Членение собственного проектного цикла банка на три этапа является
общим и универсальным. В некоторых банках могут быть дополнительные этапы,
например, в банках, специализирующихся на финансировании инвестиционных
проектов и работающих по схемам проектного финансирования. Так проектный
цикл TUSRIF по программе кредитования малого предпринимательства включает в
себя шесть основных этапов:
отбор проектов (identification);
подготовка проектов (preparation);
оценка проектов (appraisal);
ведение переговоров и утверждение проекта (negotiations and appraisal);
реализация проекта и контроль за его ходом (implementation and control);
оценка результатов реализации проекта (evaluation).
В банках, специализирующихся на финансировании инвестиционных
проектов, обычно разрабатываются внутренние руководства (инструкции),
которые четко регламентируют, проектный цикл банка, определяют списки и
форматы необходимых внутренних и внешних документов, должностные
обязанности сотрудников, работающих по направлению ПФ, и т.д. Такие
руководства способствуют ускорению движения проекта, сокращают проектный
цикл банка.
2.2.1. Организация процесса отбора инвестиционных проектов.
Банки, специализирующиеся на кредитовании инвестиционных проектов
(ИП), обычно имеют дело с устойчивым потоком заявок и проектных
предложений. Такие банки обычно создают системы отбора и сортировки заявок
на основе целого ряда формальных и неформальных критериев. Первоначальная
"фильтрация" заявок осуществляется на основе таких формальных признаков,
как отраслевая принадлежность проекта, размеры запрашиваемого кредита и
общая сумма инвестиций в проект, степень проработанности проекта (наличие
технико-экономического обоснования, бизнес-плана, технической документации
и т.д.), наличие гарантий или других способов обеспечения платежных
обязательств заемщика по кредиту, тип инвестиционного проекта (новое
оборудование, реконструкция существующих мощностей, расширение производства
и т.д.), финансовое состояние заемщика и некоторые другие. Все эти
формальные признаки (критерии) должны быть сформулированы внутренним
руководством банка. К разряду неформальных критериев относятся такие, как
коммерческая жизнеспособность проекта, общеэкономическое состояние
заемщика, технические, финансовые, экологические и другие риски реализации
проекта, профессиональная способность заемщика осуществлять реализацию
проекта, государственная поддержка проекта и т.д. "Фильтрация" и отбор
заявки и проектных предложений на основе неформальных критериев требуют
больших знаний и опыта, и эта функция возлагается обычно на профессионалов,
представляющих разные области знания.
В западных банках операция по "фильтрации" и предварительному отбору
проектных предложений носит название "скрининга" (screening) -
"просвечивание" заявок, или экспресс-анализ (см. гл.3.1.). Иногда под
скринингом понимается только экспресс-анализ заявок на основе формальных
критериев, а анализ на основе неформальных критериев носит название
"предварительного обзора" (initial review).
Следует отметить, что скрининг и предварительный обзор могут выполнять
не только отбраковку заявок, но и постановку некоторых задач заявителю,
установление обратной связи с целью уточнение заявки, ее
переформатирования, реструктуризации проекта и т.д.
Хорошо известно, что банки не занимаются обычно подготовкой проектов
(в виде технико-экономического обоснования инвестиций, бизнес-плана),
однако через постановку уточняющих вопросов и задач заявителю банк
фактически может оказывать содействие в подготовке обосновывающей
документации по проекту (см. Приложение 1).
В других случаях банк может брать на себя подготовку обоснований
документации по ИП, выступая в качестве обычной консалтинговой компании и
получать за эту работу соответствующее вознаграждение (но отнюдь не
гарантируя, что данный проект будет обязательно им самим профинансирован).
2.2.2. Оценка инвестиционного проекта.
Наиболее ответственный этап проектного цикла банка - оценка ИП.
Объектом ИП является документация, относящаяся к ИП:
- технико-экономическое обоснование инвестиций в проект и/или бизнес-
план;
- финансовая отчетность предприятия-заявителя;
- отчеты финансового аудита;
- учредительные документы предприятия-заявителя;
- вспомогательные (по отношению к ТЭО) исследования: отчеты
технических, экологических аудитов; маркетинговые исследования и т.д.);
- контракты или проекты контрактов (на поставку машин и оборудования,
подрядные работы, поставку будущего проектного продукта и т.д.);
- разрешения, лицензии и согласования государственных органов (на
недропользование, выбросы в окружающую среду, землеотводы и т.д.);
- другие документы и материалы.
Целями оценки ИП являются:
- проверка исходных посылок и данных, заложенных в технико-
экономическое обоснование инвестиций (и/или в бизнес-план);
- проверка на основе собственного анализа и собственных расчетов
конечных выводов и количественных показателей, характеризующих
жизнеспособность проекта (чистая приведенная стоимость, внутренняя
рентабельность инвестиций, срок окупаемости и т.д.);
- формулирование рекомендаций и условий заявителю (например,
необходимость получения от государственных органов лицензий и разрешений
как условия начала переговоров по кредиту;
- необходимость получения гарантии (администрации, гарантийного фонда
и пр.) как условия подписания или вступления в силу кредитного договора и
т.д.;
- формулирование рекомендаций кредитному комитету банка по вопросу о
предоставлении кредита для финансирования ИП;
- определение рамочных финансовых условий для ведения переговоров по
предоставлению кредита (процентная ставка, сроки использования кредита,
льготный период, способ погашения и т.д.).
Оценка ИП оформляется в виде оценочного доклада по проекту (project
appraisal report). Структура оценочного доклада может весьма варьировать в
различных банках. Однако типичными разделами доклада являются:
- резюме доклада;
- оценка финансового и экономического состояния предприятия-заемщика;
- общее описание ИП;
- техническая и экологическая оценки ИП;
- оценка организационного плана работ и управления ИП;
- оценка коммерческой (а иногда также экономической, социальной,
бюджетной) эффективности ИП;
- оценка основных рисков по ИП;
- план финансирования ИП;
- рекомендации и выводы.
По представленному крдитному комитету банка оценочному докладу
принимается решение относительно целесообразности ведения переговоров и
рамочных условий кредитного соглашения. При небольших размерах кредита
соответствующие решения может принимать руководитель структурного
подразделения, ведающего вопросами ПФ.
2.2.3. Кредитный договор.
Переговоры банка с заемщиком ведутся прежде всего по кредитному
соглашению. Иногда в дополнение к нему готовится соглашение о реализации
инвестиционного проекта, которое является неотъемлемой частью кредитного. В
этом соглашении (или соглашениях) помимо всех прочих вопросов, присущих
любому кредитному соглашению, рассматриваются следующие:
- отчетность заемщика о ходе реализации ИП;
- способы реализации ИП (закупки товаров, услуг и работ на основе
конкурсного отбора поставщиков (консультантов) подрядчиков; закупки на
основе уже заключенных контрактов; проведении работ хозяйственным
способом);
- график ведения работ и мероприятий по ИП;
- график расходования средств на реализацию ИП и категории затрат,
финансируемых за счет кредита банка;
- возможность кредитора вмешиваться в управление ИП в случае
отклонения от графиков ведения работ, ухудшения финансового положения
заемщика, нарушения графика погашения задолженности по кредиту и т.д.
Конечно, если кредит для финансирования ИП выдается банком предприятию
под "железные" гарантии (гарантия первоклассного банка на весь срок
кредитного соглашения, залог высококвалифицированных активов и т.д.),
кредитующий банк может выступать в роли обычного "торговца деньгами' и не
включать в соглашение с заемщиком вопросы, подобные вышеперечисленным.
Однако, если речь идет о схеме проектного финансирования, когда на
кредитора ложатся значительные проектные риски, банк не может не вникать в
существо проекта и не может не контролировать расходование кредитных
средств и ход реализации ИП. В этом случае банк прямо или косвенно
участвует в управлении ИП, что накладывает свой отпечаток на содержание
соглашений с заемщиком.
Весьма своеобразными могут быть и финансовые условия кредитного
соглашения при использовании схемы ПФ. Так, как правило, заемщику всегда
предоставляется льготный период на выплату основной суммы долга, а нередко
и процентов (обычно за рубежом). Это связано с тем, что при использовании
схемы ПФ погашение задолженности происходит за счет доходов, генерируемых
проектом.
Льготный период обычно равен сроку сроку инвестиционной фазы
проектного цикла плюс срок, необходимый для накопления первого платежа в
погашение задолженности по кредиту.
В отношении схемы погашения долга в кредитном соглашении достаточно
часто предусматриваются аннуитетные платежи (особенно в тех случаях, когда
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17