Рефераты. Кредитование проектов малого предпринимательства

доходов 10 % наиболее обеспеченного и 10 % наименее обеспеченного населения

составило 7,9 раза против 8,8 раза в 1996 г., а рост среднемесячного дохода

одного работника в целом по экономике области превысил рост потребительских

цен (1,2 и 1,176 соответственно) (12, стр. 178).

Вторая группа негативных факторов порождена характером взаимоотношений

важнейших рыночных институтов и агентов с малым предпринимательством.

Негативное состояние хозяйственных связей между малым и крупным бизнесом

можно определить двумя ключевыми понятиями: неинтегрированность и

неравноправие. Первая означает неразвитость в России широко

распространенных в мире схем франчайзинга, венчурного финансирования и

т.п., что позволяет крупным и мелким агентам рынка в развитых странах

гармонично дополнять друг друга. Второе особенно ярко проявляется в

распределении ресурсов, льгот, квот, госзаказов. Малые предприятия в

развитых странах, как правило, специализируются на изготовлении отдельных

узлов и деталей, а крупные предприятия ведут сборку готовых изделий.

Иногда малые предприятия осуществляют промежуточную сборку. Например, фирма

"SAAB", являющаяся одной из крупнейших фирм по производству авиационных

двигателей имеет около 4500 фирм, которые производят для нее различные

детали.

Следующая, третья, группа негативных факторов связана с состоянием

правовых, отношений. Деструктивное влияние на малое предпринимательство

сложившейся правовой среды проявляется, во-первых, в нестабильности

законодательства: происходит постоянное изменение правил деятельности

предприятий в области налогообложения вплоть до введения законов и

нормативных актов задним числом. Во-вторых, - в существенных

законодательных пробелах: отсутствие земельного кодекса не позволяет

развивать ипотечное кредитование. В-третьих, - запрет на передачу в лизинг

пассивной части основных фондов приводит к тому, что обеспеченность малых

предприятий собственными производственными площадями остается на низком

уровне.

Негативное влияние на субъектов малого предпринимательства оказывает и

нынешнее налоговое законодательство. Так, например, Федеральный закон от

5.02.97г. “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ ...”,

повышающий тарифы взносов с 5 % до 28 % (то есть ухудшающий положение

налогоплательщиков) был опубликован 11 февраля, а введен в действие с 1

января 1997г. Мало того, этот закон еще и противоречил Конституции (статьям

19 и 55) (8, п.1), однако индивидуальные предприниматели были вынуждены

платить незаконно взимаемые с них отчисления целый год до Постановления

Конституционного Суда РФ и будут платить еще полгода, так как суд обязал

Совет Федераций внести изменения в законодательство относительно ставки

отчислений в Пенсионный фонд индивидуальными предпринимателями в течение 6

месяцев. Верхняя палата будет тянуть до последнего, так как обеспокоена

прежде всего поступлениями в бюджет.

Актуальны проблемы, связанные с налогово-информационным обеспечением

малого предпринимательства. Речь прежде всего идет о том, что его субъекты

страдают от монополии налоговых инспекций на информацию, особенно на

подзаконные акты, внутренние инструкции и разъяснительные документы,

практически недоступные налогоплательщикам.

Перечень налоговых льгот крайне ограничен, а их позитивное воздействие

на развитие малых предприятий минимально. Скажем, льгота по налогу на

прибыль может быть использована примерно 30 % предприятиями отдельных,

“приоритетных”, видов деятельности. Необходимость диверсифицировать работу

предприятий для обеспечения выживаемости еще более сокращает количество

потенциальных получателей данной льготы (условием ее применения является

получение 70 или даже 90% выручки именно от приоритетного вида

деятельности, а подавляющее большинство малых предприятий в условиях

экономической нестабильности вынуждено в той или иной мере заниматься и

теми высокодоходными операциями, на которые льготный режим не

распространяется).

Другой негативный пример - сокращение вдвое показателя численности

работающих для отнесения предприятий к категории малых, введённое в 1995 г.

Федеральным законом “О государственной поддержке субъектов малого

предпринимательства в Российской Федерации”. Такое ограничение приводит к

еще большему снижению количества предприятий, имеющих шанс на минимальный

уровень государственной поддержки.

Лишь для небольшого количества малых предприятий действует порядок

налогообложения, установленный Федеральным законом “Об упрощенной системе

налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого

предпринимательства”, поскольку он применяется только для предприятий с

численностью работающих до 15 человек и валовой выручкой до 100 000

минимальных размеров оплаты труда.

Что касается ожидаемых в ближайшем будущем “свежих” плодов

нормотворчества наших законодателей, то можно отметить проект внесения

изменений к Закону “Об упрощенной системе налогообложения, учета и

отчетности для субъектов малого предпринимательства” предполагающих

введение вмененного налога для малых предприятий численностью до 20 человек

и индивидуальных предпринимателей с объемом годовой выручки до 300 тыс.

МРОТ. Указанный проект, во-первых, содержит противоречия ст. 19 Закона “Об

основах налоговой системы в РФ”, а во-вторых учитывает интересы не малого

предприятия, а бюджета (платежи авансовые, устанавливаемые исполнительной

властью по достаточно сложной схеме коэффициентов, налог не зависит от

реального дохода предпринимателя) (30, с.54).

В завершение естественно задаться вопросом: какова эффективность

поддержки малого предпринимательства в России?

Организациями, занимающейся разработкой мер по поддержке малого

бизнеса в России, является Государственный комитет по поддержке малого

предпринимательства и Федеральный фонд поддержки малого

предпринимательства, а также другие государственные и муниципальные фонды.

Не будем говорить о результатах реализации порученных им задач. И вот

почему: о какой масштабной эффективной работе может идти речь, если в 1996

году бюджет не дал Федеральному фонду ни копейки, а в 1997 из

запланированного триллиона фонд получил 25,8 %. За 1997 год Фонд получил

всего 326,5 млрд. рублей ($ 55 млн.) за счет размещения собственных средств

и отчислений от приватизации (законные 5 % от каждой сделки) и в итоге

выполнил программу поддержки малого предпринимательства на 1996-1997гг. на

35,7% (15, стр. 1). Для сравнения: в США федеральное агентство малого

бизнеса (SBA) в 1995 году прогарантировало ссуд малым предприятиям почти на

$ 10 млрд. – на три порядка больше! Что касается региональных структур

поддержки малого предпринимательства, то здесь ситуация с финансовыми

ресурсами еще тяжелее: “У них (регионов) головная боль – это зарплата

бюджетникам. Все средства идут прежде всего на защищенные статьи

региональных бюджетов. Если же регион может предоставить льготы малому

“бизнесу”, то на эту сумму сокращаются трансферты из государственного

бюджета” (Высоков В.В.) (15, стр.1).

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о большой значимости

малого предпринимательства для экономики страны: малые предприятия

осуществляют значительные закупки для производственных нужд, повышают

эластичность и конъюнктуру рынков, обеспечивают занятость свыше 50 %

трудоспособного населения, способствуют формированию конкурентной среды.

В российских условиях к вышеперечисленным функциям добавляются:

расширение производства товаров и услуг на базе имеющегося оборудования без

дополнительных крупных капиталовложений, сглаживание диспропорций в

развитии регионов, вовлечение средств населения в деловой оборот,

трудоустройство высвободившейся в результате прошедших на предприятиях

реформ рабочей силы.

Однако уровень развития малого предпринимательства в России находится

на сегодняшний день на очень низком уровне в силу различных причин

неэкономического характера: бюрократизм чиновников, неурегулированная

нормативно-правовая база, запаздывающий процесс реструктуризации крупных

промышленных приватизированных предприятий.

Таким образом, несмотря на благоприятные экономические условия для

развития малого предпринимательства, сложившиеся к началу 1998 года, как то

низкие процентные ставки, доступ банков к средствам международных финансово-

кредитных организаций, реакция указанного сектора экономики достаточно

вялая.

1.3. Малое предпринимательство как формирующийся рынок приложения кредитных

ресурсов коммерческого банка

Вышеизложенное дает право говорить о противоречии в развитии малого

предпринимательства в России: с одной стороны малые предприятия способны

производить свыше половины ВВП, эффективность малого предпринимательства в

среднем по стране более чем в два раза выше, чем у прочих предприятий

(малые предприятия произвели в 1996 году 12 % ВВП и 20 % национального

дохода); с другой стороны в процессе своей деятельности малые предприятия

сталкиваются с целым рядом проблем и главная из них острый дефицит

инвестиционных ресурсов, нехватка средств на расширение рынков сбыта,

ассортимента, повышения качества продукции.

Вместе с тем плачевное состояние крупных промышленных предприятий,

которых в основном и кредитуют банки, влияет на качество кредитных

портфелей (точнее на некачественность), в силу чего возникают массовые

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.