Рефераты. Кредитные операции коммерческих банков и перспективы их развития

заемщика и выступает той мерой, за пределами которой количественные

изменения во времени переходят в качественные. Если нарушается срок

пользования ссудой, то искажается сущность кредита, он теряет свое

подлинное назначение.

2. Дифференцированность кредитования означает, что коммерческие банки

не должны однозначно подходить к вопросу о выдаче кредита своим клиентам,

претендующим на его получение. Ссуда должна предоставляться только тем

хозорганам, которые в состоянии его своевременно вернуть. Поэтому

дифференциация кредитования должна осуществляться на основе показателей

кредитования, под которой понимается финансовое состояния предприятия,

дающее уверенность в способности и готовности заемщика возвратить кредит в

обусловленный договором срок. Эти качества потенциальных заемщиков

оцениваются посредством анализа их баланса на ликвидность, обеспеченность

хозяйства собственными источниками, уровень рентабельности на текущий

момент и в перспективе.

Степень кредитоспособности (или уровень кредитоспособности) клиента

является показателем индивидуального или частного кредитного риска для

банка, связанного с конкретным клиентом, конкретной ссудой, выданной

клиенту.

3. Обеспеченность кредита закрывает один из основных кредитных рисков -

риск непогашения ссуды. Если бы не принимался во внимание этот принцип, то

банковское дело превратилось бы в спекулятивное занятие, где высокий риск

ведения операций привел бы к резкому росту процентных ставок.

Надо отметить, что решение проблемы обеспеченности кредита зависит от

типа кредитования и от субъекта ссуды. Если говорить о большой компании,

успешно работающей на протяжении десятилетий, имеющую хорошую и длительную

кредитную историю, занимающую лидирующие позиции на рынке, возглавляемую

известными профессионалами, то решение вопроса с обеспечением кредитов

требует одного подхода. Правда, надо сказать, что российская банковская

практика дает примеры проблемных кредитов, приводящих к банкротству крупных

банков. Например, Западно-Сибирский металлургический комбинат не вернул

кредит Кредобанку, что выразилось в банкротстве старейшего российского

банка. Господин Агапов, являясь одним из ведущих профессионалов в

финансовой области, не принял в учет чисто российский "форс-мажор" - "завод

решил не возвращать кредит и вот банка нет, а завод продолжает работать."

Конечно, такой российской специфики кредитной работы нельзя научится ни по

каким учебникам и здесь возможно только обучение на ошибках других, чтобы

не допускать своих.

Если рассматривать вопрос ссуды для малого предприятия, только

зарегистрированного и начинающего свою предпринимательскую деятельность с

нуля - то здесь без решения вопроса с обеспечением выдавать кредит нельзя.

Интересна позиция с обеспечением при потребительском кредитовании, где

возможен статистический подход оценки кредитного риска (например, метод

кредитного скоринга для отбора заемщиков) и обеспечением может являться

хороший набор определенных критериев ссудополучателя.

Техника кредитного скоринга была впервые предложена американским

экономистом Д. Дюраном в начале 40-х г.г. для отбора заемщиков по

потребительскому кредиту. Дюран отмечал, что выведенная им формула "может

помочь кредитному работнику легко и быстро оценить качество обычного

претендента на ссуду, но в экстраординарных случаях ее прогнозные качества

ослабевают."

В российских условиях чистое применение коэффициентов Дюрана невозможно

(наверное именно наши случаи кредитования попадают в разряд

экстраординарных), хотя мне были известны успешные попытки применения

подобного подхода при массовом кредитовании физических лиц (пример

разработанной в российском банке анкеты унифицированного сбора сведений о

потенциальном заемщике см. в Приложении 6).

4. Платность банковских ссуд означает внесение получателями кредита

определенной платы за временное пользование для своих нужд денежными

средствами. Реализация этого принципа на практике осуществляется через

механизм банковского процента. Ставка банковского процента - это своего

рода "цена" кредита. Платность кредита призвана оказывать стимулирующее

воздействие на хозяйственный (коммерческий) расчет предприятий, побуждая их

на увеличение собственных ресурсов и экономное расходование привлеченных

средств. Банку платность кредита обеспечивает покрытие его затрат,

связанных с уплатой процентов за привлеченные в депозиты чужие средства,

затрат по содержанию своего аппарата, а также обеспечивает получение

прибыли для увеличения ресурсных фондов кредитования (резервного,

уставного) и использования их на собственные и другие нужды.

При рассмотрении вопроса размера платы за кредит, банки должны

учитывать следующие факторы:

- ставка рефинансирования ЦБ РФ;

- средняя процентная ставка привлечения (ставка привлечения

межбанковских кредитов или ставка, уплачиваемая банком по депозитам

различного вида);

- структура кредитных ресурсов (чем выше доля привлеченных средств, тем

дороже должен быть кредит);

- спрос на кредит со стороны потенциальных заемщиков (чем меньше спрос,

тем дешевле кредит);

- срок, на который испрашивается кредит, вид кредита, а точнее степень

его риска для банка в зависимости от обеспечения;

- стабильность денежного обращения в стране (чем выше темп инфляции,

тем дороже должна быть плата за кредит, т.к. у банка повышается риск

потерять свои ресурсы из-за обесценивания денег).

Совокупное применение на практике всех принципов банковского

кредитования позволяет соблюсти как макроэкономические интересы, так и

интересы на микроуровне

обоих субъектов кредитной сделки - банка и заемщика.

Глава IV.

В процессе кредитования современные банки используют ряд организационно-

экономических приемов предоставления и возврата ссуд. Совокупность этих

приемов как частных действий по организации кредитного процесса, его

регулирования в соответствии с принципами кредитования, называется

механизмом кредитования.

В качестве составляющих элементов механизм кредитования включает в

себя:

4.1. Анализ кредитоспособности заемщика.

4.2. Организационно-экономические приемы выдачи и погашения ссуд

(элементы кредитования).

4.3. Методы кредитования.

4.4. Подготовка и заключение кредитного договора.

4.5. Осуществление банковского контроля за исполнением кредитного

договора (кредитный мониторинг).

Рассмотрим подробнее каждый из элементов механизма кредитования:

4.1. При анализе кредитоспособности заемщика важно обратить внимание на

порядок и степень участия собственных средств заемщика в кредитуемой

операции, при этом величина собственных средств в хозяйственном обороте

предприятия влияет на величину подлежащего выдаче кредита опосредовано, а

именно через установление по целому комплексу показателей классности

клиента при определении его кредитоспособности.

Кредитоспособность клиента - это способность заемщика полностью и в

срок рассчитаться по своим долговым обязательствам, включая основной долг и

процентные платежи.

Цели и задачи анализа кредитоспособности заключаются в определении и

прогнозировании:

- способности заемщика рассчитаться со своими долговыми обязательствами

на ближайшую перспективу;

- степени риска, который банк готов взять на себя;

- размера кредита, который может быть предоставлен в данных

обстоятельствах;

- условий предоставления ссуды.

Близким по смыслу является термин "платежеспособность клиента". Он

характеризует наличие или отсутствие неплатежей на определенную дату,

поэтому платежеспособность является менее емким термином, чем

кредитоспособность, одним из факторов, характеризующих кредитоспособность

клиента.

Выявление уровня кредитоспособности (степени кредитоспособности)

является процессом определения индивидуального или частного кредитного

риска для банка, т.е. риска, связанного с конкретным клиентом, конкретной

ссудой, выдаваемой клиенту.

До кредитной реформы (1930 г.) широко использовалась система критериев

кредитоспособности от которой банкиры должны были отталкиваться при оценке

кредитоспособности клиента, кредитного риска:

1) характер клиента;

2) способность заимствовать средства;

3) возможность заработать средства в ходе текущей производственной

деятельности;

4) капитал клиента;

5) обеспеченность ссуды;

6) условия, в которых совершается кредитная операция;

7) возможность осуществления контроля за ходом осуществления

кредитуемой операции.

В практике американских банков применяется подобная система, носящая

название "правило пяти си", где критерии отбора клиентов обозначены

словами, начинающимися на букву "си".

Если говорить подробнее о критериях в отечественной банковской

практике, то:

1) Характер клиента - это репутация клиента как юридического лица, она

складывается из длительности функционирования клиента в данной сфере

бизнеса, отклонении его экономических показателей от среднеотраслевых

(коэффициент "бэтта"), его кредитная история; репутация его партнеров в

деловом мире, репутация ведущих менеджеров с учетом профессиональной

длительности работы в качестве руководителей, их моральные качества (здесь

может использоваться бальная оценка) при формализации этого процесса

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.