Рефераты. Ипотека

Острая конкуренция между ипотечными и коммерческими банками, а также

другими кредитными институтами за сферу привлечения денежных сбережений и

предоставление ипотечного кредита создала необходимость выхода ипотечных

банков за рамки традиционных операций. Ипотечные банки получили возможность

привлекать вклады физических лиц, осуществлять вложения своих средств в

частные ценные бумаги, проводить лизинговые и факторинговые операции для

увеличения своих доходов. Ипотечные банки, существующие в чистом виде,

стремятся расширить свои операции в основном путем широкой диверсификации,

поскольку их положение в настоящее время связано в основном с колебаниями

экономической конъюнктуры.

Глава3: Международный опыт и перспективы развития ипотечного кредитования

3.1. Формирование ресурсов ипотечного кредитования в мире

Одной из важнейших проблем при организации системы ипотечного

кредитования является мобилизация необходимых для этого ресурсов.

В мировой банковской практике выработано несколько эффективных

механизмов формирования ресурсов ипотечного кредитования (приложение2

табл.1).

Многообразие механизмов мобилизации кредитных ресурсов связано, во-

первых, со спецификой построения финансово-кредитных систем различных стран

и, во-вторых, обусловлено особенностями юридической базы, определяющей

возможности кредитных институтов по проведению ипотечных операций, а также

условия функционирования субъектов системы ипотечного кредитования на

рынках недвижимости и ценных бумаг.

3.1.1. Система стройсбережений.

Схема 1.

[pic]

Функционирование системы стройсбережений предполагает осуществление

мобилизации свободных денежных средств населения в специализированных

кредитных институтах, а также последующее их размещение в качестве целевых

кредитов на строительство или приобретение жилья (жилищная ипотека).

Модель системы стройсбережений является замкнутой. Источниками

ресурсов ипотечного кредитования являются вклады и платежи в погашение ссуд

(а также бюджетные средства в качестве субсидий по стройсбережениям).

Механизм стройсбережений включает в себя 3 основных этапа.

На этапе сбережения вкладчик заключает договор со стройсберкассой, в

котором оговариваются все условия финансирования в рамках данной системы.

По договору вкладчик обязуется ежемесячно вносить установленную сумму

взносов на свой счет. По накопительному вкладу выплачивается фиксированный

процент (обычно существенно ниже рыночного). Процесс сбережения занимает в

среднем 8-10. Накопив за данный период 40-50% от оговоренной в договоре

суммы, вкладчик попадает в число потенциальных заемщиков. Использование

банком ресурсов, привлеченных через накопительные вклады, допускается

только в рамках данной системы.

Стройсберкасса на этапе распределения средств рассчитывает

определенный показатель, по которому, в зависимости от степени участия

каждого вкладчика в общем объеме кредитных ресурсов, определяется

очередность при распределении стройсберссуд.

На третьем этапе в дополнение к накопленной сумме вклада участнику

системы стройсбережений в порядке очередности предоставляется ипотечный

кредит. Процентные ставки по стройсберссудам также ниже рыночных и

фиксируются на весь срок договора.

Несмотря на определенные ограничения масштабов использования системы

стройсбережений (размер привлекаемых ресурс определяется объемами

сбережений вкладчиков), перспективы использования данной формы организации

ипотечного кредитования в России в настоящее время представляются

достаточно реальными (в частности, на базе филиальной сети Сбербанка РФ).

Эффективное функционирование системы стройсбережений возможно даже в

условиях отсутствия массового платежеспособного спроса на ипотечные ссуды.

При улучшении экономической ситуации масштабы операций в рамках данной

системы будут расти.

3.1.2. Финансирование через срочные вклады и срочные займы.

Схема 2.

[pic]

Данная система является достаточно рискованной в связи с дисбалансом

сроков привлечения и размещения ресурсов.

Примеры эффективного использования механизма мобилизации фондов через

срочные вклады (Великобритания — строите общества, США — ссудо-

сберегательные ассоциации) свидетельствуют о необходимости его

государственного регулирования (например, сглаживание колебаний в объеме и

условиях привлечения ресурсов с помощью налоговой политики), а также

жесткого надзора и контроля за ипотечными кредитными институтами,

использующими данный метод привлечения ресурсов.

Использование заемных средств, аккумулированных через срочные займы,

как правило в качестве дополнительных необходимых ресурсов, в большей или

меньшей степени практикуется всеми типами ипотечных кредитных институтов.

Наиболее перспективное решение проблемы ограниченности ресурсов

ипотечного кредитования - развитие вторичного рынка ипотечных ссуд.

3.1.3. Рефинансирование через банковские долгосрочные долговые

обязательства, обеспеченные залогом недвижимости (ипотечные облигации).

Система закладных листов.

Схема 3.

[pic]

Для системы закладных листов характерно соединение функций эмитента

закладных листов, кредитора, управляющей компании по обслуживанию ипотечных

кредитов и закладных листов в одном лице (ипотечном банке). Обеспечение

эффективности данной системы зависит от соблюдения следующих основных

принципов ее построения и функционирования.

1. Лицензирование.

На эмиссию закладных листов необходима специальная лицензия.

2. Принцип покрытия.

Объем всех выпущенных ипотечным кредитным институтом закладных листов

должен быть покрытым в любой момент через ипотечные ссуды. Сумма выпущенных

ипотечным кредитным институтом в обращение закладных листов не должна

превышать общей суммы выданных им долгосрочных ссуд, обеспеченных залогом

недвижимого имущества.

3. Предел покрытия.

Только 60-70% стоимости заложенного имущества может быть привлечено в

качестве покрытия для закладных листов. Размер ипотечного кредита,

предоставляемого банком-эмитентом закладных листов, составляет 60-70% от

стоимости залога, соответственно и объем выпуска закладных листов

составляет 60-70% от стоимости заложенной в банке недвижимости.

4. Регистр покрытия.

Все активы, которые служат в качестве покрытия закладных листов,

должны быть внесены в специальный регистр, в котором указываются

характеристики заложенного объекта, номинальная сумма кредита, процентная

ставка, взносы в погашение основного долга, стоимость залога, способ

использования объекта залога.

5. Преимущественное право держателей закладных листов.

При банкротстве банка держатель залогового листа имеет

преимущественное право на возмещение по обязательствам банка.

6. «Защитный вал».

Активы, пассивы и деятельность, связанные с ипотечными кредитными

операциями и выпуском закладных листов, должны быть строго обособлены от

иной деятельности банка. Количество видов операций ипотечных банков, как

правило, существенно ограничено законодательством; исключены операции с

повышенным риском.

7. Надзор.

В мировой банковской практике осуществляется строгий надзор за

деятельностью ипотечных кредитных институтов. Контролируются: баланс;

рентабельность банка; наращивание собственного капитала; соблюдение

нормативов деятельности банков, установленных в соответствии с банковским

законодательством (для ограничения уровня рисков); политика процентных

ставок; внутренний и внешний аудит. Специфическим объектом контроля

является соблюдение принципа покрытия. Для этого органом надзора для

каждого банка назначается доверительное лицо (фидуциарий), которое

информирует орган надзора относительно обеспечения залогового покрытия.

Фидуциарий контролирует достаточность покрытия и правильность внесения

сведений в регистр покрытия. Он также снабжает ипотечные закладные листы

сертификатами об их покрытии. Ему дано право на проверку всех документов

банка, связанных с выпуском залоговых листов. Как правило, регулируется

также доля собственных средств банка по отношению к объему выпуска

закладных листов.

Для обеспечения эффективности процесса мобилизации ресурсов ипотечного

кредитования за счет закладных листов необходимо наличие вторичного рынка

закладных, в рамках которого обеспечивалась бы высокая ликвидность данных

ценных бумаг, их доступность для инвесторов.

Система закладных листов при соблюдении важнейших принципов ее

построения и функционирования является относительно надежной.

3.1.4. Рефинансирование путем эмиссии ипотечных ценных бумаг, имеющих

коллективную гарантию (обеспеченных пулом закладных).

Схема 4.

[pic]

Данный метод был впервые применен в США, где и является в настоящее

время доминирующим. Процесс рефинансирования ипотечных ссуд путем эмиссии

ценных бумаг, обеспеченных пулом закладных, в США получил название

секъюритизациии. Механизм секьюритизации предполагает, как правило,

разграничение функций ипотечного кредитора и эмитента ценных бумаг.

Первичный кредитор продает принадлежащие ему обязательства по ипотечным

ссудам специализированной организации, которая занимается аккумуляцией

ресурсов для ипотечного кредитования путем выпуска ипотечных финансовых

инструментов, имеющих коллективную гарантию.

Данной организацией проводится так называемое укрепление кредита—

дополнительное обеспечение эмиссии. Наиболее распространенным способом

укрепления кредита является создание пула закладных (портфеля однородных

кредитов). Созданный пул ипотечных кредитов подвергается котировке. На его

основе осуществляется структурирование новых финансовых инструментов —

ценных бумаг, обеспеченных пулом закладных.

Для повышения надежности данных ценных бумаг институтами, управляющими

потоками платежей в счет погашения ипотечных ссуд, создаются резервные

фонды. Кроме того, практикуется вовлечение в процесс секьюритизации

страховых компаний, которые в случае невыполнения заемщиками обязательств

по кредитам осуществляют необходимые выплаты инвесторам. В большинстве

стран в организации процесса секьюритизации активное участие принимает

государство.

В последнее время в России предпринимаются попытки развития ипотечных

программ. Основной проблемой, вызывающей трудности при осуществлении

ипотечных программ, в настоящее время является отсутствие реальных

возможностей формирования собственных средств агентств за счет

государственных ресурсов (в условиях бюджетного дефицита), а также

сложность получения зарубежных кредитов.

Августовский кризис привел к существенному ухудшению социально-

экономической ситуации в России, что, несомненно, затормозит практическую

реализацию программ развития ипотечного кредитования в России. Но, как

показывает изучение и анализ опыта развитых стран, в частности США и

Германии, возможности формирования системы ипотечного кредитования

существуют и в кризисных условиях.

3.2. Развитие ипотеки в России

Правительство Российской Федерации в своем постановлении № 28 от 11

января 2000 г. одобрило Концепцию развития ипотечного кредитования в нашей

стране, в соответствии с которой открываются не использованные ранее

возможности рыночных кредитно-финансовых механизмов, открывающих и

определяющих место ипотеки в общей системе жилищного финансирования.

В первую очередь обращает на себя внимание то обстоятельство, что не

указываются сроки, когда ипотечное кредитование сможет быть задействовано

на всей территории РФ. Не оговорен также и такой существенный момент

законодательного характера, как принятие соответствующего закона об

ипотечных банках. Дело в том, что в банковском законодательстве прямо не

предусмотрено существование ипотечных банков, без чего, разумеется, трудно

формировать систему ипотечного кредитования.

Но, пожалуй, самый важный момент состоит в том, что ипотечные кредиты

доступны очень немногим гражданам РФ из-за чрезвычайной дороговизны жилья.

Взятый курс в России на проведение реформы жилищно-коммунального

хозяйства, конечным результатом которой должна стать 100-процентная оплата

жилищно-коммунальных услуг самим населением, ставит под вопрос выполнение

Концепции на практике, поскольку данное обстоятельство весьма существенно и

негативно повлияет на саму доступность ипотечного кредитования.

За годы реформ российские граждане после всех известных финансовых

пирамид, а также после банкротства прежде считавшихся системообразующими

кредитных учреждений потеряли доверие не только к частным, но и к

государственным банкам. Более того, темпы инфляции не снижаются, и

обесценение российского рубля за годы реформ произошло почти в 120 раз и, в

ближайшем будущем обесценение национальной валюты в России будет

продолжаться. Центральный банк страны до сих пор не устанавливает верхние

пределы такого обесценения. Указанные выше обстоятельства, помноженные на

общую экономическую нестабильность и высокий уровень безработицы, в

совокупности негативно оказывают влияние на развитие ипотеки в стране.

Изначально в Российской Федерации недостаточно была продумана сама

модель ипотечного кредитования — либо американская, либо немецкая, которые

в 90-х годах стали апробироваться в Московском регионе.

В первом случае схема ипотечного кредитования предполагала выдачу

кредитов сроком на 10 лет из расчета 10% годовых на сумму, составляющую 70%

стоимости самой квартиры. Максимальный размер кредита допускался в объеме

120 тыс. долл. США. Однако после валютно-финансового кризиса 17 августа

1998 г. и фактически исчезновения значительного слоя так называемого

среднего класса стало очевидно, что Россия просто не в состоянии пойти по

американскому пути, лишь используя его отдельные элементы.

Вторая модель — немецкая схема — предполагала предоставление ипотеки

через механизм строительных ссудосберегательных касс. Существенный

недостаток данной системы состоял в том, что здесь, как и в американской

модели, все расчеты по ипотечному кредитованию необходимо было произвести в

иностранной валюте, т.е. опять-таки в долларах США, а не в национальной

валюте — в российских рублях. В этой связи для широкого продвижения

ипотечного кредитования по всей территории страны требуются рублевые

кредитные инструменты, которых, к сожалению, в Российской Федерации пока не

создано.

Выводы и предложения

В настоящее время ипотека вызывает много разноречивых мнений. Одни

утверждают, что при нынешнем уровне жизни этот способ решения жилищной

проблемы еще долго останется непопулярным. Другие—что ипотека пришла в нашу

страну как раз вовремя. А между тем существующие в стране программы

развития ипотеки не работают, да и доверия у населения эти программы

вызывают не много (приложение 2, диагр.1).

Развитие ипотечного кредитования в нашей стране способствовало бы

оживлению в инвестиционной сфере, повышению социальной стабильности в

обществе, преодолению глубокого социально-экономического кризиса в целом.

С другой стороны этот финансово-экономический кризис затрудняет создание в

России национальной системы ипотечного кредитования. Но если условия

ипотечного кредитования будут приспособлены к платежеспособному спросу

населения, а источником финансирования ипотечных кредитов станут

дополнительные доходы бюджета, возникающие в результате подъема жилищного

строительства, то развитие и становление системы ипотечного кредитования

возможно и в условиях экономической нестабильности.

Во-первых, ипотечное кредитование в условиях переходной экономики

нужно ориентировать в первую очередь на те категории населения, которые

нуждаются в небольшом ипотечном кредите. Это позволит при ограниченных

ресурсах обеспечить кредитами максимальное число заемщиков. Доля населения,

нуждающегося в небольших ипотечных кредитах, — значительная и составляет не

менее половины желающих улучшить свои жилищные условия.

Во-вторых, для тех граждан, у которых нет достаточных собственных

сбережений в денежной форме, это ограничение преодолевается за счет оплаты

ими части нового жилья старым жильем. Граждане, получающие в установленном

порядке жилищные субсидии и жилищные сертификаты, могут использовать их для

оплаты части стоимости жилья в дополнение к собственным средствам и

ипотечному кредиту.

В-третьих, условия ипотечного кредитования должны соответствовать

доходам основной части населения, номинироваться в рублях, выдаваться на

срок до 10 — 15 лет, иметь низкую процентную ставку (7 — 10% годовых).

Такие условия, как показал опыт, даже при весьма малой доле кредита (10 —

20%) становятся сильным стимулом для принятия населением решения о покупке

жилья, обеспечивая мобилизацию собственных средств. По мере роста доходов

населения и улучшения финансово-экономической ситуации условия кредитования

постепенно будут приближаться к условиям финансового рынка.

В-четвертых, практический опыт подтверждает, что даже при 10 — 20%

ипотечного кредитования в покупке жилья значительно увеличивается спрос на

жилье. Это приводит, в конечном итоге, к эффекту мультипликации налогов.

Возникающие дополнительные налоги превышают объем кредитования, вызвавший

такой доход бюджета.

В-пятых, поскольку ипотечное кредитование создает дополнительные

доходы бюджета, то они могут служить одним из источников финансирования

ипотечного кредитования вместе с внебюджетными источниками финансирования

жилья, которые имеются в каждом регионе и городе. Далее система становится

самодостаточной и может расширяться за счет других источников

финансирования, в том числе заемных средств финансовых институтов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.