Рефераты. Ипотечное кредитование и перспективы его развития в РФ

замкнутую, основанную на согласии участников системы получать процентный

доход по сбережениям на целевых счетах ниже рыночного при условии

получения возможности воспользоваться льготной ссудой. Привлечение ресурсов

на рынке капитала обычно осуществляется путем создания института вторичного

рынка. Его целью является приобретение выдаваемых банками ипотечных

кредитов либо рефинансирование этих кредитов каким-либо способом. Основой

замкнутой системы привлечения кредитных ресурсов является создание

замкнутого цикла, в котором средства граждан, накапливаемые на депозитных

счетах в специализированных сберегательных учреждениях в целях

приобретения жилья в будущем, направляются на финансирование выдачи

ипотечных кредитов заемщикам, готовым приобрести жилье в настоящий момент.

Замкнутый цикл представляет собой систему самофинансирования: средства

вкладчиков могут быть направлены только на выдачу ипотечных кредитов.

Данная схема жилищные контрактных сбережений широко используется в системах

жилищного финансирования Германии и Австрии в течение многих лет, где она

получила название «стройсбережений». Предложение ипотечных кредитов,

финансируемых за счет ресурсов открытого рынка, чутко реагирует на

конъюнктуру на финансовых рынках. Ухудшение условий заимствований

незамедлительно сказывается на увеличении процентных ставок по ипотечным

кредитам. Замкнутая (закрытая) система в гораздо меньшей степени зависит от

конъюнктуры на рынках.

Ипотечное кредитование оказывает значительное влияние на рынок

недвижимости. Развитие ипотечного кредитования, рост предложения ипотечных

кредитов, снижение процентных ставок значительно расширяют спрос на

недвижимость. Это в свою очередь может привести к повышению стоимости

недвижимости (при условии недостаточного предложения на рынке и временного

лагазапаздывания. Повышение стоимости недвижимости ведет к сокращению

спроса на жилье, однако, расширенное предложение ипотечных ссуд сглаживает

эту тенденцию.

С другой стороны, ухудшение условий заимствования, сокращение

предложения ипотечных ссуд снижает покупательную способность и спрос на

рынке недвижимости, что ведет к снижению цен на жилье и сокращению спроса

на ипотечные кредиты. Следует подчеркнуть, что описываемое взаимодействие

напрямую зависит от соотношения размеров обоих рынков и доли сделок на

рынке недвижимости, финансируемых с участием ипотечного кредита.

В результате рынок ипотечного кредитования по мере своего развития

начинает оказывать все большее влияние на конъюнктуру на рынке

недвижимости, при достижении определенных размеров оказывает ключевое

воздействие на рынок недвижимости (что мы наблюдаем в США, где 70-80%

приобретенной недвижимости осуществляются с помощью ипотечного кредита).

Из этого можно сделать вывод: чем более развита в национальной

экономике система ипотечного кредитования, чем большая доля сделок с

недвижимостью происходит с участием ипотечного кредита, тем больше рынок

недвижимости зависит от конъюнктуры на финансовых рынках, текущей стоимости

активов.

2.4. Мировой опыт ипотечного кредитования

Сравнение различных подходов к организации системы ипотечных кредитов

показывает, что основное различие в развитых странах в организации

ипотечного рынка заключается в формировании различных механизмов

привлечения ресурсов для выдачи ипотечных ссуд. Различными специалистами

высказываются разнообразные мнения по поводу формирования системы жилищного

ипотечного кредитования в России. Однако говорят о необходимости при

построении национальной системы ипотечного жилищного кредитования

использовать так называемую немецкую модель, основанную на целевых

сбережениях (надо отметить, не менее развитую в США – судо-сберегательные

ассоциации). Источниками кредитных средств выступают в основном счета до

востребования и срочные вклады как физических, так и юридических лиц.

Средства граждан, накапливаемые на депозитных счетах в специализированных

сберегательных учреждениях в целях приобретения жилья в будущем,

направляются на финансирование выдачи ипотечных кредитов заемщикам, готовым

приобрести жилье в настоящий момент. Другие специалисты высказывают мнение

о необходимости создания полноценного вторичного рынка закладных, когда

привлечение ресурсов осуществляется на рыке капитала, которое обычно

осуществляется путем создания института вторичного рынка. Его целью

является приобретение выдаваемых банками ипотечных кредитов, либо

рефинансирование этих кредитов каким-либо иным способом.

Таким образом, вопрос заключается в том, какая из этих систем –

жилищные контрактные сбережения или институты вторичного рынка – больше

подходят для развития в России с учетом специфических условий, сложившихся

в настоящее время в нашей стране.[24]

2.4.1. Американская модель ипотечного кредитования

Американская система обеспечения ипотеки дешевыми ресурсами опирается

на вторичный ипотечный рынок. В США он построен на базе трех ипотечных

агентств, основная задача которых выкуп у банков ипотечных кредитов и

выпуск на их основе собственных ценных бумаг.

Система эта начала формироваться в 1938 году, когда было создано

первое агентство Fannie Mae (Federal National Mortgage Association). Это

была государственная структура, предназначенная для выкупа на бюджетные

деньги ипотечных кредитов, предоставляемых малообеспеченным слоям населения

и гарантированных федеральным правительством. Масштабы деятельности

агентства долгое время были весьма скромными. К 1968 году объем портфеля

ипотечных кредитов Fannie Mae достиг всего 7 млрд долларов, что составляло

чуть более 2,5% всего ипотечного рынка.

В 1968-м Fannie Mae было разделено на две структуры - Ginnie Mae

(Government National Mortgage Association), сохранившую государственный

статус, и Fannie Mae, которое, как и созданная в 1970 году Freddie Mac

(Federal Home Loan Mortgage Corporation), получило статус подконтрольного

государству акционерного общества с правом выкупать все те же кредиты для

малообеспеченного населения. С 1974-го сфера деятельности Fannie Mae и

Freddie Mac была расширена - им было позволено покупать кредиты, величина

которых примерно на 40% превышает среднюю стоимость жилья.

Полугосударственный статус двух агентств сводится к регулированию их

деятельности правительством (5 из 18 членов совета директоров каждого

назначаются Белым домом) и к гарантированной возможности заимствовать в

случае необходимости до 2,25 млрд. долларов из казны. Кроме того, доход по

ценным бумагам агентств, так же как и доход по ценным бумагам американского

казначейства, освобожден от ряда налогов.

Американская схема минимизации процентных ставок по ипотечным кредитам

действует следующим образом. Банк выдает ипотечный кредит заемщику, то есть

перечисляет ему (а точнее, от его имени продавцу квартиры) свои средства в

обмен на обязательство в течение определенного срока ежемесячно переводить

в банк фиксированную сумму. Это обязательство заемщика обеспечено залогом

приобретаемого жилья.

Банк продает кредит одному из агентств, передавая при этом и

обязательства по обеспечению. Агентства немедленно возмещают банку

выплаченные средства и взамен просят переводить получаемые ежемесячные

выплаты за вычетом маржи банка в агентство.

Величину ежемесячных выплат, то есть ставку, по которой агентство

обязуется покупать ипотечные кредиты, устанавливает само агентство. Ставки

эти публикуются ежедневно и действительны в течение 60 дней. Таким образом,

начиная переговоры с клиентом, банк называет ему в качестве ставки по

кредиту ставку агентства и свою маржу. В течение 60 дней банк завершает

проверку клиента и жилья, выдает кредит, получает от агентства возмещение и

в дальнейшем действует как посредник, передавая деньги от заемщика

агентству и немножко оставляя себе.

Таким образом, в США ставки по ипотечным кредитам оказываются не

связанными ни со ставками по другим банковским кредитам, ни со стоимостью

депозитов. Единственное, что их определяет, это ставка, по которой

ипотечные кредиты покупаются агентствами.

Возникает вопрос, чем же определяется ставка агентств. До конца 60-х

годов источником их средств был бюджет, и следовательно ставки по ипотечным

кредитам определялись государством.

С 1970 года, когда Ginnie Mae выпустила на рынок первые обеспеченные

ипотечными кредитами ценные бумаги, ситуация изменилась. В США появился

третичный ипотечный рынок, который определяет теперь стоимость ипотечных

кредитов.

Все агентства, купив некоторое количество ипотечных кредитов у

коммерческих банков, собирают их в пулы и создают на основе каждого новую

ценную бумагу. Наиболее распространены ценные бумаги, обеспеченные ипотекой

(mortgage backed securities, MBS). Источником выплат по MBS являются

платежи заемщиков по ипотечным кредитам. Однако MBS это ценная бумага

агентства, и выплаты по ней гарантированы этой структурой, а не залогом

недвижимости. Агентства реализуют MBS на фондовом рынке и затем тоже

выступают как посредники, передавая инвестору, купившему ценную бумагу,

выплаты агентству от банка за вычетом своей маржи (последняя крайне мала и

не превышает 250 базисных пунктов).

Таким образом, ставка, по которой агентства покупают ипотечные

кредиты, зависит от той ставки доходности по ценным бумагам агентства, на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.