правило на год-два, автор анализирует отдельные процессы на основе данных
по Ростовской области, полагая, что указанный регион достаточно
репрезентативен.
Глава 1. Основы функционирования малого предпринимательства и предпосылки
необходимости его кредитования
1.1. Экономическая сущность малого предпринимательства
Направления анализа экономической сущности малого предпринимательства
определяются двумя обстоятельствами: во-первых, оно объективно существует и
развивается как сектор экономики (национального, регионального, местного
масштабов); во-вторых, оно является особым типом предпринимательской
деятельности.
Подход к малому предпринимательству как сектору экономики основан на
выявлении единства двух сторон общественного производства: организационно-
технической и социально-экономической. Вторая представлена
производственными отношениями (образующими общественную форму
производства), а первая - производительными силами, то есть совокупностью
материально-вещественных элементов производства, рабочей силы и форм
организации производства. При этом последние, как отмечалось в литературе,
“отражают (в соответствии со сложившимися уровнями кооперирования и
разделения труда) способы и систему концентрации, централизации и
специализации производства” (14, с.84).
Размерная структура отрасли (экономики) по определению предполагает
сосуществование предприятии различных размеров, в том числе мелких,
образующих соответствующую размерную группу. Данную совокупность
производственных единиц мелкого масштаба характеризует понятие “мелкое
производство”. Общественной формой мелкой производственной единицы в
условиях рыночной экономики становится малое предприятие, основными
экономическими чертами которого являются:
1) обособленность (то есть хозяйствование на свой страх и риск);
2) специализация на каком-либо виде деятельности;
3) реализация произведенных товаров (услуг) через куплю-продажу на
рынке.
Речь, следовательно, идет о малом товарном предприятии.
Определение социально-экономической стороны малого предпринимательства
дополняется тем, что оно (малое предприятие) может основываться на:
1) личном труде владельца и членов его семьи;
2) использовании наемного труда в сочетании с производственно-
управленческой деятельностью хозяина (его семьи).
Малое предприятие является “единицей” малого предпринимательства.
Отсюда следует, что последнее - особый сектор экономики, образуемый
совокупностью малых предприятий и потому являющийся специфической
общественной формой мелкого производства в условиях рынка.
Таким образом, мелкое производство в качестве особого размерного
уклада характеризует организационно-техническую сторону производства
(плоскость производительных сил), а малое предпринимательство относится к
его социально-экономической стороне и в этом конкретном смысле совпадает с
понятием “малый бизнес”.
Малое предпринимательство как тип предпринимательской деятельности
наиболее полно раскрывается через характеристику ее субъекта, то есть
предпринимателя. Предприниматель - это субъективный (личностный) фактор
воспроизводства, способный на инициативной и инновационной основе, не боясь
полной экономической ответственности, идти на риск и особым, рациональным
образом соединять другие факторы производства так, чтобы в перспективе
появлялся дополнительный доход (21, с.69).
Вышеуказанные характеристики можно отнести и к малому
предпринимательству. Однако количественные факторы - относительно небольшие
масштабы - порождают качественные особенности малого предпринимательства.
Очевидно, что рисковость, неустойчивость малого предприятия в силу
ограниченности ресурсов гораздо выше, чем у средних и крупных
предпринимательских структур. То же самое можно сказать о гибкости,
восприимчивости к инновациям. Одна из причин здесь - отсутствие в сфере
малого предпринимательства громоздких управленческих систем. В случае
коммерческого успеха малые фирмы получают относительно более высокий доход
(естественно, по сравнению с первоначальными вложениями, которые у них, как
правило, невелики).
Сущностные черты малого предпринимательства, охарактеризованные выше,
образуют его ядро. Логика дальнейшего анализа малого предпринимательства
предполагает формулирование системы критериев, на основе которых
производится оценка и классификация хозяйственных субъектов на предмет их
принадлежности к данному сектору экономики. По этому поводу в отечественной
литературе ведется дискуссия, однако ясно, что в качестве таких признаков
выступают устойчивые, характерные черты типичного малого предприятия.
Систематизация этих критериев требует определенной основы, и таковой может
выступить структура внутренней и внешней среды малого предприятия.
а) Структура внутренней среды малого предприятия может быть
рассмотрена как совокупность областей деятельности малого предприятия,
каждая из которых характеризуется особыми объектом (объектами)
деятельности, технологией, отношениями и т.п. Эти области можно разделить
на три группы.
Первая представлена стадиями процесса производства: снабжением,
собственно производством, сбытом.
Вторая включает в себя фазы управленческого цикла: планирование,
оперативное управление (организация, координация, мотивация), контроль
(бухгалтерский учет и отчетность, анализ, собственно контроль).
Объединяющим фактором, обеспечивающим целостность системы управления малым
предприятием, является руководство, персонифицированное как правило в
предпринимателе-собственнике. Руководитель призван объединить все области
деятельности предприятия в единое целое, а также обеспечивать его развитие
и совершенствование.
Третья группа объединяет компоненты малого предприятия: кадры,
социальные отношения, инновации, финансы, правовые отношения и т.д.
б) Внешняя среда малого предприятия - это совокупность элементов
(рынков, рыночных институтов, процессов, контрагентов и т.д.),
непосредственно влияющих на становление и функционирование малого
предпринимательства. Такие элементы характеризуются рядом признаков
(параметров), конкретные состояния которых представляют собой факторы
внешней среды. Например, законодательство как элемент может быть
охарактеризовано следующими признаками:
- устойчивость;
- полнота;
- действенность и т.д.
Конкретное состояние законодательства - скажем, его нестабильность,
несовершенность, недейственность - негативный фактор внешней среды малого
предприятиям.
Разнообразные элементы внешней среды можно подразделить на пять групп:
Первая охватывает совокупность ключевых для малого предпринимательства
рынков: ресурсных (средств производства, информации, рабочей силы,
финансовых ресурсов) и сбытовых.
Вторая группа элементов внешней среды представлена важнейшими (с точки
зрения малого предприятия) рыночными институтами и контрагентами.
В третью группу включаются комплексы (блоки) общественных отношений:
правовых, социокультурных и политических, выраженных соответственно в
законодательстве, традициях и нормах морали, расстановке политических сил.
Четвертая группа объединяет прочие относящиеся к малому
предпринимательству социально-экономические процессы и явления:
экономическую конъюнктуру, преступность, экологию, научно-технический
прогресс, структуру народного хозяйства, и т.п.
В отдельную группу стоит выделить особый элемент внешней среды малого
предприятия -систему поддержки малого предпринимательства.
В соответствии со структурой внутренней и внешней среды малого
предприятия могут быть сформированы несколько групп его критериев
(устойчивых черт), обусловленных:
1) характером производственного процесса;
2) спецификой системы управления и руководства;
3) состоянием отдельных компонентов (кадры, финансы и т.д.);
4) особенностями внешних воздействий.
Первая группа характерных черт малого предприятия такова: 1)
ограниченность масштабов применяемых средств производства и технологических
процессов; 2) небольшая номенклатура выпускаемых изделий, то есть узкая
специализация; 3) упрощенность системы сбыта.
Вторая группа критериев малого предприятия включает в себя: 1)
единство права собственности и непосредственного управления предприятием;
2) особое значение роли руководителя в жизни предприятия, его
непосредственную включение практически во все функциональные области; 3)
компактность управленческой команды и многофункциональность менеджеров; 4)
отсутствие громоздких управленческих структур, простоту информационных
связей, неформальный характер планирования и контроля; 5) быстроту принятия
решений.
В составе третьей группы признаков выделяются: 1) особый, характер
отношений между хозяином и работником, обусловленный тем, что хозяин
является непосредственным руководителем всех работников малого предприятия;
2) гибкость, восприимчивость к нововведениям; 3) небольшой масштаб
используемых финансовых ресурсов; 4) низкая капитализация, означающая, что
владельцы пускают на расширение основного капитала лишь малую часть
доходов; 5) высокая оборачиваемость капитала; 6) существенное влияние на
кадровую политику, принятие стратегических решений, выбор правовых форм и
на другие параметры хозяйственной деятельности семейных и родственных
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17