процентов на имеющуюся у Системы валюту, а также от процентов по ссудам
депозитным учреждениям.
Большинство стран сегодня имеют центральные банки, функции которых в
целом схожи с функциями Федеральной резервной системы. Каждый из них
проводит свою национальную и финансовую политику, хотя, конечно в
зависимости от исторических, экономических и политических обстоятельств, их
специфические обязанности могут отличаться друг от друга, равно как и их
роль и степень независимости внутри правительства.
Банк Франции
Во Франции процесс образования Центрального банка проходил следующим
образом. С начала, во Франции первым банком, учрежденным в 1716 г.
шотландцем Джоном Ло, был Банк Женераль, который в 1718 г. был переименован
в Королевский банк и национализирован. Акции были реализованы на ј
наличными и на ѕ государственными долговыми обязательствами. Затем в
результате сильного падения курса акций Королевский банк “пошел с молотка”.
В начале XIX столетия была предпринята новая попытка создать Центральный
банк Франции. По решению первого консула Наполеона Бонапарта в 1800 г. был
образован Банк Франции как акционерный и частный банк. С 1806 г. он получил
исключительное право на выпуск банкнот, а с 1848 г., подчинив себе
провинциальные банки, стал единственным эмиссионным банком Франции. После
Второй мировой войны в 1945 г. Банк Франции был национализирован. Во всех
важнейших пунктах Франции он имеет филиалы, бюро и отделы.
В центре кредитной системы Франции находится Банк Франции, созданный
в 1800 году в форме акционерного общества с капиталом 30 млн. франков.
Через 145 лет после своего образования он становится центральным
государственным банком страны.
Банк Франции имеет право принимать регламенты и вырабатывать нормы
профессиональной деятельности.
Банк Франции уполномочен давать заключения по всем вопросам кредитной
политики. Он участвует в подготовке и проведении мероприятий,
осуществляемых в этой области на основе постановлений правительства.
Банк Франции в настоящее время превратился из банка, обслуживающего
кредитные учреждения и частных лиц, в «банк банков». Главными его клиентами
являются банки и государство. Несмотря на это, законодательство не
исключает предоставления кредитов частным лицам. Однако всего несколько
Предпринимателей, имеющих с давних пор счета в этом банке, продолжают
пользоваться его услугами.
Для современной организации Банк Франции характерна централизация
всей административной власти в руках управляющего. Он и оба его заместителя
назначаются декретом Совета Министров. Управляющий приносит присягу
Президенту республики. По мере необходимости, но не реже одного раза в год,
управляющий представляет президенту отчет об операциях Банка Франции.
Управляющий представляет банк во внешних отношениях и пользуется
исключительным правом подписания договоров и соглашений от имени Банк
Франции. Управляющий председательствует в Генеральном совете банка и
определяет его повестку дня. В Генеральный совет, кроме управляющего и его
заместителей, входят 10 советников, обязательно имеющих французское
гражданство, а также финансовый инспектор и его заместитель, назначаемые
министром экономики, финансов и бюджета. 9 советников назначаются декретом
Совета Министров, а один ( избирается служащими банка на основе тайного
голосования.
В компетенцию Генерального совета входит: рассмотрение общих вопросов
управления банка, принятие бюджета и внесение в него изменений, утверждение
балансового бухгалтерского отчета и другие функции.
Решение Генерального совета считается принятым, если за него
проголосовали не менее 7 членов. Оно окончательно вступает в силу, если
финансовый инспектор не приносит свои возражения. В противном случае
управляющий вновь ставит вопрос на обсуждение. Ни одно решение Генерального
совета не подлежит исполнению, если оно не скреплено подписью управляющего.
Изложенные выше процедура назначения, порядок деятельности и
подотчетность основных органов Центрального банка свидетельствуют об
определенной зависимости Банк Франции от исполнительной власти.
В соответствии с Законом от 3 января 1973 года Банк Франции
осуществляет контроль за банковскими операциями с заграницей. Детальную
регламентацию этот контроль получил в декрете № 89-938 от 29 декабря 1989
года. Физические и юридические лица, в чьих интересах выполняются
банковские операции, а также сами кредитные учреждения должны ежемесячно
представлять декларации о проводимых операциях (в частности, об оплате
счетов, зачете обязательных требований и долгов, валютном обмене) на основе
прямых связей с заграницей.
Предприятия и промышленные объединения, у которых размер расчетных
операций с иностранными партнерами превышает за финансовый год размер,
установленный постановлением министра экономики, финансов и бюджета, должны
немедленно поставить в известность об этом Банк Франции и направить отчет о
проведенных операциях.
Физические и юридические лица, пользующиеся обычным режимом
местопребывания во Франции и имеющие ссуды из иностранных банков, обязаны
ежемесячно представлять информацию в Центральный банк о ходе их погашения.
Банк Франции получил право на эмиссию денежных знаков в 1838 году.
Сначала устанавливались сроки эмиссионного права, а с 1945 года это право
стало бессрочным. Банк Франции ( единственный банк страны, уполномоченный
выпускать денежные знаки, являющиеся законными. Банк Франции выпускает
деньги в обращение через Казначейство и кредитные учреждения, преобразуя в
наличные созданные этими учреждениями «записанные на счета центрального
банка деньги» в форме вкладов.
Для заморских территорий и департаментов денежные знаки вводятся их
эмиссионными институтами, которые действуют как банки ( корреспонденты Банк
Франции.
В отличие от ряда других стран, где печатание денег отдано в частный
сектор, Банк Франции печатает денежные купюры на подчиненных ему
предприятиях.
Ежегодно Банк Франции эмитирует свыше 600 млн. купюр и приблизительно
такое же количество он изымает из обращения.
Центральный банк по традиции является хранителем золото-валютных
резервов. В настоящее время официальный золотой запас выполняет роль
резервного актива и своего рода гаранта в международных расчетах.
На фонд стабилизации валют возложена задача наблюдения за курсом
франка и поддержания, с помощью различных операций, на валютном рынке
определенного соотношения иностранной и национальной валюты.
Основными методами денежно-кредитного регулирования экономики Франции
со стороны ЦБ являются:
. учетные операции;
. операции на открытом рынке;
. изменение норм обязательных резервов кредитных учреждений в
центральном банке;
. контроль за кредитами.
Центральный банк принимает участие в эмиссии казначейских бон,
облигаций и иных ценных бумаг. Боны ( краткосрочные долговые обязательства
казначейства. Они выпускаются на срок не более 5 лет. Боны могут быть двух
видов: в купюрах и по текущему счету. Боны в купюрах размещаются среди
населения. Боны по текущему счету распространяются среди кредитных
учреждений. Эти боны не материализованы в определенные купюры, а
представляют собой соответствующие суммы, записываемые на счета кредитных
учреждений.
С 1985 года эмитируются также облигации казначейства. Они выпускаются
на срок от 7 до 25 лет и вместе с бонами являются основными формами займов,
предпринимаемых государством для покрытия своих расходов.
Однако, если распространения бон и облигаций оказывается
недостаточным для получения необходимых денежных средств, казначейство
может прибегнуть к прямым кредитам центрального банка. Кредиты бывают
следующих двух видов:
1. Постоянный беспроцентный заем государству, являющийся как бы возмещением
за предоставление Банк Франции монопольного права эмиссии денежных
знаков.
2. Временные ссуды, которые выдаются в пределах строго установленной суммы,
на основе соответствующего соглашения между управляющим Банк де Франс и
Министром экономики, финансов и бюджета.
Банк Японии
Банк Японии был создан в 1882 году. По своему статусу он не
административный орган, а акционерная компания, 55% его капитала
принадлежит правительству. С точки зрения правительства Японии, Центральный
банк страны – лишь одно из средств управления экономикой государства. С его
помощью осуществляется кредитно-денежная политика, а основной функцией
является поддержание стабильных цен и финансового рынка.
Структура ЦБ Японии изображена на рисунке.
Политический совет состоит из 9 членов. Это 6 назначенных рядовых
члена совета, Председатель и 2 его заместителя.
В полномочия политического совета входят:
. Определение учетной ставки процента,
. Изменение процентной ставки по ссудам,
. Изменение или аннулирование нормы обязательных банковских
резервов,
. Определение стратегической линии контроля над денежным рынком.
Применяемые меры контроля – в основном операции на открытых
рынках.
. Принятие решений по вопросам валютного контроля,
. Определение объектов проверки и принятие решения р сроках ее
проведения,
. Создание, перенос и роспуск отделений, офисов и почих объектов
внутренней структуры Банка.
Решения Политического совета осуществляются чиновниками-исполнителями.
Центральный Банк России
Деятельность Центрального Банка РФ (ЦБР) регулируется Федеральным
законом “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, который
был принят Государственной Думой 02 декабря 1990 г.
В законе зафиксировано, что имущество Банка находится в собственности
государства, и в своей деятельности он подотчетен законодательным и
исполнительным органам государственной власти.
Наряду с этим Банк представляет собой юридическое лицо,
самостоятельно выполняет свои функции и в текущей деятельности не зависим
от органов государственного управления экономикой.
Банк России образует единую централизованную систему с
вертикальной структурой управления.
В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные
учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые
учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и
организации, в том числе подразделения безопасности и Российское
объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности банка .
Высшим органом Банка России является Совет директоров -
коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка
России и осуществляющий руководство и управление Банком России.
Основными целями деятельности Банка России являются:
- защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе
его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
- развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования
системы расчетов.
Основными задачами ЦБР являются регулирование денежного обращения,
проведение единой денежно - кредитной политики, защита интересов
вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других
кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической
деятельности.
Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
Банк России выполняет следующие функции:
1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации
разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную
политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их
обращение;
3) является кредитором последней инстанции для кредитных
организаций, организует систему рефинансирования;
4) устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;
5) устанавливает правила проведения банковских операций,
бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
6) осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций;
выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций,
занимающихся их аудитом;
7) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
8) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в
соответствии с федеральными законами;
9) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства
Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для
выполнения основных задач Банка России;
10) осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и
продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с
иностранными государствами;
11) организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно,
так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
12) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса
Российской Федерации и организует составление платежного баланса
13) в целях осуществления указанных функций проводит анализ и
прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по
регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых
отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные;
Для реализации возложенных на него функций ЦБР участвует в
разработке экономической политики Правительства Российской Федерации.
Банк России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика
выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного
долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и
приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.
В феврале этого года Государственная Дума пыталась принять во втором
чтении новую редакцию закона о ЦБ. В итоге думские комитеты по бюджету и по
кредитным организациям смягчили поправки в закон, по законопроекту ЦБ
перестал быть органом государственной власти, а от Национального
банковского совета (НБС) полномочия переходят совету директоров. НБС
утратил право утверждать основные направления и смету ЦБ. Их он будет
только рассматривать. НБС отдали только утверждение расходов на зарплату,
пенсионное страхование, на капвложения и административно-хозяйственную
деятельность. Но и после этого окончательно утверждать смету будет Совет
директоров. НБС будет назначать главного аудитора ЦБ, утверждать правила
бухучета и отчетности для ЦБ, решать вопросы, связанные с участием ЦБ в
капиталах других организаций. Главной задачей ЦБ по-прежнему остается
проведение самостоятельной курсовой политики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Значение банков как важнейшего звена в экономике существенно возросло
после Второй мировой войны. Усиление концентрации и централизации капитала
банков укрепило их позиции, а стремление увеличить размеры получаемой
прибыли определило развитие диверсификации и универсализации банковской
деятельности, привело к расширению международных операций, образованию
новых межбанковских объединений как на национальном, так и на
интернациональном уровне.
Законодательство Российской Федерации в настоящее время достаточно
полно отражает те правомочия и функции, которые должен иметь Банк России,
однако в свете анализа структуры построения и правомочий ЦБ развитых
иностранных государств можно выделить дополнительные мероприятия для
продолжения усовершенствования банковской системы России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Блиндер А. Теория и практика функционирования центральных банков //
Банковское дело. 2000. №12.
2. Гусейнов М. Центральный банк Японии // Финансовый бизнес. 2001. №1.
3. Алпатов С.Б., Антипова О.Н., Ушаков В.А. Реформа системы Немецкого
Федерального банка // Банковское дело. 2000. №11.
4. Федоров Б.Г. Центральные банки и денежно-кредитное регулирование в
развитых капиталистических государствах // Деньги и кредит. 1990. № 4.
5. Общая теория денег и кредита: Учебник для вузов/ под ред. проф. Е. Ф.
Жукова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
6. Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России)».
-----------------------
Банки – члены ФРС
Федеральный конституционный совет
Федеральный комитет открытого рынка
Совет Управляющих
Кливленд
Миннеаполис
Чикаго
Сент-Луис
Канзас-Сити
Сан-Франциско
Даллас
Атланта
Ричмонд
Филадельфия
Бостон
Нью-Йорк
Федеральные резервные банки в городах
Члены Политического совета (9)
Рядовые члены Совета (6)
Председатель ЦБ (1)
Зам. председателя (2)
Исполнительные директора (3)
Советники (8)
Исполнительные аудиторы (2)
Страницы: 1, 2, 3, 4