Рефераты. Коммерческие банки. Экономические основы их формирования

Коммерческие банки. Экономические основы их формирования

ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

________________________________________________________

Институт переподготовки и повышения квалификации кадров

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Курс: Проблемы экономики, денежного обращения и кредита РФ.

Тема: Коммерческие банки. Экономические основы их формирования.

Слушатель: Федоров О.В.

Руководитель: проф. Зеленкова Н.М.

Москва

1995 г.

План

1. Исторические предпосылки возникновения коммерческих банков в

России.

2. Понятие коммерческого банка.

3. Организационное устройство коммерческого банка.

4. Принципы деятельности коммерческого банка.

5. Функции коммерческого банка.

1. Исторические предпосылки возникновения коммерческих банков в России.

В историческом плане банки возникли первоначально как частные

коммерческие формирования, представляющие элементы торгово-рыночной

инфраструктуры, то есть внешнее обрамление рынка. Несомненно, что первые

банкиры руководствовались не только целью способствовать движению денежных

средств, представляя их взаймы, но и стать ростовщиками, иметь на этом, как

говориться, навар. Ведь ростовщичество - самый простой и надежный путь

получения прибыли, что хорошо усвоили коммерческие банки, орошенные дождем

рыночных нововведений в стране. Государственные банки возникли в мире позже

частных и стали сосуществовать с ними таким образом, что каждый занял свою

нишу в сфере экономических отношений или, как принято говорить сейчас, в

экономическом пространстве.

Социализм по-своему перекроил банковскую систему, установив полную

государственную монополию на банковские денежные операции, отодвинув

частный финансово-коммерческий бизнес в теневую область, сделав его

запретным. Достигнутый в социалистической системе хозяйствования высший

уровень монополизма государственного банка привел к тому, что

республиканские и местные банки фактически представляли отделения

центрального Государственного банка страны. Более того, как Госбанк СССР

был непосредственно подчинен правительству и министерству финансов, то

возникла бесконтрольная государственная финансо-банковская олигархия,

державшая за семью печатями тайны золотого запаса, выпуска денег в

обращение, распределения и использования денежных средств, государственного

долга.

Предельная централизация банковской системы имела и свою

притягательную сторону, по крайней мере, для отдельных экономических

субъектов. Денежная система находилась в единых руках, что позволяло

подавлять инфляцию, стабилизировать денежное обращение, сдерживать рост

государственного внутреннего и внешнего долга. Удавалось осуществлять

практически беспроцентное банковское кредитование государственных

предприятий, и в особенности совхозов и колхозов, в ряде случаев долги

государственному банку просто не возвращались и превращались в дотации.

Когда созрела концепция перехода к рыночной экономике, стало ясно, что

сложившаяся и укоренившаяся в прежней экономике банковская система должна

быть подвергнута кардинальному преобразованию в направлении ликвидации

государственной монополии на банковское дело, установления контроля

законодательных органов над государственным банком, делегирования ряда

функций и полномочий государственного банка республиканским, региональным,

местным банкам, возрождения коммерческих негосударственных банковских

структур. Хотя банковская система присуща любой экономике, только в

условиях рыночной экономики она обретает роль центрального звена

финансового контура управления. Господствующая роль товарно-денежных

отношений в экономике рыночного типа выдвигает на передний фронт проблемы

регулирования денежного обращения, а посредством его - и всей хозяйственной

деятельности. Поэтому банки, как центры управления финансово-кредитными

процессами во всем многообразии их проявлений, имеют непроходящее значение

в рыночной экономике.

В период господства командно-административной системы в нашей стране

роль банков была предельно сужена. Их функции сводились к проведению

безналичных расчетов между предприятиями, кассовому обслуживанию, а также

финансированию капитального строительства за счет средств госбюджета и

специальных целевых фондов. Будучи составной частью государственного

аппарата, банки при централизованном общегосударственном планировании

осуществляли кредитные операции в рамках строго регламентируемых

направлений использования денежных средств и лимитируемых фондов

кредитования. Внеплановые операции допускались только по решениям партийно-

правительственных органов. Для руководителей предприятий и для самих

банковских работников фактически не было существенной разницы между

бюджетным и кредитным финансированием, кредитование проводилось из того же

бюджета по условным процентам. Государственный банк постоянно занимался

воспроизведением через кредит финансового образа директивного

государственного народнохозяйственного плана и дополняющих его

правительственных программ и постановлений. По сути дела Госбанк являлся

кассой правительства, осуществляя денежную и кредитную эмиссии для

финансирования во многом дефицитных, расточительных, и часто, просто

ненужных правительственных программ. Введение в дополнение к

государственному сети специализированных банков не меняло дела по существу,

поскольку они стали разделенным централизованным банком, в котором

прибавилось число вертикальных структур. Подобная банковская система лишь

тормозила развитие товарно-денежных отношений.

Следует иметь в виду, что банки не просто хранилища денег и кассы для

их выдачи и предоставления в кредит. Они представляют мощный инструмент

структурной политики и регуляции экономики, осуществляемой путем

перераспределения финансов, капитала в форме банковского кредитования

инвестиций, необходимых для предпринимательской деятельности, создания и

развития производственных и социальных объектов. Банки могут направлять

денежные средства, финансовые ресурсы в виде кредитов в те отрасли, сферы,

регионы, где капитал найдет лучшее, эффективное применение.

Непродуманная политика кредитования, искусственно заниженные

процентные ставки приводят к разрушительным инфляционным процессам,

дефициту государственного бюджета, пустой трате средств. В условиях, когда

банки подмяты под себя государственным аппаратом, финансовая саморегуляция

заменяется принудительным распределением зачастую не реальных, а фиктивных

денежных средств, движением омертвленного капитала. В итоге все это ведет к

обнищанию страны. Переход к рыночной экономике потребовал высвобождения

банковской системы из тисков государственного засилья, превращения ее в

активный инструмент, ведущую часть финансового контура управления

экономикой. В результате реформы банковской системы в 1990-1991 гг., она

стала двухуровневой, состоящей из Центрального банка и коммерческих банков.

2. Понятие комерческого банка.

Банк - это организация, созданная для привлечения денежных средств и

размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и

срочности.

Основное назначение банка - посредничество в перемещении денежных

средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Наряду с

банками перемещение денежных средств на рынках осуществляют и другие

финансовые и кредитно-финансовые учреждения: инвестиционные фонды,

страховые компании, брокерские, дилерские фирмы и т.д. Но банки как

субъекты финансового рынка имеют два существенных признака, отличающие их

от всех других субъектов.

Во-первых, для банков характерен двойной обмен долговыми

обязательсвами: они размещают свои собственные долговые обязательства

(депозиты, сберегательные сертификаты и пр.), а мобилизованные таким

образом средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги,

выпущенные другими. Это отличает банки от финансовых брокеров и дилеров,

которые не выпускают своих собственных долговых обязательств.

Во-вторых, банки отличает принятие на себя безусловных обязательств с

фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами. Этим

банки отличаются от различных инвестиционных фондов, которые все риски,

связанные с изменением стоимости ее активов и пассивов, распределяет среди

своих акционеров.

В Российской Федерации создание и функционирование коммерческих банков

основывается на Законе РФ "О банках и банковской деятельности в РФ". В

соответсвии с этим законом банки России действуют как универсальные

кредитные учреждения, совершающие широкий круг операций на финансовом

рынке: предоставление различных по видам и срокам кредитов, покупка-продажа

и хранение ценных бумаг, иностранной валюты, привлечение средств во вклады,

осуществление расчетов, выдача гарантий, поручительств и иных обязательств,

посреднические и доверительные операции и т.п.

В России банки могут создаваться на основе любой формы собственности -

частной, коллективной, акционерной, смешанной. Не исключается возможность

создания банков, основанных исключительно на государственной форме

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.