвидации

Решение о ликвидации юридического лица должно быть принято

уполномоченным на это органом. Участники ( акционеры юридического лица или

органа, принявшего решение о ликвидации, обязаны в письменном виде

поставить в известность об этом решении государственный орган, осуществляю-

щий государственную регистрацию юридических лиц. С момента назначения

ликвидационной комиссии к ней переходит управление делами юридического

лица. Ликвидационная комиссия может выступать в суде от имени ликвиди-

руемого юридического лица. Ликвидационная комиссия должна сообщить через

средства массовой информации о ликвидации юридического лица, порядке и

сроках подачи претензий со стороны кредиторов. Срок подачи претензий не

может быть менее 2-х месяцев с момента публикации сообщения.

После окончания срока предъявления претензий со стороны кредиторов

ликвидационная комиссия должна составить промежуточный ликвидационный

баланс. Промежуточный ликвидационный баланс должен быть утвержден

уполномоченным органом и согласован с государственным органом по

регистрации.

Ликвидационная комиссия удовлетворяет денежные требования

кредиторов в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная с

даты его утверждения в порядке очередности, установленном текущим

законодательством. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного

удовлетворения требований предыдущей очереди. Если стоимость имущества

юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, то

к ликвидируемому предприятию должны быть применены процедуры банкротства. В

этом случае ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с

заявлением о признании должника банкротом. Если ликвидационная комиссия еще

не назначена с таким заявлением в суд должен обратиться владелец должника.

Арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемого должника

банкротом и об открытии конкурсного производства и назначает конкурсного

управляющего. Обязанности конкурсного управляющего могут быть возложены на

председателя ликвидационной комиссии (ст. 51 Закона "О несостоятельности

(банкротстве) кредитной организации"). Кредиторы вправе предъявить свои

требования в месячный срок с момента публикации объявления о признании

ликвидируемого должника банкротом. Нарушение требования об обращении в

арбитражный суд является основанием для отказа во внесении в единый

государственный реестр юридических лиц записи о прекращении юридического

лица. Собственник имущества должника ( унитарного предприятия, учредители

(участники) и руководитель должника, председатель ликвидационной комиссии,

допустившие нарушение, несут субсидиарную ответственность по

неудовлетворенным требованиям по денежным обязательствам и обязательным

платежам должника.

После удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия

должна составить ликвидационный баланс, который подлежит утверждению

участниками (акционерами) юридического лица или руководящим органом,

который принял решение о ликвидации юридического лица и согласован с

государственным органом по регистрации. Имущество юридического лица,

оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, подлежит

распределению между участниками (акционерами) в соответствии с

очередностью, определенной в учредительных документах юридического лица, с

учетом требований законодательства, применимого к конкретной организационно-

правовой форме юридического лица (ООО, АО, Кооператив).

Ликвидация юридического лица считается законченной, а юридическое лицо

ликвидированным после внесения записи о ликвидации в единый государственный

реестр юридических лиц (ст. 51”Признание ликвидируемой кредитной

организации банкротом” Закона “О несостоятельности (банкротстве) кредитной

организации).

1.4. Об ускорении процесса ликвидации кредитных организаций, осуществляемой

по решению арбитражного суда в порядке статьи 61 Гражданского кодекса РФ

(письмо ЦБ РФ от 28.10.98 № 306-Т)

Поступающие из территориальных учреждений Банка России сведения о

проведении ликвидационных процедур в кредитных организациях, у которых

отозваны лицензии на осуществление банковских операций, свидетельствуют о

фактах начала задержки ликвидационных процедур в случае принятия

арбитражным судом решения о ликвидации кредитной организации в соответствии

с абзацем 3 пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

По состоянию на 1 октября 1998 года по 174 кредитным организациям

арбитражными судами РФ приняты решения об их ликвидации в порядке статьи 61

Гражданского кодекса Российской Федерации, однако, в 140 кредитных

организациях судебные решения их учредителями (участниками) не выполнены. В

ряде случаев созданные учредителями (участниками) банка ликвидационные

комиссии так и не приступили к работе, либо устранились от выполнения своих

обязанностей. В соответствии с пунктом 24 Постановления Пленума Верховного

Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской

Федерации от 01.07.96 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением

части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если решением суда

о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) возложены

обязанности по осуществлению ликвидации, однако в установленный срок

ликвидация юридического лица не произведена, суд назначает ликвидатора и

поручает ему осуществить ликвидацию банка.

С учетом изложенного, в целях ускорения процесса ликвидации, а также

защиты интересов кредиторов и вкладчиков, рекомендуется территориальным

учреждениям Банка России в случае наличия кредитных организаций, учредители

(участники) которых не выполняют решения судов о ликвидации, обратиться в

арбитражный суд, принявший решение о ликвидации, с заявлением в порядке

статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об

изменении способа исполнения решения суда о ликвидации кредитной

организации и назначении ликвидатора. Указанный порядок территориальным

учреждениям Банка России следует применять также в случаях, когда решением

суда на учредителей (участников) не возложена обязанность по осуществлению

ликвидации кредитной организации.

Если ликвидационная комиссия (ликвидатор) в течение длительного срока

не приступает к работе в связи с отсутствием средств на корреспондентском

счете ликвидационной комиссии (ликвидатора), а также в случае

недостаточности имущества кредитной организации, территориальное учреждение

Банка России должно рекомендовать ликвидационной комиссии (ликвидатору)

обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве кредитной

организации на основании статьи 174 Федерального закона "О

несостоятельности (банкротстве кредитной организации)".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.