Рефераты. Кредитование проектов малого предпринимательства

правило на год-два, автор анализирует отдельные процессы на основе данных

по Ростовской области, полагая, что указанный регион достаточно

репрезентативен.

Глава 1. Основы функционирования малого предпринимательства и предпосылки

необходимости его кредитования

1.1. Экономическая сущность малого предпринимательства

Направления анализа экономической сущности малого предпринимательства

определяются двумя обстоятельствами: во-первых, оно объективно существует и

развивается как сектор экономики (национального, регионального, местного

масштабов); во-вторых, оно является особым типом предпринимательской

деятельности.

Подход к малому предпринимательству как сектору экономики основан на

выявлении единства двух сторон общественного производства: организационно-

технической и социально-экономической. Вторая представлена

производственными отношениями (образующими общественную форму

производства), а первая - производительными силами, то есть совокупностью

материально-вещественных элементов производства, рабочей силы и форм

организации производства. При этом последние, как отмечалось в литературе,

“отражают (в соответствии со сложившимися уровнями кооперирования и

разделения труда) способы и систему концентрации, централизации и

специализации производства” (14, с.84).

Размерная структура отрасли (экономики) по определению предполагает

сосуществование предприятии различных размеров, в том числе мелких,

образующих соответствующую размерную группу. Данную совокупность

производственных единиц мелкого масштаба характеризует понятие “мелкое

производство”. Общественной формой мелкой производственной единицы в

условиях рыночной экономики становится малое предприятие, основными

экономическими чертами которого являются:

1) обособленность (то есть хозяйствование на свой страх и риск);

2) специализация на каком-либо виде деятельности;

3) реализация произведенных товаров (услуг) через куплю-продажу на

рынке.

Речь, следовательно, идет о малом товарном предприятии.

Определение социально-экономической стороны малого предпринимательства

дополняется тем, что оно (малое предприятие) может основываться на:

1) личном труде владельца и членов его семьи;

2) использовании наемного труда в сочетании с производственно-

управленческой деятельностью хозяина (его семьи).

Малое предприятие является “единицей” малого предпринимательства.

Отсюда следует, что последнее - особый сектор экономики, образуемый

совокупностью малых предприятий и потому являющийся специфической

общественной формой мелкого производства в условиях рынка.

Таким образом, мелкое производство в качестве особого размерного

уклада характеризует организационно-техническую сторону производства

(плоскость производительных сил), а малое предпринимательство относится к

его социально-экономической стороне и в этом конкретном смысле совпадает с

понятием “малый бизнес”.

Малое предпринимательство как тип предпринимательской деятельности

наиболее полно раскрывается через характеристику ее субъекта, то есть

предпринимателя. Предприниматель - это субъективный (личностный) фактор

воспроизводства, способный на инициативной и инновационной основе, не боясь

полной экономической ответственности, идти на риск и особым, рациональным

образом соединять другие факторы производства так, чтобы в перспективе

появлялся дополнительный доход (21, с.69).

Вышеуказанные характеристики можно отнести и к малому

предпринимательству. Однако количественные факторы - относительно небольшие

масштабы - порождают качественные особенности малого предпринимательства.

Очевидно, что рисковость, неустойчивость малого предприятия в силу

ограниченности ресурсов гораздо выше, чем у средних и крупных

предпринимательских структур. То же самое можно сказать о гибкости,

восприимчивости к инновациям. Одна из причин здесь - отсутствие в сфере

малого предпринимательства громоздких управленческих систем. В случае

коммерческого успеха малые фирмы получают относительно более высокий доход

(естественно, по сравнению с первоначальными вложениями, которые у них, как

правило, невелики).

Сущностные черты малого предпринимательства, охарактеризованные выше,

образуют его ядро. Логика дальнейшего анализа малого предпринимательства

предполагает формулирование системы критериев, на основе которых

производится оценка и классификация хозяйственных субъектов на предмет их

принадлежности к данному сектору экономики. По этому поводу в отечественной

литературе ведется дискуссия, однако ясно, что в качестве таких признаков

выступают устойчивые, характерные черты типичного малого предприятия.

Систематизация этих критериев требует определенной основы, и таковой может

выступить структура внутренней и внешней среды малого предприятия.

а) Структура внутренней среды малого предприятия может быть

рассмотрена как совокупность областей деятельности малого предприятия,

каждая из которых характеризуется особыми объектом (объектами)

деятельности, технологией, отношениями и т.п. Эти области можно разделить

на три группы.

Первая представлена стадиями процесса производства: снабжением,

собственно производством, сбытом.

Вторая включает в себя фазы управленческого цикла: планирование,

оперативное управление (организация, координация, мотивация), контроль

(бухгалтерский учет и отчетность, анализ, собственно контроль).

Объединяющим фактором, обеспечивающим целостность системы управления малым

предприятием, является руководство, персонифицированное как правило в

предпринимателе-собственнике. Руководитель призван объединить все области

деятельности предприятия в единое целое, а также обеспечивать его развитие

и совершенствование.

Третья группа объединяет компоненты малого предприятия: кадры,

социальные отношения, инновации, финансы, правовые отношения и т.д.

б) Внешняя среда малого предприятия - это совокупность элементов

(рынков, рыночных институтов, процессов, контрагентов и т.д.),

непосредственно влияющих на становление и функционирование малого

предпринимательства. Такие элементы характеризуются рядом признаков

(параметров), конкретные состояния которых представляют собой факторы

внешней среды. Например, законодательство как элемент может быть

охарактеризовано следующими признаками:

- устойчивость;

- полнота;

- действенность и т.д.

Конкретное состояние законодательства - скажем, его нестабильность,

несовершенность, недейственность - негативный фактор внешней среды малого

предприятиям.

Разнообразные элементы внешней среды можно подразделить на пять групп:

Первая охватывает совокупность ключевых для малого предпринимательства

рынков: ресурсных (средств производства, информации, рабочей силы,

финансовых ресурсов) и сбытовых.

Вторая группа элементов внешней среды представлена важнейшими (с точки

зрения малого предприятия) рыночными институтами и контрагентами.

В третью группу включаются комплексы (блоки) общественных отношений:

правовых, социокультурных и политических, выраженных соответственно в

законодательстве, традициях и нормах морали, расстановке политических сил.

Четвертая группа объединяет прочие относящиеся к малому

предпринимательству социально-экономические процессы и явления:

экономическую конъюнктуру, преступность, экологию, научно-технический

прогресс, структуру народного хозяйства, и т.п.

В отдельную группу стоит выделить особый элемент внешней среды малого

предприятия -систему поддержки малого предпринимательства.

В соответствии со структурой внутренней и внешней среды малого

предприятия могут быть сформированы несколько групп его критериев

(устойчивых черт), обусловленных:

1) характером производственного процесса;

2) спецификой системы управления и руководства;

3) состоянием отдельных компонентов (кадры, финансы и т.д.);

4) особенностями внешних воздействий.

Первая группа характерных черт малого предприятия такова: 1)

ограниченность масштабов применяемых средств производства и технологических

процессов; 2) небольшая номенклатура выпускаемых изделий, то есть узкая

специализация; 3) упрощенность системы сбыта.

Вторая группа критериев малого предприятия включает в себя: 1)

единство права собственности и непосредственного управления предприятием;

2) особое значение роли руководителя в жизни предприятия, его

непосредственную включение практически во все функциональные области; 3)

компактность управленческой команды и многофункциональность менеджеров; 4)

отсутствие громоздких управленческих структур, простоту информационных

связей, неформальный характер планирования и контроля; 5) быстроту принятия

решений.

В составе третьей группы признаков выделяются: 1) особый, характер

отношений между хозяином и работником, обусловленный тем, что хозяин

является непосредственным руководителем всех работников малого предприятия;

2) гибкость, восприимчивость к нововведениям; 3) небольшой масштаб

используемых финансовых ресурсов; 4) низкая капитализация, означающая, что

владельцы пускают на расширение основного капитала лишь малую часть

доходов; 5) высокая оборачиваемость капитала; 6) существенное влияние на

кадровую политику, принятие стратегических решений, выбор правовых форм и

на другие параметры хозяйственной деятельности семейных и родственных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.