Рефераты. История развития банковского дела в России

принимались денежные вклады, клиентам предоставлялся кредит, за что

кредитор получал вместо процентов право на плоды урожая с полей должника,

выдавались ссуды под расписку и под залог. Банкир также выступал в качестве

поручителя по сделкам. Вавилонскому предку современных банкиров не чуждо

было участие в товарищеских торговых предприятиях в качестве финансирующего

вкладчика.

Наконец, есть указание еще на одну функцию, исполнявшуюся банкиром

Игиби - роль советчика и доверенного лица при составлении разного рода

актов и сделок. Кроме того, в Вавилоне зародились ростовщичество и

меняльное дело.

Наряду с частными банкирами крупные денежные операции вели и храмы. В

основном они занимались хранением запасных фондов и сокровищ, а также

давали городам долгосрочные ссуды под небольшие по тому времени проценты.

Есть сведения о городском займе, реализованном Делосским храмом на пять лет

из расчета 10% годовых.

Во времена античности, когда преобладало натуральное хозяйство,

наиболее характерными были натуральные займы, например, в Греции под аренду

земли.

Банковское дело в древнем Египте находилось в ведении государства. По

сохранившимся сведениям, древнеегипетские банки, кроме фискальной функции,

осуществляли следующие операции: покупку, продажу и размен монеты, выдачу

ссуд, ипотечные и ломбардные операции, учет обязательств до наступления

срока, прием вкладов. В папирусах содержится информация о деятельности

египетских банкиров в качестве советников по составлению актов, управлению

клиентскими имениями, переводам.

В античный Рим банковское дело было “завезено” из Греции. Как и в

Афинах, римские банкиры также имели свои заведения на форуме.

В Англии, ставшей в 17 в. самой передовой индустриальной страной,

первыми банкирами были, как правило, золотых дел мастера. Вскоре после

того, как началось использование в сделках золота, стало очевидным, что как

покупателям, так и торговцам неудобно и небезопасно каждый раз при

заключении сделок перевозить, взвешивать и проверять на чистоту золото.

Поэтому вошло в правило отдавать золото на хранение золотых дел мастерам,

которые имели подвалы или специальные кладовые и могли за плату

предоставить их. Получив золотой вклад, золотых дел мастер выдавал

вкладчику квитанцию. Вскоре товары стали обмениваться на квитанции золотых

дел мастеров. Квитанции, таким образом, превратились в раннюю форму

бумажных денег.

Бумажные деньги (квитанции), находившиеся в обращении, полностью

обеспечивались золотом. Видя готовность людей принимать квитанции в

качестве бумажных денег, золотых дел мастера начали осознавать, что

хранимое ими золото редко востребуется, поэтому количество еженедельно и

ежемесячно вкладываемого золота превышало количество изымаемого. Затем

какому-то сообразительному золотых дел мастеру пришла в голову идея, что

выпуск бумажных денег может превышать количество имеющегося золота. Он стал

направлять эти избыточные бумажные деньги в обращение, давая под процент

ссуды торговцам, производителям и потребителям. Так зародилась банковская

система частичных резервов.

Корни российских банков уходят в эпоху Великого Новгорода (12-15 вв.).

Уже в то время осуществлялись банковские операции, принимались денежные

вклады, выдавались кредиты под залог и т.д.

До 1861 г. банковская система России была представлена в основном

дворянскими банками и банкирскими фирмами. Первые кредитовали помещиков под

залог их имений, вторые - промышленность и торговлю. Процветало

ростовщичество, функционировали фондовые биржи.

После отмены крепостного права банковская система получила бурное

развитие: был создан Государственный банк, возникли общества взаимного

кредита. В 1914-1917 гг. кредитная система России включала: Государственный

банк, коммерческие банки, общества взаимного кредита, городские

общественные банки, учреждения ипотечного кредита, кредитную кооперацию,

сберегательные кассы, ломбарды.

В 1917 г. в результате национализации были конфискованы акционерные

капиталы частных банков, которые перешли в государственную собственность,

образовалась государственная монополия на банковское дело, произошло

слияние бывших частных банков и Госбанка России в единый

общегосударственный банк РСФСР, ликвидированы ипотечные банки и кредитные

учреждения, обслуживающие среднюю и мелкую городскую буржуазию, запрещены

операции с ценными бумагами.

Кредитная кооперация не была национализирована. Исключение составил

обслуживающий ее Московский народный (кооперативный) банк, который был

национализирован, а его правление переизбрано в кооперативный отдел

Центрального управления Народного банка РСФСР.

В результате национализации сложилась банковская система, основанная

на следующих принципах: государственная монополия на банковское дело (все

кредитные учреждения принадлежали государству), слияние всех кредитных

учреждений в единый общегосударственный банк, сосредоточение в банках всего

денежного оборота страны.

До Октябрьской революции кредитная система России состояла из четырех

уровней: центральный банк; система коммерческих и земельных банков;

страховые компании; ряд специализированных институтов. В период НЭПа вместе

с развитием товарных отношений и рынка произошло частичное возрождение

разрушенной в годы революции и гражданской войны кредитной системы. Однако

она была представлена только двумя уровнями: Госбанком в качестве

центрального банка и довольно разветвленной сетью акционерных коммерческих

банков, кооперативных коммунальных банков, сельхозбанков, кредитной

кооперации, обществами взаимного кредита, сберегательными кассами.

В 30-е годы произошла реорганизация кредитной системы, следствием

которой стали ее чрезмерное укрепление и централизация. По существу остался

лишь один уровень, включавший Госбанк, Строительный банк, Банк для внешней

торговли. Такая структура кредитной системы отражала не столько объективные

экономические потребности народного хозяйства, сколько политизацию

экономики, выразившуюся в ускоренной индустриализации и насильственной

коллективизации. Кредитная система “подгонялась” под политические

амбициозные установки, лишенные в ряде случаев экономической основы.

Результатом подобной реорганизации стало выхолащивание самого понятия

кредитной системы (оно было заменено на понятие банковской системы) и

сущности кредита. Банковская система была органически встроена в командно-

административную модель управления, находилась в полном политическом и

административном подчинении у правительства и, прежде всего у министра

финансов.

Вместо разветвленной кредитной системы остались три банка и система

сберкасс. За рамки кредитной системы была вынесена система страхования.

Такие преобразования отразили ликвидацию рыночных отношений в широком

смысле слова и переход на административную систему управления.

Основными недостатками банковской системы, существовавшей до реформы

1987 г., были:

отсутствие вексельного обращения;

выполнение банками по существу роли второго госбюджета;

списание долгов предприятий, особенно в сельском хозяйстве;

операции по перекредитованию всех сфер хозяйства;

потеря банковской специализации;

монополизм, обусловленный отсутствием у предприятий альтернативных

источников кредита;

низкий уровень процентных ставок;

слабый контроль банков (на базе кредита) за деятельностью различных

сфер экономики;

неконтролируемая эмиссия кредитных и банковских денег.

Реорганизация банковской системы в 1987 г. носила прежний

административный характер. Монополию трех банков сменила монополия (точнее

олигополия) нескольких. В новую банковскую систему вошли: Госбанк,

Агропромбанк, Промстройбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк, Внешэкономбанк. Из них

были вновь созданы только Агропромбанк и Жилсоцбанк, остальные оказались

лишь реорганизованными и переименованными прежними банками.

Реорганизация 1987 г. породила больше негативных, чем позитивных

моментов:

банки продолжали базироваться на прежней единой форме собственности -

государственной;

сохранился их монополизм, увеличилось лишь число монополистов;

реформа проводилась в отсутствии новых экономических механизмов;

не существовало выбора кредитного источника, поскольку сохранялось

закрепление предприятий за банками;

продолжалось распределение кредитных ресурсов между клиентами по

вертикали;

банки по-прежнему субсидировали предприятия и отрасли, скрывая низкую

ликвидность;

не были созданы денежный рынок и торговля кредитными ресурсами;

произошло увеличение издержек на содержание банковского аппарата;

возникла “банковская война” за разделение текущих и ссудных счетов;

реорганизация не затронула деятельность страховых учреждений - важных

кредитных источников.

Представляется, что единственными позитивными моментами реформы стали

упорядочение безналичных расчетов и сужение специализации банковской

деятельности.

Таким образом, реорганизация 1987 г. не приблизила структуру кредитной

системы к потребностям нарождавшихся рыночных отношений, сохранив

неэффективную одноуровневую систему. Возникла необходимость дальнейшей

реформы кредитной системы и ее приближения к структуре западных стран.

В последние годы российская банковская система претерпела серьезные

изменения. На 1 мая 1995 года зарегистрировано 2559 банков и 5680 их

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.