Рефераты. Кредитование проектов малого предпринимательства

|ская обл. |5,8 |0,6 |4,7 |0,5 |6,0 |0,7 |+0,2 |

Динамика численности постоянно занятых на малых предприятиях еще более

негативна: показатель сентября 1996 г. (6,01 млн. человек) составил лишь

70,9% от уровня 1994 г. Абсолютное падение за 1996 г. по сравнению с 1995

г. достигло, по оценкам Госкомстата РФ, 2,9 млн. человек, а в отраслевом

разрезе от этого больше всего пострадали промышленность и строительство

(см. рис. 1.3 и табл. 1.4).

Таблица 1.4

Распределение и динамика численности постоянно работавших на малых

предприятиях по ведущим отраслям в 1994 - 1996гг.

|Регион |1994г. |1995г. |Сентябрь |Сентябрь |

| | | |1996г. |1996г. к |

| | | | |1994г. абс. |

| | | | |прирост, тыс. |

| |Тыс.|В % к |Тыс.|В % к |Тыс.|В % | |

| | |итогу | |итогу | |итогу | |

|Всего постоянно| |100 |8,94|100 |6,01|100 |-2,47 |

|работавших |8,48| | | | | | |

|Промышленность |2,38|28 |2,59|29,0 |1,37|22,8 |-1,01 |

|Строительство |2,63|31 |2,62|29,3 |1,55|25,7 |-1,08 |

|Торговля и | | | | | | | |

|общественное | | | | | | | |

|питание |2,1 |25 |2,20|24,6 |1,77|29,4 |-0,33 |

|Наука и научное| | | | | | | |

|обслуживание |0,2 |2 |0,23|2,6 |0,17|2,8 |-0,03 |

|Общекоммерческа| | | | | | | |

|я деятельность | | | | | | | |

|по обеспечению | | | | | | | |

|функционировани| | | | | | | |

|я рынка |0,3 |4 |0,32|3,6 |0,22|3,6 |-0,08 |

[pic]

Рис. 1.3. Динамика численности постоянно занятых на малых предприятиях

РФ в 1991-1997гг.

Кризисное положение дел в сфере российского малого предпринимательства

во многом обусловлено силой отрицательных процессов, происходящих во

внешней среде. В чем же суть деструктивного действия основных факторов

внешней среды российского малого предпринимательства?

Первая из групп факторов связана с состоянием важнейших ресурсных

рынков. Характерные черты ситуации с факторами производства для малых

предприятий следующие:

- усложненность процедуры доступа к ресурсам (в первую очередь к земле

и производственным помещениям), обусловливающая существенные потери

времени и финансовых средств;

- отсутствие широкой информации о наличии ресурсов, порядке и условиях

доступа к ним;

- недостаточная степень конкурсности и открытости в предоставлении

ресурсов со стороны государства, ведущая к созданию неравных условий

доступа к ним субъектов малого предпринимательства;

В настоящее время на первое место по значимости для малого

предпринимательства в отношении ресурсного обеспечения выходит нехватка

производственных площадей. Имеющиеся на крупных предприятиях избытки

оборудования и неиспользуемых производственных мощностей только в

ограниченном объеме включаются в рыночный оборот. Наиболее часто

встречающимся вариантом взаимоотношений малых предприятий и основных

владельцев недвижимости (крупных предприятий и муниципальных органов) стал

договор краткосрочной аренды и, как правило, на неблагоприятных для малого

предприятия условиях (срок такого договора 3-5 лет с правом заключения

долгосрочной аренды в дальнейшем, однако реализация этого права по мнению

многих предпринимателей проблематична, что сдерживает и заставляет их

работать с оглядкой на возможность расторжения договора аренды). В

дополнение к этому можно отметить высокую монополизированность рынка

недвижимости.

Выход из данной ситуации видится в дальнейшем развитии рынка

недвижимости. Уже сейчас есть достаточно эффективные проекты, позволяющие

инициаторам окупить вложения в недвижимость в течение 2-3 лет. Развитие

кредитно-финансового рынка позволяет уже сегодня привлекать заемные ресурсы

на такой срок. К сожалению, большинство таких проектов относится к торговой

сфере.

На начальном этапе развития малого предпринимательства (конец 80-х -

начало 90-х годов) весьма острым был дефицит специализированного

оборудования для малых предприятий, поскольку отечественные производители

ориентировались на удовлетворение потребностей крупных государственных

предприятий. С развитием рыночных преобразований и активизацией

внешнеэкономической деятельности предложений по поставкам отечественного и

импортного оборудования стало во многих случаях достаточно. Однако теперь

трудности в приобретении малыми предприятиями подобного оборудования

связаны прежде всего с финансовыми проблемами и информационным вакуумом

(малый предприниматель зачастую не может выйти на импортного производителя

оборудования, не имеющего представительства в России). В связи с этим

актуален опыт поддержки инвестиционных проектов субъектов малого

предпринимательства, предлагаемый банком “Центр-инвест” в рамках “программы

поддержки малых предприятий Дона”: специалисты банка могут помочь малому

предприятию в поисках партнера, заключении контракта, оформлении сделки,

осуществлении платежей на наиболее выгодных условиях.

Ситуация на рынке сырья и вспомогательных материалов в последнее время

стабилизировалась: если раньше рост цен на продукцию базовых отраслей,

используемую малыми предприятиями, опережал рост цен на продукцию малого

предприятий, трудно было получить информацию по интересующим позициям, то

сейчас цены стабилизировались, а соответствующие каталоги подбирают

информацию практически по всем интересующим предпринимателя видам сырья и

комплектующих.

В последнее время наблюдаются положительные сдвиги на финансовом

рынке: расширяется набор услуг, предлагаемых банками малым предприятиям,

снижается “цена” кредитных ресурсов, увеличиваются сроки кредитования.

Вместе с тем продолжается концентрация капиталов в крупных городах,

периодически повторяющиеся кризисы различной природы и глубины, доступ

российских банков к недорогим долгосрочным ресурсам для кредитования не

снимает вопрос обеспечения кредитов.

По данным Центра социального прогнозирования и маркетинга в качестве

основных трудностей во взаимоотношениях с банками малые предприниматели

называют: 1) требование залога имущества - 14,6 %; 2) длительность

процедуры оформления кредита - 11,5% (14, стр.87).

Трудности взаимоотношений с банками побуждают представителей малого

предпринимательства обращаться к неформальному рынку ссудных ресурсов, в

частности, одалживать деньги у родных и знакомых или даже у ростовщиков

(такие случаи имеют место в основном в сфере торговли, где оборачиваемость

средств достаточно велика). Автор работы знаком с ситуацией, когда

достаточно известное торговое предприятие уже в 1998г. пользовалось ссудой

под 10 % в месяц в долларах США.

Свидетельством неблагополучного положения дел является также

гипертрофированная роль личных сбережений в структуре финансовой базы

начинающих предпринимателей. Это достаточно серьезная проблема: банки очень

осторожно подходят к рассмотрению стартовых проектов.

При характеристике рынка труда необходимо отметить, что он отличается

серьезными региональными и отраслевыми диспропорциями. Трудовые ресурсы

недостаточно мобильны. Относительная же их дешевизна “компенсируется”

недостаточной квалифицированностью.

Особенно негативно отражается на развитии малого предпринимательства

нехватка подготовленных специалистов в области маркетинга и финансов.

Решение этой проблемы видится в создании консультационных служб при банках

для работы с малыми предпринимателями. Финансы малого предприятия не

настолько сложны, чтобы руководитель предприятия не справился со своими

денежными потоками, а бухгалтерский учет и оптимизацию налогообложения

может взять на себя банк (такая услуга предлагается аудиторской фирмой

“Центр-аудит”, входящей в инновационно-финансовую группу “Центр-инвест”).

В отношении российского информационного рынка можно сказать, что он

приобретает цивилизованные формы (Internet, специальные каталоги, базы

данных), другое дело, что малое предприятие не всегда обладает техническими

средствами доступа к этой информации или не может позволить себе подписку

на достаточно дорогие обзоры по интересующему рынку. Вместе с тем в

условиях достаточно большого разброса цен у различных поставщиков сырья и

материалов владение информацией остается достаточно сильным конкурентным

фактором.

Для рынков сбыта продукции малых предприятий вплоть до 1996г.

характерно было их колоссальное сужение вследствие снижения уровня жизни

населения и неплатежеспособности большинства предприятий. Однако уже в

1996г. объем розничного товарооборота и платных услуг увеличился. Так по

Ростовской области прирост составил 2,5 % (в сопоставимых ценах), а в1997

г. – 6,7 % (12, стр.156). На сегодняшний день можно говорит о прекращении

пауперизации населения. Так по Ростовской области в 1997 г. соотношение

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.