предоставить свердловским предпринимателям консультации по программам и
рассмотреть заявки на кредит. При соответствии бизнес-плана установленным
критериям кредит банком выдается в течение нескольких дней.
Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка малого бизнеса является
одним из важных приоритетных направлений разрабатываемых проектов
федеральной и многих областных программ государственной поддержки малого
предпринимательства на 1998-1999 гг.
При этом особое значение придается:
переориентации системы финансовой поддержки на активное привлечение
внебюджетных средств, в том числе путем использования залоговых и
гарантийных механизмов, долевого участия в реализации проектов субъектов
малого предпринимательства;
применению конкурсного отбора проектов для финансирования, созданию
информационно прозрачной системы прохождения проектов в сочетании с
ужесточением контроля и финансовой ответственности за нецелевое
использование государственных ресурсов:
квотированию распределения средств и дифференциации условий их
предоставления в зависимости от приоритетов и направлений Программы.
Дальнейшее развитие финансово-кредитной и инвестиционной системы
поддержки малого предпринимательства предполагает:
создание на базе объединений малых предприятий и элементов инфраструктуры
отраслевых и межрегиональных финансово-промышленных образований;
организацию взаимодействия объектов инфраструктуры финансовой поддержки
малого предпринимательства с другими участниками фондового рынка с целью
увеличения капитализации субъектов малого предпринимательства, повышения их
инвестиционной привлекательности:
развитие сотрудничества с коммерческими банками в рамках гарантийных
механизмов и схем совместного кредитования;
организацию взаимодействия с небанковскими инвесторами в реализации
проектов, ориентированных на малое предпринимательство (лизинг, фран
чайзинг и др.).
Для решения этих задач необходимо осуществить комплекс мероприятий, в
том числе; принять соответствующие нормативно-правовые акты; провести
аналитическую работу и научные исследования, связанные с финансовыми
проблемами субъектов малого предпринимательства, организовать обучение и
повышение квалификации оценщиков, инвестиционных консультантов и финансовых
менеджеров, продолжить создание объектов инфраструктуры финансово-кредитной
поддержки, организовать информационное обеспечение малых предприятий о
возможностях предоставления финансовой поддержки из различных источников,
пропагандировать опыт успешной реализации инвестиционных проектов развития
малых предприятий с использованием механизмов государственной поддержки,
обеспечить привлечение иностранных инвестиций и кредитов в сферу малого
предпринимательства.
Диаграмма 2
Структура заемщиков кредита ЕБРР
[pic]
В 1998 году Екатеринбургское представительство БРР осуществляет
Программу кредитования малого и среднего бизнеса с пятью свердловскими
банками-партнерами: Екатеринбургским банком Сбербанка РФ, ОАО
«Уралпромстройбанком», Уральским отделением «Мосбизнесбанка»,
Екатеринбургским филиалом «Инкомбанка», АКБ «Золото-Платина-Банком».
Текущий портфель ЕБРР по программам кредитования малого и среднего бизнеса
по состоянию на 1 января 1998 года составил 775 кредитов на общую сумму 9
млн. долларов. Размер кредита от 10 до 125 тыс. долларов на срок от 2 до 24
месяцев под 17-24% годовых в валюте.
Следует отметить, что 1987 год отличает наибольшая активность
иностранных инвесторов.
Таблица 5
Накопленные вложения стран-инвесторов в Российскую экономику на
01.01.98
|?????? |???????S |???? ® ???S? |??S©? ???. |???? ® ???S? |
| |??®S??????, |???S?S, % |??®S??????, |???S?S, % |
| |???. ™???. | |???. ???. | |
|1. ?¬? |5 240 094 |25,8 |1 702 827 |9,1 |
|2. ¨S?????? |3 185 986 |15,7 |588 681 |3,2 |
|3. ??™S????™? |2 992 597 |14,7 |1 409 427 |7,6 |
|4.?S???????????? |2 615 352 |12,9 |1 508 270 |8,1 |
|5. ?S?????? |1 750 382 |8,5 |1 446 998 |7,8 |
|6. ?????? |564 216 |2,8 |- |- |
|7. ???? |555 507 |2,7 |4 373 741 |23,5 |
|8. ?®????? |505 408 |2,5 |1 136 845 |6,1 |
|9. ¨S??? |372 402 |1,8 |- |- |
|10. ????S???S?? |268 729 |1,3 |1 788 026 |9,6 |
|11. ™?????? |266 337 |1,3 |- |- |
|12. ?S??©?? |261 663 |1,3 |- |- |
|13. ?????? |230 339 |1,1 |- |- |
|?????S |1 546 616 |7,6 |2 416 639 |13,0 |
Наиболее активными инвесторами средств в экономику России являются:
США, Швейцария, Нидерланды.
Таблица 6
Инвестиции в регионы РФ на 01.01.98
|?S©???? |???????S |???? ® |??S©? ???. |???? ® |
| |??®S??????, |???S? |??®S??????, |???S? |
| |???. ™???. |???S?S, % |???. ???. |???S?S,|
| | | | |% |
|1. ????®? |4006038 |46,1 |10375252 |73,6 |
|2. ?????-?S?S????© |671590 |7,7 |400762 |2,8 |
|3. ?????®???? ???. |659612 |7.6 |- |- |
|4.®??S????? ???. |381542 |4.4 |147699 |1.0 |
|5. ??©?™?????? ???. |225173 |2.6 |- |- |
|6. ?S???????? ???? |195540 |2.2 |- |- |
|7. ??????????? ???. |183534 |2.1 |- |- |
|8. ????????? ???. |166743 |1.9 |- |- |
|9. ??????®???? ???? |153708 |1.8 |- |- |
|10. ?S???????? ®???????? |152340 |1.8 |- |- |
|11. ??????™?????? ???? |139039 |1.6 |- |- |
|12. ?????????? ???? |121704 |1.4 |440435 |3.1 |
|13. ?S???©??™???? ???. |114758 |1.3 |347399 |2.5 |
|14. ???S©???™???? ???. |103414 |1.2 |173866 |1.2 |
|15. ?S?????? ???. |98366 |1.1 |- |- |
|16. ???©?©??™???? ???. |91588 |1.1 |- |- |
|?????S |1226460 |14.1 |783021 |5.6 |
Таким образом, иностранные инвестиции направляются главным образом в
регионы с развитой инфраструктурой, богатые природными ресурсами,
промышленно развитые, а также в регионы, расположенные близко к
потенциальным инвесторам. Половина прямых валютных вложений была направлена
в промышленность.
В промышленном секторе наиболее привлекательными для прямых
иностранных инвесторов являются пищевая и топливная отрасли (36% и 21%
валютных вложений соответственно). Деревообрабатывающая, целлюлозно-
бумажная промышленность, машиностроение и металлообработка, цветная
металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность занимают с 3-го по
аб6-ое место соответственно. Вложения в остальные отрасли составляют менее
2%.
Анализ зарубежных инвестиций показывает, что около 95% финансовых
кредитов приходится на предприятия, находящиеся на территории 10 регионов
(Москва, Самарская, Архангельская, Тюменская области, Красноярский край и
т.д.). Те же регионы, где отсутствуют предприятия сырьевых отраслей и
естественных монополистов, остаются для иностранного капитала пока
малопривлекательными.
Наиболее распространенной формой кредитования российский фирм
иностранными частными и тем более государственными финансовыми структурами
является кредитование под гарантии субъектов Федерации или местных органов
власти. Стремление получить такие гарантии в нынешней экономической
ситуации безусловно оправдано.
Заканчивая первую главу, следует подвести итог.
В развитых рыночных странах 60-70% населения занято в малом бизнесе,
который является демпфером между беднейшими слоями и олигархическим
капиталом.
В России и Свердловской области ситуация противоположная: 80% занятых
работают на крупных и средних предприятиях, а динамика развития малого
бизнеса за последние два года замедлилась. Причем, складывается
парадоксальное положение: усиливается декларирование поддержки и оценки
важной роли малого предпринимательства, включая самые высокие
государственные инстанции, а реальных механизмов и мер по предоставлению
свободы развития нет.
Из года в год повторяется одна и та же ошибка: вместо рекомендованного
Президентом РФ выделения средств на развитие малого предпринимательства в
размере 0,5% доходной части бюджета, фактически на эти цели направляется в
несколько раз меньше и вся политика в отношении населения сводится к
пособиям по безработице, социальной помощи неимущим, борьбе с бедностью
социалистическими методами.
Для ускоренного развития малого бизнеса необходимы определенные
условия. Прежде всего это - качественная и полная законодательная база. В
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18