ошибок в оценке будущих рынков;
— слабый контроль за финансами компании (рост дебиторской
задолженности, накладных расходов и т. п.).
Кроме того, важную роль могут сыграть факторы, которые не находятся под
контролем банка: ухудшение экономической конъюнктуры, политические сдвиги,
изменение законодательства, технологические прорывы и т. д.
Как я уже говорил, трудности с погашением кредитов редко возникают
внезапно. Как правило, имеются многочисленные тревожные сигналы,
позволяющие заподозрить, что финансовое положение заемщика ухудшается и что
выданный ему кредит может быть не погашен в срок или вообще превратиться в
безнадежный долг.
Эти тревожные сигналы обнаруживаются путем:
— анализа финансовых отчетов;
— личных контактов с должником;
— сообщений третьих лиц;
— сведений из других отделов банка.
В период действия кредита от заемщика следует требовать предоставление
банку балансов, отчетов о прибылях и убытках, отчетов о поступлении
наличности и других материалов. Их тщательный анализ и сопоставление с
прошлыми отчетами могут указать на возникающую опасность. Банк должен
обратить внимание на:
— непредставление финансовых отчетов в установленные сроки;
— резкое увеличение дебиторской задолженности;
— замедление оборачиваемости запасов;
— снижение доли краткосрочных активов;
— непропорциональный рост краткосрочной задолженности;
— снижение коэффициента ликвидности;
— увеличение доли основного капитала в сумме активов;
— снижение объема продаж;
— рост просроченных долгов;
— возникновение убытков от операционной деятельности;
— изменение условий коммерческого кредитования и т. д.
Для банка важно постоянно поддерживать персональные контакты с клиентом
— посещать компанию и ее филиалы, встречаться с руководящими кадрами, что
позволяет выявить наличие неустановленного оборудования, незанятого
персонала, избыточных запасов. Банковских работников должны насторожить
такие факты, как:
— изменение поведения или привычек высшего руководящего состава;
— супружеские проблемы руководителей;
— резкое изменение отношений с банком, нежелание сотрудничать;
— замена ключевых сотрудников;
— увлечение созданием новых предприятий, скупка недвижимости;
— плохое составление финансовых отчетов;
— принятие необоснованного риска;
— установление нереалистичных цен на продукцию;
— медленная реакция на ухудшение рыночных условий;
— слабый операционный контроль;
— отсутствие преемственности в руководстве;
— потеря важных клиентов;
— создание спекулятивных запасов;
— отсрочки замены устаревшего оборудования и т. д.
Много могут раскрыть банку изменившиеся взаимоотношения заемщика с
другими деловыми партнерами:
— получение банком запросов о кредитоспособности заемщика в связи с его
просьбами о предоставлении льгот в оплате товаров;
— запросы о компании со стороны новых ее кредиторов;
— извещение страховой компании об аннулировании страховки из-за
неуплаты страховых премий;
— предъявление к оплате платежных документов (требований) при
отсутствии средств на банковском счете;
— появление практики покупки компанией товаров исключительно на
условиях предоплаты.
Наконец, другие отделы банка могут сообщить важные сведения о
значительном сокращении остатков на банковском счете клиента и т. п. При
выявлении неблагополучной (проблемной) ссуды необходимо немедленно принять
меры для обеспечения погашения кредита. Наилучший вариант — разработка
совместно с заемщиком плана мероприятий для восстановления стабильности
компании и устранения диспропорций. Если эти усилия не достигнут цели, банк
должен обеспечить свои интересы, потребовав платежа от заемщика, продажи
обеспечения, предъявления претензий к гаранту и т. п. Последний вариант —
объявление неплательщика банкротом, но это наименее желательный путь для
каждой из сторон и наиболее затратный по времени (см. Закон РФ от 19.11.92
г. № 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий").
Банк должен действовать без промедлений, так как если заемщик задержит
платежи торговым кредиторам, страховой компании, налоговым органам, то
будет наложен арест на имущество, и банк окажется в длинной очереди
кредиторов, требующих возмещения долга.
Первый при выявлении проблемной ссуды шаг — объективная проверка
сложившейся ситуации. Необходимо уяснить позицию заемщика (хочет ли он
исправить положение, можно ли ему доверять, способно ли руководство
компании восстановить прибыльность). Кроме того, необходимо учесть и
позицию банка, много ли у него безнадежных долгов. Если много, то не
следует ввязываться в дорогостоящую операцию судебного взыскания и
предложить уладить дело миром, аннулировав часть оставшегося долга.
Затем кредитный работник банка должен организовать встречу с
представителем компании и обсудить сложившееся положение. При этом
необходимо предпринять попытку к сотрудничеству, независимо от того, решил
ли банк продолжать работу с клиентом или ликвидировать ссуду.
Если удастся убедить клиента, что положение можно исправить, следует
наметить план действий, который может включать:
— продажу активов;
— сокращение накладных расходов;
— изменение маркетинговой стратегии;
— смену руководства и назначение новых лиц на ключевые посты.
Другое решение может заключаться в продаже банком залога. Для этого
следует прежде всего проверить документы и установить, что банк
действительно имеет безусловное право распоряжаться залогом. Затем
необходимо выяснить, каковы возможности реализации залога: обычно это
дорогостоящая и отнимающая время процедура. Идеальный вариант —
сотрудничество с заемщиком в продаже залога.
IV. Четвертая стадия кредитного процесса - возврат банковской ссуды.
Возврат ссуд означает обратный приток денежных средств в банки и уплату
соответствующей суммы процентов. Возврат ссуд является венцом всей
проведенной работы всего кредитного подразделения и ответом на вопрос,
насколько качественно и профессионально сработали сотрудники на всех
предшествующих стадиях кредитного процесса.
Если должник без проблем возвращает ссуду и уплачивает проценты по ней,
то остается только закрыть кредитное дело (досье) и иметь в виду на будущее
этого заемщика как перспективного и уже имеющего положительную кредитную
историю в нашем банке.
Если происходит невозврат ссуды и неуплата процентов, то тогда всем
сотрудникам кредитного подразделения банка предстоит провести колоссальную
работу по ликвидации этого проблемного кредита, а затем должен обязательно
пройти анализ совершенных ошибок в процессе принятия решения о выдаче
кредита и проверке использования его. А вот в случае принятия качественного
обеспечения кредита, позволяющего быстро провести его реализацию и
погашение суммы основного долга, процентов по нему, штрафов и пени за
просрочку, можно говорить о закрытии проблемного кредита при возникновении
любой кризисной ситуации.
Вот здесь и проходит проверка квалификации оценщиков, удобства
выбранной схемы принятия обеспечения в банк. Зачастую в практике из-за
непродуманности схемы реализации залога банки испытывают большие трудности
в легитимности реализации обеспечения. Здесь уместно напомнить о
требованиях Гражданского Кодекса РФ к реализации залога и о сложностях и
проблемности их практического применения.
Глава III.
Банковское кредитование осуществляется при строгом соблюдении принципов
кредитования, которые предоставляют собой требования к организации
кредитного процесса. В зависимости от конкретной стадии процесса
кредитования принципы кредитования необходимо увязывать со спецификой
каждого этапа. Например, на стадии программирования последние необходимо
увязывать с бизнес-планом предприятий; на стадии предоставления- с целевым
характером ссуд; на стадии контроля за использованием- с эффективностью
проводимой заемщиком работы; на стадии возврата- с поступлением выручки,
погашением задолженности и уплатой процентных денег. Изолированность в
применении принципов кредитование дает однобокость в оценке кредитного
процесса, что может вызвать ошибки в принятии решений и возникновении
проблемных ссуд.
К принципам кредитования относятся:
а) возвратность и срочность кредитования;
б) дифференцированность кредитования;
в) обеспеченность кредита;
г) платность банковских ссуд.
Рассмотрим подробнее каждый из принципов.
1. Возвратность является той особенностью, которая отличает кредит как
экономическую категорию от других экономических категорий товарно-денежных
отношений. Без возвратности кредит не может существовать, поэтому
возвратность является неотъемлемой частью кредита, его атрибутом.
Возвратность и срочность кредитования обусловлена тем, что банки
мобилизуют для кредитования временно свободные денежные средства
предприятий, учреждений и населения. Эти средства не принадлежат банкам,
и, в конечном итоге, они, придя в банк с различных сегментов рынка, в них и
уходят (потребительское, коммерческое кредитование и т.д.). Главная
особенность таких средств состоит в том, что они подлежат возврату
(правильнее отметить, должна быть готовность к возврату) владельцам,
вложившим их в банк на условиях срочных депозитов. Поэтому "золотое"
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19