Рефераты. Кредитование проектов малого предпринимательства

Членение собственного проектного цикла банка на три этапа является

общим и универсальным. В некоторых банках могут быть дополнительные этапы,

например, в банках, специализирующихся на финансировании инвестиционных

проектов и работающих по схемам проектного финансирования. Так проектный

цикл TUSRIF по программе кредитования малого предпринимательства включает в

себя шесть основных этапов:

отбор проектов (identification);

подготовка проектов (preparation);

оценка проектов (appraisal);

ведение переговоров и утверждение проекта (negotiations and appraisal);

реализация проекта и контроль за его ходом (implementation and control);

оценка результатов реализации проекта (evaluation).

В банках, специализирующихся на финансировании инвестиционных

проектов, обычно разрабатываются внутренние руководства (инструкции),

которые четко регламентируют, проектный цикл банка, определяют списки и

форматы необходимых внутренних и внешних документов, должностные

обязанности сотрудников, работающих по направлению ПФ, и т.д. Такие

руководства способствуют ускорению движения проекта, сокращают проектный

цикл банка.

2.2.1. Организация процесса отбора инвестиционных проектов.

Банки, специализирующиеся на кредитовании инвестиционных проектов

(ИП), обычно имеют дело с устойчивым потоком заявок и проектных

предложений. Такие банки обычно создают системы отбора и сортировки заявок

на основе целого ряда формальных и неформальных критериев. Первоначальная

"фильтрация" заявок осуществляется на основе таких формальных признаков,

как отраслевая принадлежность проекта, размеры запрашиваемого кредита и

общая сумма инвестиций в проект, степень проработанности проекта (наличие

технико-экономического обоснования, бизнес-плана, технической документации

и т.д.), наличие гарантий или других способов обеспечения платежных

обязательств заемщика по кредиту, тип инвестиционного проекта (новое

оборудование, реконструкция существующих мощностей, расширение производства

и т.д.), финансовое состояние заемщика и некоторые другие. Все эти

формальные признаки (критерии) должны быть сформулированы внутренним

руководством банка. К разряду неформальных критериев относятся такие, как

коммерческая жизнеспособность проекта, общеэкономическое состояние

заемщика, технические, финансовые, экологические и другие риски реализации

проекта, профессиональная способность заемщика осуществлять реализацию

проекта, государственная поддержка проекта и т.д. "Фильтрация" и отбор

заявки и проектных предложений на основе неформальных критериев требуют

больших знаний и опыта, и эта функция возлагается обычно на профессионалов,

представляющих разные области знания.

В западных банках операция по "фильтрации" и предварительному отбору

проектных предложений носит название "скрининга" (screening) -

"просвечивание" заявок, или экспресс-анализ (см. гл.3.1.). Иногда под

скринингом понимается только экспресс-анализ заявок на основе формальных

критериев, а анализ на основе неформальных критериев носит название

"предварительного обзора" (initial review).

Следует отметить, что скрининг и предварительный обзор могут выполнять

не только отбраковку заявок, но и постановку некоторых задач заявителю,

установление обратной связи с целью уточнение заявки, ее

переформатирования, реструктуризации проекта и т.д.

Хорошо известно, что банки не занимаются обычно подготовкой проектов

(в виде технико-экономического обоснования инвестиций, бизнес-плана),

однако через постановку уточняющих вопросов и задач заявителю банк

фактически может оказывать содействие в подготовке обосновывающей

документации по проекту (см. Приложение 1).

В других случаях банк может брать на себя подготовку обоснований

документации по ИП, выступая в качестве обычной консалтинговой компании и

получать за эту работу соответствующее вознаграждение (но отнюдь не

гарантируя, что данный проект будет обязательно им самим профинансирован).

2.2.2. Оценка инвестиционного проекта.

Наиболее ответственный этап проектного цикла банка - оценка ИП.

Объектом ИП является документация, относящаяся к ИП:

- технико-экономическое обоснование инвестиций в проект и/или бизнес-

план;

- финансовая отчетность предприятия-заявителя;

- отчеты финансового аудита;

- учредительные документы предприятия-заявителя;

- вспомогательные (по отношению к ТЭО) исследования: отчеты

технических, экологических аудитов; маркетинговые исследования и т.д.);

- контракты или проекты контрактов (на поставку машин и оборудования,

подрядные работы, поставку будущего проектного продукта и т.д.);

- разрешения, лицензии и согласования государственных органов (на

недропользование, выбросы в окружающую среду, землеотводы и т.д.);

- другие документы и материалы.

Целями оценки ИП являются:

- проверка исходных посылок и данных, заложенных в технико-

экономическое обоснование инвестиций (и/или в бизнес-план);

- проверка на основе собственного анализа и собственных расчетов

конечных выводов и количественных показателей, характеризующих

жизнеспособность проекта (чистая приведенная стоимость, внутренняя

рентабельность инвестиций, срок окупаемости и т.д.);

- формулирование рекомендаций и условий заявителю (например,

необходимость получения от государственных органов лицензий и разрешений

как условия начала переговоров по кредиту;

- необходимость получения гарантии (администрации, гарантийного фонда

и пр.) как условия подписания или вступления в силу кредитного договора и

т.д.;

- формулирование рекомендаций кредитному комитету банка по вопросу о

предоставлении кредита для финансирования ИП;

- определение рамочных финансовых условий для ведения переговоров по

предоставлению кредита (процентная ставка, сроки использования кредита,

льготный период, способ погашения и т.д.).

Оценка ИП оформляется в виде оценочного доклада по проекту (project

appraisal report). Структура оценочного доклада может весьма варьировать в

различных банках. Однако типичными разделами доклада являются:

- резюме доклада;

- оценка финансового и экономического состояния предприятия-заемщика;

- общее описание ИП;

- техническая и экологическая оценки ИП;

- оценка организационного плана работ и управления ИП;

- оценка коммерческой (а иногда также экономической, социальной,

бюджетной) эффективности ИП;

- оценка основных рисков по ИП;

- план финансирования ИП;

- рекомендации и выводы.

По представленному крдитному комитету банка оценочному докладу

принимается решение относительно целесообразности ведения переговоров и

рамочных условий кредитного соглашения. При небольших размерах кредита

соответствующие решения может принимать руководитель структурного

подразделения, ведающего вопросами ПФ.

2.2.3. Кредитный договор.

Переговоры банка с заемщиком ведутся прежде всего по кредитному

соглашению. Иногда в дополнение к нему готовится соглашение о реализации

инвестиционного проекта, которое является неотъемлемой частью кредитного. В

этом соглашении (или соглашениях) помимо всех прочих вопросов, присущих

любому кредитному соглашению, рассматриваются следующие:

- отчетность заемщика о ходе реализации ИП;

- способы реализации ИП (закупки товаров, услуг и работ на основе

конкурсного отбора поставщиков (консультантов) подрядчиков; закупки на

основе уже заключенных контрактов; проведении работ хозяйственным

способом);

- график ведения работ и мероприятий по ИП;

- график расходования средств на реализацию ИП и категории затрат,

финансируемых за счет кредита банка;

- возможность кредитора вмешиваться в управление ИП в случае

отклонения от графиков ведения работ, ухудшения финансового положения

заемщика, нарушения графика погашения задолженности по кредиту и т.д.

Конечно, если кредит для финансирования ИП выдается банком предприятию

под "железные" гарантии (гарантия первоклассного банка на весь срок

кредитного соглашения, залог высококвалифицированных активов и т.д.),

кредитующий банк может выступать в роли обычного "торговца деньгами' и не

включать в соглашение с заемщиком вопросы, подобные вышеперечисленным.

Однако, если речь идет о схеме проектного финансирования, когда на

кредитора ложатся значительные проектные риски, банк не может не вникать в

существо проекта и не может не контролировать расходование кредитных

средств и ход реализации ИП. В этом случае банк прямо или косвенно

участвует в управлении ИП, что накладывает свой отпечаток на содержание

соглашений с заемщиком.

Весьма своеобразными могут быть и финансовые условия кредитного

соглашения при использовании схемы ПФ. Так, как правило, заемщику всегда

предоставляется льготный период на выплату основной суммы долга, а нередко

и процентов (обычно за рубежом). Это связано с тем, что при использовании

схемы ПФ погашение задолженности происходит за счет доходов, генерируемых

проектом.

Льготный период обычно равен сроку сроку инвестиционной фазы

проектного цикла плюс срок, необходимый для накопления первого платежа в

погашение задолженности по кредиту.

В отношении схемы погашения долга в кредитном соглашении достаточно

часто предусматриваются аннуитетные платежи (особенно в тех случаях, когда

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.