Рефераты. Фьючерсный рынок в России

общий вес партии; дата перевешивания и дата взятия образцов.

Так же продавец должен послать покупателю через РП нотис. В каждом нотисе

сообщаются цена, дата контракта, время получения нотиса РП и время его

выдачи покупателю биржевого контракта. После предъявления нотиса в РП его

уже нельзя ни изъять, ни заменить без согласия покупателя или решения

арбитражного комитета. Все нотисы, прошедшие РП, в обязательном порядке

принимаются покупателями к исполнению. Затем получатель обязан в течение

определенного времени оплатить товар наличными в полном размере. При

внесении платежа в РП покупатель получает складское свидетельство -

документ, дающий право собственности на товар на определенном складе.

Продавец должен оплатить все расходы, соответствующие условиям поставки в

течение определенного периода времени с даты выставления нотиса.

2.2. Внебиржевой рынок.

Мировой опыт показывает, что биржевой и внебиржевой рынки имеют тесную

взаимосвязь, и любая фирма достигает финансового успеха только при успешном

маневрировании между этими рынками.

На Западе внебиржевой рынок носит название “уличного” рынка. Это менее

организованный рынок, однако и на нем сделки совершаются в рамках

организованных институтов, таких как фондовые магазины, электронные сети и

другие.

Стандартный характер условий контрактов на бирже может оказаться

неудобным для контрагентов. Например, им требуется поставка некоторого

товара в ином количестве, в ином месте и в другое время, чем это

предусматривается фьючерсным контрактом на данный товар. Кроме того, на

бирже может вообще отсутствовать фьючерсный контракт на актив, в котором

заинтересованы контрагенты. В этом смысле внебиржевой рынок предоставляет

своим участникам больше возможностей по заключению нестандартных с точки

зрения биржевой торговли контрактов: на свободном рынке допускается любой

размер фьючерсного контракта, а также внебиржевой рынок позволяет включать

в контракты любые дополнительные условия.

Одна из основных проблем внебиржевого рынка связана с обеспечением

гарантий платежей. Как правило, менее всего этим недостатком страдает

межбанковский рынок, однако серьезные проблемы могут возникнуть при

вовлечении в сделки небанковских структур. Выход может быть найден в

использовании биржевого механизма при получении гарантий по сделкам, т.к.

этот механизм предусматривает создание страхового фонда и допускает

возможность участия в сделках как банков, так и других юридических лиц.

Внебиржевой рынок свободен от каких-либо стандартов и ограничений за

исключением тех, которые касаются общих норм и правил, установленных

федеральными органами на сделки с ценными бумагами и работу брокерско-

дилерских фирм.

Технология проведения фьючерсных сделок на внебиржевом рынке заключается

в следующем. Специальная категория брокерских контор занимается поиском и

сведением клиентов, желающих покупать или продавать фьючерсные контракты.

После того, как брокеры добиваются соответствующей договоренности между

сторонами, в дело включается четвертое лицо - фирма индоссант, которая

берет на себя гарантии по выполнению сторонами своих обязательств. Функции

индоссанта состоят в том, чтобы получить от участников гарантийные депозиты

и провести взаиморасчеты между сторонами, как в случае выполнения

участниками своих обязательств, так и в случае их невыполнения. В биржевой

торговле роль индоссанта играет Расчетная палата.

В качестве основных “слабых мест” свободного рынка фьючерсных контрактов

в сравнении с биржевым следует отметить более высокий уровень комиссионных

затрат (в 1,5 - 2,0 раза выше); ограниченный вторичный рынок, предложения

делаются через газетные объявления; отсутствие стандартизации и низкая

ликвидность контрактов; менее надежная система гарантий исполнения

контрактов.

3. Участники рынка срочных контрактов.

Рынок фьючерсных контрактов привлекает множество участников, которые по

своим целям делятся на хеджеров и спекулянтов.

3.1. Хеджеры.

Хеджеры в экономическом плане являются основными участниками рынка

фьючерсных контрактов. Сфера их деятельности лежит в области материального

производства на рынке наличного товара - это производители, переработчики,

торговцы и т.д. В эпоху инфляции значительные интервалы времени,

необходимые для реализации их уставной деятельности, обуславливают

потребность в большом количестве денежных ресурсов, которые без принятия

компенсирующих мер быстро обесцениваются. Кроме того, возникает потребность

в осуществлении планирования затрат на сырье и т.п. на будущие периоды с

целью определения и согласования с потребителями цен на поставку продукции.

С другой стороны, потребители, заинтересованные в получении товаров,

вынуждены искать пути защиты своих сбережений, чтобы быть в состоянии

приобрести необходимые активы.

Таким образом, хеджеры используют рынок фьючерсных контрактов для того,

чтобы застраховать себя от риска, связанного с колебаниями цен. Он

позволяет производителям и потребителям избежать или уменьшить ценовой риск

реализации или приобретения товаров, экспортерам и импортерам - риск

изменения валютных курсов, владельцам финансовых активов - риск падения их

курсовой стоимости, заемщикам и кредиторам - риск изменения процентных

ставок.

С целью избежания этих рисков хеджеры могут осуществить покупку или

продажу контрактов на фьючерсном рынке. Такая тактика называется

хеджированием.

Хеджирование - это способ получения прибыли в процессе биржевой

фьючерсной торговли, основывающийся на различиях в динамике цен реальных

товаров и цен фьючерсных контрактов на этот же товар.

Техника хеджирования состоит в следующем.

Продавец наличного товара, стремясь застраховать себя от предполагаемого

снижения цены, продает на бирже фьючерсный контракт на данный товар

(хеджирование продажей). В случае снижения цен он выкупает фьючерсный

контракт, цена на который тоже упала, и получает прибыль на фьючерсном

рынке за счет начисления положительной маржи, которая должна компенсировать

недополученную им выручку на рынке реального товара.

Условный пример 1.

| |цена на 1 |цена на 1 |выручка от проведения |

| |января |апреля |операций по состоянию на|

| | | |1 апреля |

| | | | |

|Рынок реального |100 |80 |80 |

|товара | | | |

|Фьючерсный рынок |120 |100 |20 |

|(1 января - продажа | | |(120 - 100) |

|контракта; 1 апреля- | | | |

|покупка | | | |

|Выручка - всего | | |80+20 = 100 |

Допустим, в январе директор текстильной фабрики планирует через 3 месяца

(в апреле) продать большую партию пряжи. Он планирует продать 1 кг этой

пряжи по цене 100 тысяч рублей; однако он опасается, что цена через 3

месяца упадет, поэтому 1 января он продает на фьючерсном рынке фьючерсный

контракт по цене 120 тысяч рублей со сроком исполнения 1 апреля. Через три

месяца (1 апреля) его опасения оправдались и цена на пряжу на реальном

рынке упала до 80 тысяч рублей за килограмм; аналогичное падение цен

произошло и на фьючерсном рынке. Вследствие падения цен на фьючерсном рынке

была получена прибыль в размере 20 тысяч рублей. В конечном итоге он

получил от продажи пряжи (80 тысяч рублей) и от фьючерсного рынка (20 тысяч

рублей) ту сумму выручки, которую он рассчитывал получить по состоянию на 1

января (100 тысяч рублей).

Покупатель наличного товара заинтересован в том, чтобы не потерпеть

убытки от повышения цен на товар. Поэтому, полагая, что цены будут расти,

он покупает фьючерсный контракт на данный товар (хеджирование покупкой). В

случае, если тенденция угадана верно, покупатель продает свой фьючерсный

контракт, цена которого тоже возросла в связи с ростом цен на рынке

реального товара, и тем самым компенсирует свои дополнительные расходы по

покупке наличного товара.

Условный пример 2.

| |цена на |цена на|затраты на|выручка от |затраты |

| |1 января|1 июля |рынке |операций на |покупателя |

| | | |реального |фьючерсном |за счет |

| | | |товара |рынке |собственных |

| | | | | |средств |

| | | | | | |

|Рынок реального| | | | | |

|товара |500 |600 |600 |- |- |

| | | | | | |

|Фьючерсный |510 |610 |- |100 |- |

|рынок | | | |(610- 510) | |

|Затраты-всего | | | | |500 |

| | | | | |(600-100) |

| | | | | | |

Допустим, в январе руководство текстильной фабрики решило в период летних

отпусков (в июле) заменить устаревшее оборудование на более современное

зарубежное. За полгода (с января по июль) стоимость оборудования может

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.