Рефераты. Кризис банковской системы России 1998 года, его причины и последствия

увеличению веса валютной части баланса в банковских активах. В то же время

падение курса рубля могло вызвать убытки в размере 270-280 млрд. руб.

За сентябрь-октябрь иностранные пассивы российских банков,

рассчитанные по методологии МВФ, сократились на 2,7 млрд. долл. (на 20%),

что свидетельствовало о продолжении погашения внешней задолженности

российскими банками в период действия моратория. Падение рубля, неплатежи и

усиление контроля за банковской отчетностью делали весьма вероятным

повышение доли проблемных кредитов до 50%. Ожидалось, что наибольшая доля

невозвращенных кредитов может прийтись на государственный сектор,

импортеров и те компании, которые с помощью валютных кредитов осуществляли

деятельность преимущественно на внутреннем рынке. Проблемы ликвидности в

меньшей степени затронули дочерние банки крупных российских компаний-

экспортеров. Некоторые из них смогли в последние месяцы 1998 г. увеличить

свой уставный капитал за счет богатых акционеров. Кардинально изменившиеся

условия финансовой деятельности способствовали активизации процесса

преобразования российской банковской системы, который продлится по крайней

мере до стабилизации ситуации на рынках и отсеивания основной части банков-

банкротов. В этой связи немаловажное значение будут иметь результаты

детального обследования 18 банков, начатого со второй половины ноября

Всемирным банком в рамках Проекта развития финансовых учреждений (

Financial Institutions Development Project ) с привлечением международных

аудиторских компаний. Обследование происходит в соответствии с

международными стандартами бухгалтерского учета. Основные вопросы, решаемые

в рамках проверки, касаются оценки качества банковских активов, включая

определение достаточности размера резервов на покрытие возможных потерь по

ссудам, оценку стоимости ценных бумаг, находящихся в собственности банков,

а также последствий заключенных форвардных контрактов. По оценкам экспертов

Всемирного банка, большинство обследуемых банков испытывают серьезные

проблемы с поддержанием ликвидности и фактически несостоятельны. Результаты

проверки планируется использовать при подготовке планов финансового

оздоровления банков и выборе дальнейшей стратегии реструктуризации

банковской системы.

4. Потери банковской системы.

В результате финансового кризиса банковская система понесла

значительные потери. Так, по активной части потери вследствие решений

правительства от 17 августа составили:

110-120 млрд. руб. вложений в ГКО/ОФЗ, которые оказались замороженными

на неопределенный срок, т.е. фактически 17% чистых активов банков из

ликвидных мгновенно превратились в просроченную задолженность. (Сбербанк на

17 августа имел пакет рублевых гособлигаций в объеме 78-85 млрд. руб.,

остальные коммерческие банки - 33-34.5 млрд. руб.);

6.2-6.3 млрд. руб. вложений в муниципальные бумаги, которые также

можно квалифицировать как неликвидные активы, поскольку после 17 августа

обязательства по своим облигациям смогли выполнять немногие местные органы

власти;

23.2 млрд. руб. - прирост просроченной задолженности за август-

сентябрь 1998г. по предоставленным кредитам (предприятиям, банкам и местным

органам власти).

Кроме того, уровень достаточности капитала (рассчитываемый как

отношение капитала к чистым активам) банковской системы сократился с почти

20%(на 1 августа 1998 г.) до 10%(на 1 ноября 1998 г.).

Изъятие средств из банковской системы (или уменьшение пассивной части

банковских балансов) в кризисный период составило:

5 млрд. руб. - уменьшение (за август) рублевых средств юридических

лиц;

7.8 млрд. руб. (1.3 млрд. долл.) - уменьшение (за август) валютных

средств юридических лиц;

17.5 млрд. руб. - сокращение за период кризиса (с июня по декабрь)

рублевых депозитов физических лиц (в том числе в Сбербанке - 1.1 млрд.

руб., в остальных коммерческих банках - 16.4 млрд. руб.);

23.4 млрд. руб. (3 млрд. долл.)- сокращение с июня по декабрь валютных

депозитов физических лиц (в том числе в Сбербанке - 1 млрд. долл., в

остальных коммерческих банках - 2 млрд. долл.).

Таким образом, суммарные активы банков, оценивавшиеся еще на начало

августа в 1.1 трлн. руб., за один день, 17 августа, фактически сократились

на 140-150 млрд. руб. (или на 12.5-13.5%); чистые активы, оценивавшиеся на

1 августа примерно в 700 млрд. руб., сократились на 20-21.5% (т.е. до 560-

550 млрд. руб.).

5. Оперативные антикризисные меры Банка России.

В целях стабилизации ситуации после событий 17 августа Банк России

принял ряд срочных мер, которые были направлены на предотвращение

разрушения банковской и финансовой системы страны. При этом Банком России

были выдвинуты два основных приоритета в своей деятельности: восстановление

платежной системы и защита интересов вкладчиков. Для восстановления

платежной системы было проведено три многосторонних межбанковских клиринга,

позволивших провести более 30 млрд. рублей, в том числе в бюджеты различных

уровней и внебюджетные государственные фонды. Во многих регионах, где

проводились такие операции, это позволило банкам либо полностью, либо

частично избавиться от груза неплатежей и картотеки.

Для смягчения экономических и социальных последствий банковского

кризиса Советом директоров Банка России было принято решение о переводе на

Сберегательный банк Российской Федерации обязательств ряда коммерческих

банков (СБС-Агро, “Менатепа”, Мосбизнесбанка, Мост-банка, Промстройбанка,

“Российского кредита” и Инкомбанка) перед физическими лицами по договорам

банковского вклада, заключенным до 1 сентября 1998 года, в размере,

сложившемся на момент принятия решения.

Кроме того, 16 ноября 1998 года заключены соглашения о передаче

обязательств по вкладам населения в Сбербанк России коммерческими банками

“Российский кредит” и “Кузбасспромбанк”. Общая сумма переданных

обязательств по вкладам населения в соответствии с подписанными актами

составляет около 1,4 млрд. рублей.

Принятое Банком России решение о переводе вкладов населения из ряда

крупнейших банков в Сбербанк России в сложнейшей обстановке способствовало

в определенной степени улучшению ликвидности кредитных организаций и

прекращению массового оттока частных депозитов. В целом оно оказало

положительное воздействие на укрепление доверия населения к банковской

системе, которое является важнейшим условием успешной реализации мер по

реструктуризации кредитных организаций.

Для поддержания банковской ликвидности Банк России с сентября 1998

года активно использовал механизм рефинансирования банков. В

августе—сентябре 1998 года Банк России выдал ломбардные кредиты 80 банкам

19 регионов Российской Федерации на общую сумму 14,9 млрд. рублей, а в

период с 1 августа 1998 года по 1 марта текущего года были предоставлены

кредиты “овернайт” 34 банкам на общую сумму 65,7 млрд. рублей. С августа

1998 г. по март текущего года Банком России в соответствии с решением

Совета директоров Банка России были предоставлены кредиты 15 банкам на

общую сумму 17,8 млрд. руб. на срок до 1 года, из них 8 банкам г. Москвы —

на сумму 17,4 млрд. рублей, 7 региональным банкам — на сумму 0,4 млрд.

рублей.

По мере нормализации ситуации в банковском секторе Банк России

предполагает прекратить предоставление кредитов, выдаваемых по отдельным

решениям Совета директоров Банка России, и полностью перейти на

рефинансирование банков на рыночных принципах. При этом Банк России

проводит активную работу по распространению процедуры предоставления

обеспеченных кредитов Банка России (внутридневных кредитов и кредитов

“овернайт”) на банки ряда регионов (помимо банков Московского региона и г.

Санкт-Петербурга).

Другим инструментом денежно-кредитного регулирования, который был

задействован Центральным банком Российской Федерации для смягчения кризиса,

стало изменение нормативов обязательных резервов кредитных организаций,

депонируемых в Банке России. Установление с ноября 1998 года единого

норматива обязательных резервов по привлеченным средствам в рублях и

иностранной валюте в размере 5%, предоставление кредитным организациям

возможности проведения внеочередного регулирования обязательных резервов и

установление специального курса при расчете обязательных резервов по

привлеченным средствам в иностранной валюте способствовало высвобождению

дополнительных денежных ресурсов банковской системы.

В кризисной ситуации Банк России внес необходимые коррективы в систему

требований, предъявляемых к банкам. Банк России перенес срок применения

принудительных мер воздействия за нарушение минимальной величины

собственных средств (капитала) на два года. В настоящее время в принципе

решен вопрос о сохранении минимальных требований по величине собственных

средств (капитала) только для банков, открывающих филиалы за рубежом.

Одновременно изменены подходы Банка России в отношении рисков,

принимаемых на себя банками. Банк России сократил лимит открытых валютных

позиций, ужесточил порядок расчета нормативов ликвидности, исключив

портфель государственных ценных бумаг из величины высоколиквидных активов,

и ввел оценку кредитного риска по вложениям в государственные ценные бумаги

Российской Федерации.

Кроме того, в конце 1998 года было решено уменьшить в десять раз

размер регистрационного сбора за государственную регистрацию вновь

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.