Рефераты. Кредитный риск коммерческого банка

Кредитный риск коммерческого банка

Банковское дело

Курсовая работа по теме

"Кредитный риск коммерческого банка"

( группа 6, Гусев Е.В.)

Рецензия

Содержание

1. Кредитная политика

банка....................................................5

Структура меморандума о кредитной политике....................5

Кредитоспособность

клиента..............................................7

2. Анализ финансовых

отчетов..................................................8

Коэффициенты, применяемые при оценке

кредитоспособности........................................................

..11

Другие источники информации о заемщике..........................18

3.Этапы выдачи

кредита..........................................................18

Кредитная

заявка...............................................................19

Интервью с

клиентом..........................................................20

Изучение кредитоспосбности и оценка риска........................21

Подготовка к заключению

договора....................................23

Кредитное

соглашение........................................................25

4. Факторы, влияющие на риск невозврата ссуд..........................27

Литература................................................................

..............31

Кредитный риск коммерческого банка

Кредитная деятельность банка является одним из основополагающих

критериев , который отличает его от небанковских учреждений. В мировой

практике именно с кредитованием связан значительня часть прибыли банка.

Одновременно невозврат кредитов, особенно крупных, может привести банк к

банкротству, а в силу его положения в экономике, к целому ряду банкротств

связанных с ним предприятий, банков и частных лиц. Поэтому управление

кредитным риском является необходимой частью стратегии и тактики

выживания и развития любого коммерческого банка.

Портфель банковских ссуд подвержен всем основным видам риска,

которые сопутствуют финансовой деятельности: риску ликвидности, риску

процентных ставок, риску неплатежа по ссуде (кредитному риску).

Управление кредитным риском требует от банкира постоянного контроля

за структурой портфеля ссуд и их качественным составом. В рамках дилеммы

«доходность – риск» банкир вынужден ограничивать норму прибыли, страхуя

себя от излишнего риска. Он должен проводить политику рассредоточения

риска и не допускать концентрации кредитов у нескольких крупных

заемщиков, что чревато серьезными последствиями в случае непогашения

ссуды одним из них. Банк не должен рисковать средствами вкладчиков,

финансируя спекулятивные (хотя и высокоприбыльные) проекты. За этим

внимательно наблюдают банковские контрольные органы в ходе периодических

ревизий.

Кредитный риск зависит от внешних ( связанных с состоянием

экономической среды, с конъюнктурой ) и внутренних ( вызванных оши-

бочными действиями самого банка ) факторов. Возможности управления

внешними факторами ограничены, хотя своевременными действиями банк может

в известной мере смягчить их влияние и предотвратить крупные потери.

Однако основные рычаги управления кредитным риском лежат в сфере

внутренней политики банка.

Кредитная политика банка определяется, во-первых, общими ,

установками относительно операций с клиентурой, которые тщательно

разрабатываются и фиксируются в меморандуме о кредитной политике, и, во-

вторых, практическими действиями банковского персонала, интерпретирующего

и воплощающего в жизнь эти установки. Следовательно, в конечном счете

способность управлять риском зависит от компетентности руководства банка

и уровня квалификации его рядового состава, занимающегося отбором

конкретных кредитных проектов и выработкой условий кредитных соглашений.

В этой работе речь пойдет в основном о зарубежном опыте управления

кредитным риском коммерческого банка. Это связано с тем, что современный

отечественный опыт кредитования во многом еще не сложился вследствие

небольшого срока развития системы коммерческих банков и , поэтому не

может быть в достаточной степени обобщен. Кроме того, изучение

зарубежного опыта и использование его в современной отечественной

банковской практике поможет снять многие проблемы наших банкиров, многие

из которых испытывают элементарный недостаток знаний.

В процессе управления кредитным риском коммерческого банка можно

выделить несколько общих характерных этапов:

- разработка целей и задач кредитной политики банка

- создание административной структуры управления кредитным риском и

системы принятия административных решений

- изучение финансового состояния заемщика

- изучение кредитной истории заемщика, его деловых связей

- разработка и подписание кредитного согашения

- анализ рисков невозврата кредитов

- кредитный мониторинг заемщика и всего портфеля ссуд

-мероприятия по возврату просроченных и сомнительных ссуд и по реализации

залогов.

Далее будут рассмотрены некоторые вопросы из перчисленных выше, за

исключением вопросов создания административной системы управления

кредитным риском и работы с сомнительными и просроченными ссудами.

1. Кредитная политика банка.

Закон возлагает общую ответственность за кредитные операции на совет

директоров банка. Совет директоров делегирует функции по практическому

предоставлению ссуд на более низкие уровни управления и формулирует общие

принципы и ограничения кредитной политики.В крупных банках

разрабатывается письменный меморандум о кредитной политике, которым

руководствуются все работники данного банка. Содержание и структура

меморандума различна для разных банков, но основные моменты, как правило,

присутствуют в документах такого рода.

Прежде всего формулируется общая цель политики, например

предоставление надежных и рентабельных кредитов. Степень риска должна

соответствовать обычной норме доходности по ссудам с учетом стоимости

кредитных ресурсов и административных издержек банка.

Кроме этого в меморандуме дается расшифровка каким образом банк

собирается достигнуть заявленной цели. Для этого определяются:

- преемлемые для банка виды ссуд

- ссуды, от которых банк рекомендует воздерживаться

- предпочтительный круг заемщиков

- нежелательные для банка заемщики по различным категориям

- география работы банка по кредитованию

- политика в области выдачи кредитов работникам банка

- ограничение размеров ссуд по различным категориям заемщиков

- политику банка в области управления кредитным риском , ревизий и

контроля.

Ниже приведена схем меморандума одного из крупных американских

банков. Документ содержит пять разделов: общие положения, категории

кредитов, различные вопросы кредитной политики, контроль над качеством

кредитного портфеля и комитеты банка.

Структура меморандума о кредитной политике

крупного американского банка

1. Общие положения:

- управление;

- сфера операций;

- балансовый портфель ссуд;

- управление портфелем;

- коэффициент ссуды/депозиты;

- верхний предел ссуд одному заемщику;

- распределение полномочий на выдачу ссуд;

- процентные ставки;

- условия погашения ссуд;

- обеспечение;

- информация о кредитоспособности и документы;

- коэффициенты неплатежей по ссудам;

- резервы на погашение безнадежной задолженности;

- списание непогашенных ссуд;

- продление или возобновление просроченных ссуд;

- законы защиты потребителей и условия операций. , 11. Отдельные виды

ссуд:

- перспективы делового развития;

- желательные ссуды по категориям:

1) коммерческие;

2) сельскохозяйственные;

3) ипотечные;

4) ссуды с погашением в рассрочку и ссуды банковских

отделений;

5) карточки "VISA" и возобновляемые ссуды;

6) филиалы ипотечного кредита;

7) аккредитивы;

8) кредитные договоры;

- нежелательные ссуды.

111. Различные вопросы кредитной политики:

- ссуды ответственным работникам банка и директорам;

- ссуды рядовым работникам;

- конфликты интересов.

1У. Контроль качества ссуд:

- отдел анализа кредитоспособности;

- ревизия ссудного портфеля.

У. Комитеты:

- ссудный комитет при совете директоров;

- ссудный комитет при финансовых консультантах;

- комитет по ревизии ссуд.

Кредитоспособность клиента.

Один из основных способов снижения риска неплатежа по ссуде –

тщательный отбор потенциальных заемщиков. Существует множество : методик

анализа финансового положения клиента и его надежности с точки зрения

своевременного погашения долга банку. В практике американских банков

применяется «правило пяти си», где критерии отбора клиентов обозначены

словами, начинающимися на букву аси»:

сharacter (характер заемщика);

сapacity (финансовые возможности);

сapital (капитал, имущество);

сollateral (обеспечение);

сonditions (общие экономические условия).

Под «характером» заемщика имеется в виду его репутация, степень

ответственности, готовность и желание погашать долг. Банк стремится

прежде всего выяснить, как заемщик (фирма или частное лицо) относился к

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.