Рефераты. Финансовый анализ в коммерческих банках

составило 11374 млн. рублей, в том числе, в IV квартале - 11307 млн.

рублей. То есть совокупная прибыль, полученная за 1996 год на 99,4 %

состоит из прибыли IV квартала. Темпы роста доходов опережали темпы роста

расходов банка (646,7 и 619,2). При этом разрыв между ними составляет 27,5

% за год и 27 % в IV квартале. Это привело к увеличению прибыли банка - в

10 раз за 1996 год, в том числе в IV квартале - в 3,3 раза.

Показатели прибыльности

Показатели прибыльности работы банка представлены в таблице

| | | | | | |

|Коэффициенты |I |II |III |IV |Год |

| |квартал|квартал|квартал|квартал| |

|К1=П/К (прибыльность | | | | | |

|капитала, показывает |5,4% |-58,3% |33,6% |34% |55,8% |

|работу банка с точки | | | | | |

|зрения пайщиков) | | | | | |

|К2=П/А (прибыльность | | | | | |

|активов) |0,7% |-2,6% |1,5% |5,7% |7,0% |

|К3=А/К (достаточность | | | | | |

|капитала, “LEVERIGE”) |8 р. |22,8 р.|21,7р. |6р. |10,3р. |

|К4=Д/А (эффективность | | | | | |

|размещения, возможность|15,8% |12,8% |12,0% |19,9% |65,2% |

|создавать доход) | | | | | |

|К5=П/Д=(Д-Р-Н)/Д | | | | | |

|(способность банка |4,3% |-12,8% |12,9% |22,2% |8,3% |

|контролировать свои | | | | | |

|расходы) | | | | | |

Расчеты произведены по формулам, на основании данных, представленных в

приложениях.

Наиболее высокие показатели прибыльности наблюдались в IV квартале; в

среднем в 2 раза выше, чем в III квартале. Так, прибыльность капитала в IV

квартале составила 34,0 % (против 5,4 % в I квартале и 33,6 % в III

квартале). Несмотря на высокую способность активов создавать доход (К4)

19,9 % в IV квартале и 65,2 % за год, прибыльность активов (К2) остаётся

на относительно низком уровне - 5,7 % и 7,0 % соответственно, хотя и

несколько выше, чем в предшествующем периоде. Средняя доходность всех

активов (К4) является достаточно высокой и характеризуется определенной

стабильностью на протяжении года несмотря на снижение ставки

рефинансирования. Кроме того, средние процентные ставки по размещению

ресурсов, имея тенденцию к снижению, меняются в незначительном диапазоне.

Обобщающие показатели доходности

Известно, что численность работников банка изменялась следующим образом:

. 1 квартал 612

. 2 квартал 660

. 3 квартал 720

. 4 квартал 804

. среднесписочная за год 876

Тогда можно привести следующий расчет:

|Показатели |Формула|Ед. |I |II |III |IV |Год |

| | |изм. |кварт. |кварт. |кварт. |кварт. | |

|Средняя | | |18412/6|20786/6|26568/7|39988/8|105153/|

|величина |Д/Чр |млн.р|12 = 30|60 = |20 = 37|04 = 49|873 = |

|дохода на | |. | |31 | | |120 |

|1-го | |изм. |95,5 |104,7 |117,2 |132.4 |- |

|работника | |% | | | | | |

|Средняя | | |17625/6|24928/6|23146/7|28080/8|93779/8|

|величина |Р/Чр |млн.р|12 = 29|60 = 38|20 = 32|04 = |73 = |

|расхода на | |. | | | |34,9 |107 |

|1-го | |изм. |98,2 |131,1 |85,1 |109.1 |- |

|работника | |% | | | | | |

|Эффективност| | |787/612|-4142/6|3422/72|11308/8|11374/8|

|ь работы |П/Чр |млн.р|= |60= |0= |04= |73= |

|банка в | |. |1,3 |-6,3 |4,8 |14,1 |13,0 |

|целом | | | | | | | |

|Прибыльность| | |787/145|-4142/7|3422/10|11308/3|11374/3|

|капитала |П/К |% |08= 5,4|001= |176= |3360= |7979= |

| | | | |-59,2 |33,6 |34 |30 |

|Соотношение | | |787/117|-4142/2|3422/23|11308/2|11374/9|

|прибыли и |П/Р |% |625= |4928= |146= |8080= |3779= |

|расходов | | |4,5 |-16,7 |14,8 |40,3 |12,1 |

|банка | | | | | | | |

Из приведённых в таблице данных видно, что средний доход в расчете на 1

человека постоянно растет (с 30 в первом квартале, до 49 млн. рублей - в

четвёртом) и составляет в среднем 36,8 млн. рублей. Наибольший размер

дохода был создан в IV квартале - 49 млн. рублей. В то же время расходы в

расчете на 1 работника банка сокращаются: с 38 млн. рублей до 32 млн.

рубле, что и обуславливает повышение эффективности работы банка: с 1,2 % до

14,1 %, и прибыльности капитала: с 5,4 % до 34,0 %.

Данные расчетов свидетельствуют о том, что несмотря на проблемы, с которыми

банк столкнулся во II квартале, финансовый год удалось закончить с

прибылью, добившись тем самым выравнивания годовых показателей доходности и

прибыльности.

Тем не менее, проведённый анализ свидетельствует о нестабильности положения

банка. Это подтверждает анализ структуры баланса (пропорция между активами,

приносящими доход, и неработающими активами имеет тенденцию в сторону

увеличения последних); увеличивается доля просроченной задолженности;

большое количество кредитных договоров постоянно пролонгируется, что

говорит о заложенном кредитном риске: по предписаниям ЦБ такие кредиты,

скорее всего, придётся вынести на просроченную задолженность; нет контроля

за поступлением процентов по кредитным договорам: об этом свидетельствует

резкое возрастание доходности в IV квартале, в то время как в течении года

были убыточные кварталы; слабая диверсификация: более 90 % процентов

доходов составляют доходы от кредитования предприятий и организаций.

Руководством банка, по результатам проведённого анализа, должны быть

приняты меры к повышению управляемости банка (снижению стихийности в

работе). Полученные результаты отчасти могут быть объяснены проблемами

роста.

Проведённый анализ нельзя считать полным - это всего лишь попытка

проанализировать финансовое состояние банка в трёх ракурсах: по методикам

ЦБ, рейтинговая оценка, внутренний анализ. Не смотря на различные подходы к

анализу текущего финансового состояния: Инструкция № 1, рейтинговая оценка,

внутренний анализ, практически не уделено внимания анализу качества

менеджмента, так как в российской банковской практике не наработан

необходимый методологический аппарат. Теория и практика анализа финансового

состояния коммерческого банка в России не универсальна, нет единого подхода

к расчету и работе с однотипными характеристиками: в Инструкции № 1 и

рейтинговой оценке надёжности банка используются некоторые однотипные

характеристики финансового состояния банка (капитал, активы рисковые,

обязательства до востребования и т.п.), значения которых не совпадают, и,

соответственно, не совпадают значения коэффициентов, рассчитанных на

основе данных величин, как следствие - различна оценка надёжности того или

иного коммерческого банка. При “подключении” международных стандартов

учета, расчетные показатели существенно ухудшаются, что лишний раз

свидетельствует о несовершенстве действующей в настоящее время системы

учета.

В третьей главе настоящей работы автор попытается привести расчет

финансового состояния Условного коммерческого банка с использованием

зарубежного (американского) опыта.

Глава № 3 Создание единой системы оценки финансового состояния

коммерческого банка

1. Недостатки российских методов оценки финансового состояния коммерческого

банка

В последнее время актуализируется проблема дистанционного анализа

финансового состояния банка с целью повышения ликвидности банковской

системы.

К средствам банковского надзора относятся анализ на месте, в банке и

внешнее наблюдение за ним (т.н. дистанционный анализ)

Видимо, банкиры разуверились в достоверности дистанционного анализа без

дополнительной информации о качестве активов, стабильности депозитов и т.п.

и желали бы иметь возможность, не изобретая велосипеда, ознакомится с

данными банков по формам отчетности международных стандартов.

Всё чаще слышны мнения о том, что “системы оценок”, построенные на расчете

коэффициентов по данным исключительно баланса без анализа внутреннего

качества счетов, могут давать большую долю погрешности, а баланс в виде

остатков по счетам не позволяет адекватно оценить качество активов и

обязательств банка. Одним из направлений возможного решения проблем может

стать адаптация международных стандартов учета и отчетности к российской

практике.

Возможные пути решения проблемы банкиры пытаются найти в объединении

информационно-аналитической работы, создании открытых аналитических данных,

которые можно было бы использовать в надёжной повседневной банковской

практике. Состоялось совещание 25 представителей ведущих столичных банков,

на котором обсуждались возможности реализации мероприятий, имеющих в

результате прикладной характер: повышение прозрачности банковской системы

России.

Поскольку основной целью банковского надзора (а, следовательно, и анализа)

является поддержание безопасности и надёжности банковской системы и попытке

сделать её “прозрачной” для потребителей банковских услуг, основное

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.