Рефераты. Кредитные операции коммерческих банков и перспективы их развития

безнадежный долг.

Эти тревожные сигналы обнаруживаются путем:

— анализа финансовых отчетов;

— личных контактов с должником;

— сообщений третьих лиц;

— сведений из других отделов банка.

В период действия кредита от заемщика следует требовать предоставление

банку балансов, отчетов о прибылях и убытках, отчетов о поступлении

наличности и других материалов. Их тщательный анализ и сопоставление с

прошлыми отчетами могут указать на возникающую опасность. Банк должен

обратить внимание на:

— непредставление финансовых отчетов в установленные сроки;

— резкое увеличение дебиторской задолженности;

— замедление оборачиваемости запасов;

— снижение доли краткосрочных активов;

— непропорциональный рост краткосрочной задолженности;

— снижение коэффициента ликвидности;

— увеличение доли основного капитала в сумме активов;

— снижение объема продаж;

— рост просроченных долгов;

— возникновение убытков от операционной деятельности;

— изменение условий коммерческого кредитования и т. д.

Для банка важно постоянно поддерживать персональные контакты с клиентом

— посещать компанию и ее филиалы, встречаться с руководящими кадрами, что

позволяет выявить наличие неустановленного оборудования, незанятого

персонала, избыточных запасов. Банковских работников должны насторожить

такие факты, как:

— изменение поведения или привычек высшего руководящего состава;

— супружеские проблемы руководителей;

— резкое изменение отношений с банком, нежелание сотрудничать;

— замена ключевых сотрудников;

— увлечение созданием новых предприятий, скупка недвижимости;

— плохое составление финансовых отчетов;

— принятие необоснованного риска;

— установление нереалистичных цен на продукцию;

— медленная реакция на ухудшение рыночных условий;

— слабый операционный контроль;

— отсутствие преемственности в руководстве;

— потеря важных клиентов;

— создание спекулятивных запасов;

— отсрочки замены устаревшего оборудования и т. д.

Много могут раскрыть банку изменившиеся взаимоотношения заемщика с

другими деловыми партнерами:

— получение банком запросов о кредитоспособности заемщика в связи с его

просьбами о предоставлении льгот в оплате товаров;

— запросы о компании со стороны новых ее кредиторов;

— извещение страховой компании об аннулировании страховки из-за

неуплаты страховых премий;

— предъявление к оплате платежных документов (требований) при

отсутствии средств на банковском счете;

— появление практики покупки компанией товаров исключительно на

условиях предоплаты.

Наконец, другие отделы банка могут сообщить важные сведения о

значительном сокращении остатков на банковском счете клиента и т. п. При

выявлении неблагополучной (проблемной) ссуды необходимо немедленно принять

меры для обеспечения погашения кредита. Наилучший вариант — разработка

совместно с заемщиком плана мероприятий для восстановления стабильности

компании и устранения диспропорций. Если эти усилия не достигнут цели, банк

должен обеспечить свои интересы, потребовав платежа от заемщика, продажи

обеспечения, предъявления претензий к гаранту и т. п. Последний вариант —

объявление неплательщика банкротом, но это наименее желательный путь для

каждой из сторон и наиболее затратный по времени (см. Закон РФ от 19.11.92

г. № 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий").

Банк должен действовать без промедлений, так как если заемщик задержит

платежи торговым кредиторам, страховой компании, налоговым органам, то

будет наложен арест на имущество, и банк окажется в длинной очереди

кредиторов, требующих возмещения долга.

Первый при выявлении проблемной ссуды шаг — объективная проверка

сложившейся ситуации. Необходимо уяснить позицию заемщика (хочет ли он

исправить положение, можно ли ему доверять, способно ли руководство

компании восстановить прибыльность). Кроме того, необходимо учесть и

позицию банка, много ли у него безнадежных долгов. Если много, то не

следует ввязываться в дорогостоящую операцию судебного взыскания и

предложить уладить дело миром, аннулировав часть оставшегося долга.

Затем кредитный работник банка должен организовать встречу с

представителем компании и обсудить сложившееся положение. При этом

необходимо предпринять попытку к сотрудничеству, независимо от того, решил

ли банк продолжать работу с клиентом или ликвидировать ссуду.

Если удастся убедить клиента, что положение можно исправить, следует

наметить план действий, который может включать:

— продажу активов;

— сокращение накладных расходов;

— изменение маркетинговой стратегии;

— смену руководства и назначение новых лиц на ключевые посты.

Другое решение может заключаться в продаже банком залога. Для этого

следует прежде всего проверить документы и установить, что банк

действительно имеет безусловное право распоряжаться залогом. Затем

необходимо выяснить, каковы возможности реализации залога: обычно это

дорогостоящая и отнимающая время процедура. Идеальный вариант —

сотрудничество с заемщиком в продаже залога.

IV. Четвертая стадия кредитного процесса - возврат банковской ссуды.

Возврат ссуд означает обратный приток денежных средств в банки и уплату

соответствующей суммы процентов. Возврат ссуд является венцом всей

проведенной работы всего кредитного подразделения и ответом на вопрос,

насколько качественно и профессионально сработали сотрудники на всех

предшествующих стадиях кредитного процесса.

Если должник без проблем возвращает ссуду и уплачивает проценты по ней,

то остается только закрыть кредитное дело (досье) и иметь в виду на будущее

этого заемщика как перспективного и уже имеющего положительную кредитную

историю в нашем банке.

Если происходит невозврат ссуды и неуплата процентов, то тогда всем

сотрудникам кредитного подразделения банка предстоит провести колоссальную

работу по ликвидации этого проблемного кредита, а затем должен обязательно

пройти анализ совершенных ошибок в процессе принятия решения о выдаче

кредита и проверке использования его. А вот в случае принятия качественного

обеспечения кредита, позволяющего быстро провести его реализацию и

погашение суммы основного долга, процентов по нему, штрафов и пени за

просрочку, можно говорить о закрытии проблемного кредита при возникновении

любой кризисной ситуации.

Вот здесь и проходит проверка квалификации оценщиков, удобства

выбранной схемы принятия обеспечения в банк. Зачастую в практике из-за

непродуманности схемы реализации залога банки испытывают большие трудности

в легитимности реализации обеспечения. Здесь уместно напомнить о

требованиях Гражданского Кодекса РФ к реализации залога и о сложностях и

проблемности их практического применения.

Глава III.

Банковское кредитование осуществляется при строгом соблюдении принципов

кредитования, которые предоставляют собой требования к организации

кредитного процесса. В зависимости от конкретной стадии процесса

кредитования принципы кредитования необходимо увязывать со спецификой

каждого этапа. Например, на стадии программирования последние необходимо

увязывать с бизнес-планом предприятий; на стадии предоставления- с целевым

характером ссуд; на стадии контроля за использованием- с эффективностью

проводимой заемщиком работы; на стадии возврата- с поступлением выручки,

погашением задолженности и уплатой процентных денег. Изолированность в

применении принципов кредитование дает однобокость в оценке кредитного

процесса, что может вызвать ошибки в принятии решений и возникновении

проблемных ссуд.

К принципам кредитования относятся:

а) возвратность и срочность кредитования;

б) дифференцированность кредитования;

в) обеспеченность кредита;

г) платность банковских ссуд.

Рассмотрим подробнее каждый из принципов.

1. Возвратность является той особенностью, которая отличает кредит как

экономическую категорию от других экономических категорий товарно-денежных

отношений. Без возвратности кредит не может существовать, поэтому

возвратность является неотъемлемой частью кредита, его атрибутом.

Возвратность и срочность кредитования обусловлена тем, что банки

мобилизуют для кредитования временно свободные денежные средства

предприятий, учреждений и населения. Эти средства не принадлежат банкам,

и, в конечном итоге, они, придя в банк с различных сегментов рынка, в них и

уходят (потребительское, коммерческое кредитование и т.д.). Главная

особенность таких средств состоит в том, что они подлежат возврату

(правильнее отметить, должна быть готовность к возврату) владельцам,

вложившим их в банк на условиях срочных депозитов. Поэтому "золотое"

банковское правило гласит, что величина и сроки финансовых требований банка

должны соответствовать размерам и срокам его обязательств. Нарушение этого

основополагающего принципа и приводит к банкротству банка.

Срочность кредитования представляет собой необходимую форму достижения

возвратности кредита. Принцип срочности означает, что кредит должен быть не

просто возвращен, а возвращен в строго определенный срок, т.е. в нем

находит конкретное выражение фактор времени. И, следовательно, срочность

есть временная определенность возвратности кредита. Срок кредитования

является предельным временем нахождения ссуженных средств в хозяйстве

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.