|ская обл. |5,8 |0,6 |4,7 |0,5 |6,0 |0,7 |+0,2 |
Динамика численности постоянно занятых на малых предприятиях еще более
негативна: показатель сентября 1996 г. (6,01 млн. человек) составил лишь
70,9% от уровня 1994 г. Абсолютное падение за 1996 г. по сравнению с 1995
г. достигло, по оценкам Госкомстата РФ, 2,9 млн. человек, а в отраслевом
разрезе от этого больше всего пострадали промышленность и строительство
(см. рис. 1.3 и табл. 1.4).
Таблица 1.4
Распределение и динамика численности постоянно работавших на малых
предприятиях по ведущим отраслям в 1994 - 1996гг.
|Регион |1994г. |1995г. |Сентябрь |Сентябрь |
| | | |1996г. |1996г. к |
| | | | |1994г. абс. |
| | | | |прирост, тыс. |
| |Тыс.|В % к |Тыс.|В % к |Тыс.|В % | |
| | |итогу | |итогу | |итогу | |
|Всего постоянно| |100 |8,94|100 |6,01|100 |-2,47 |
|работавших |8,48| | | | | | |
|Промышленность |2,38|28 |2,59|29,0 |1,37|22,8 |-1,01 |
|Строительство |2,63|31 |2,62|29,3 |1,55|25,7 |-1,08 |
|Торговля и | | | | | | | |
|общественное | | | | | | | |
|питание |2,1 |25 |2,20|24,6 |1,77|29,4 |-0,33 |
|Наука и научное| | | | | | | |
|обслуживание |0,2 |2 |0,23|2,6 |0,17|2,8 |-0,03 |
|Общекоммерческа| | | | | | | |
|я деятельность | | | | | | | |
|по обеспечению | | | | | | | |
|функционировани| | | | | | | |
|я рынка |0,3 |4 |0,32|3,6 |0,22|3,6 |-0,08 |
[pic]
Рис. 1.3. Динамика численности постоянно занятых на малых предприятиях
РФ в 1991-1997гг.
Кризисное положение дел в сфере российского малого предпринимательства
во многом обусловлено силой отрицательных процессов, происходящих во
внешней среде. В чем же суть деструктивного действия основных факторов
внешней среды российского малого предпринимательства?
Первая из групп факторов связана с состоянием важнейших ресурсных
рынков. Характерные черты ситуации с факторами производства для малых
предприятий следующие:
- усложненность процедуры доступа к ресурсам (в первую очередь к земле
и производственным помещениям), обусловливающая существенные потери
времени и финансовых средств;
- отсутствие широкой информации о наличии ресурсов, порядке и условиях
доступа к ним;
- недостаточная степень конкурсности и открытости в предоставлении
ресурсов со стороны государства, ведущая к созданию неравных условий
доступа к ним субъектов малого предпринимательства;
В настоящее время на первое место по значимости для малого
предпринимательства в отношении ресурсного обеспечения выходит нехватка
производственных площадей. Имеющиеся на крупных предприятиях избытки
оборудования и неиспользуемых производственных мощностей только в
ограниченном объеме включаются в рыночный оборот. Наиболее часто
встречающимся вариантом взаимоотношений малых предприятий и основных
владельцев недвижимости (крупных предприятий и муниципальных органов) стал
договор краткосрочной аренды и, как правило, на неблагоприятных для малого
предприятия условиях (срок такого договора 3-5 лет с правом заключения
долгосрочной аренды в дальнейшем, однако реализация этого права по мнению
многих предпринимателей проблематична, что сдерживает и заставляет их
работать с оглядкой на возможность расторжения договора аренды). В
дополнение к этому можно отметить высокую монополизированность рынка
недвижимости.
Выход из данной ситуации видится в дальнейшем развитии рынка
недвижимости. Уже сейчас есть достаточно эффективные проекты, позволяющие
инициаторам окупить вложения в недвижимость в течение 2-3 лет. Развитие
кредитно-финансового рынка позволяет уже сегодня привлекать заемные ресурсы
на такой срок. К сожалению, большинство таких проектов относится к торговой
сфере.
На начальном этапе развития малого предпринимательства (конец 80-х -
начало 90-х годов) весьма острым был дефицит специализированного
оборудования для малых предприятий, поскольку отечественные производители
ориентировались на удовлетворение потребностей крупных государственных
предприятий. С развитием рыночных преобразований и активизацией
внешнеэкономической деятельности предложений по поставкам отечественного и
импортного оборудования стало во многих случаях достаточно. Однако теперь
трудности в приобретении малыми предприятиями подобного оборудования
связаны прежде всего с финансовыми проблемами и информационным вакуумом
(малый предприниматель зачастую не может выйти на импортного производителя
оборудования, не имеющего представительства в России). В связи с этим
актуален опыт поддержки инвестиционных проектов субъектов малого
предпринимательства, предлагаемый банком “Центр-инвест” в рамках “программы
поддержки малых предприятий Дона”: специалисты банка могут помочь малому
предприятию в поисках партнера, заключении контракта, оформлении сделки,
осуществлении платежей на наиболее выгодных условиях.
Ситуация на рынке сырья и вспомогательных материалов в последнее время
стабилизировалась: если раньше рост цен на продукцию базовых отраслей,
используемую малыми предприятиями, опережал рост цен на продукцию малого
предприятий, трудно было получить информацию по интересующим позициям, то
сейчас цены стабилизировались, а соответствующие каталоги подбирают
информацию практически по всем интересующим предпринимателя видам сырья и
комплектующих.
В последнее время наблюдаются положительные сдвиги на финансовом
рынке: расширяется набор услуг, предлагаемых банками малым предприятиям,
снижается “цена” кредитных ресурсов, увеличиваются сроки кредитования.
Вместе с тем продолжается концентрация капиталов в крупных городах,
периодически повторяющиеся кризисы различной природы и глубины, доступ
российских банков к недорогим долгосрочным ресурсам для кредитования не
снимает вопрос обеспечения кредитов.
По данным Центра социального прогнозирования и маркетинга в качестве
основных трудностей во взаимоотношениях с банками малые предприниматели
называют: 1) требование залога имущества - 14,6 %; 2) длительность
процедуры оформления кредита - 11,5% (14, стр.87).
Трудности взаимоотношений с банками побуждают представителей малого
предпринимательства обращаться к неформальному рынку ссудных ресурсов, в
частности, одалживать деньги у родных и знакомых или даже у ростовщиков
(такие случаи имеют место в основном в сфере торговли, где оборачиваемость
средств достаточно велика). Автор работы знаком с ситуацией, когда
достаточно известное торговое предприятие уже в 1998г. пользовалось ссудой
под 10 % в месяц в долларах США.
Свидетельством неблагополучного положения дел является также
гипертрофированная роль личных сбережений в структуре финансовой базы
начинающих предпринимателей. Это достаточно серьезная проблема: банки очень
осторожно подходят к рассмотрению стартовых проектов.
При характеристике рынка труда необходимо отметить, что он отличается
серьезными региональными и отраслевыми диспропорциями. Трудовые ресурсы
недостаточно мобильны. Относительная же их дешевизна “компенсируется”
недостаточной квалифицированностью.
Особенно негативно отражается на развитии малого предпринимательства
нехватка подготовленных специалистов в области маркетинга и финансов.
Решение этой проблемы видится в создании консультационных служб при банках
для работы с малыми предпринимателями. Финансы малого предприятия не
настолько сложны, чтобы руководитель предприятия не справился со своими
денежными потоками, а бухгалтерский учет и оптимизацию налогообложения
может взять на себя банк (такая услуга предлагается аудиторской фирмой
“Центр-аудит”, входящей в инновационно-финансовую группу “Центр-инвест”).
В отношении российского информационного рынка можно сказать, что он
приобретает цивилизованные формы (Internet, специальные каталоги, базы
данных), другое дело, что малое предприятие не всегда обладает техническими
средствами доступа к этой информации или не может позволить себе подписку
на достаточно дорогие обзоры по интересующему рынку. Вместе с тем в
условиях достаточно большого разброса цен у различных поставщиков сырья и
материалов владение информацией остается достаточно сильным конкурентным
фактором.
Для рынков сбыта продукции малых предприятий вплоть до 1996г.
характерно было их колоссальное сужение вследствие снижения уровня жизни
населения и неплатежеспособности большинства предприятий. Однако уже в
1996г. объем розничного товарооборота и платных услуг увеличился. Так по
Ростовской области прирост составил 2,5 % (в сопоставимых ценах), а в1997
г. – 6,7 % (12, стр.156). На сегодняшний день можно говорит о прекращении
пауперизации населения. Так по Ростовской области в 1997 г. соотношение
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17