Рефераты. Факторинг

кредитов.

Особое место занимает расширение набора услуг в сфере международного

факторинга. Выход на международный рынок новых российских предприятий –

экспортеров усилит конкуренцию, особенно неценовую, приведет к повышению

удельного веса экспорта на условиях открытого счета и отсюда к расширению

потребности в его факторинговом обслуживании.

Развитие факторинговых операций в России началось с внешнеторговой

сферы, т.е. также как и в странах Восточной Европы. В отличие от стран

Запада в России основными потребителями факторинговых услуг выступали

крупные фирмы, действующие в сфере внешнеэкономических связей.

Сначала дело двигалось медленно, позитивные сдвиги появились после

вступления российских банков в международные объединения факторов. Банки

получили возможность осуществлять косвенный факторинг (с привлечением

факторинговой компании в стране импортера, принимающей на себя

ответственность за оплату товарных документов импортером). В то же время

предоставление факторинговых услуг без права регресса российскими банками

отечественным экспортерам сегодня по-прежнему невозможно из-за валютного

контроля, в соответствии с которым уполномоченный банк не должен нести

ответственность за недопоступление экспортной выручки. В факторинговых же

операциях внутри страны финансирование поставщика без права регресса может

осуществлять без проблем.

Крупные российские банки – «Менатеп», «Онексимбанк», «Мосбизнесбанк»,

«Альфа-банк», «Российский кредит», «ММБ» - создали в 1992-1995 гг., в своих

структурах специализированные факторинговые подразделения. При проведении

операций в сфере международного факторинга, российские банки основывались

на положениях «Кодекса международных факторинговых обычаев».

Имелись надежды, что наиболее быстро в России будет развиваться

экспортный факторинг компаний в целях лучшего финансирования российского

экспорта. Факторинговое обслуживание было призвано помочь российским

экспортерам интенсивнее осваивать зарубежные рынки сбыта их продукции, а

импортерам – увеличить закупки товаров у зарубежных поставщиков.

Преимущества, которые дает экспортеру факторинг, позволяли оптимистически

оценивать его роль для российских предприятий, вывозящих свою продукцию за

границу, поскольку экспортер сразу получает основную часть выручки за

отгруженный импортеру товар и немедленно может пустить ее в оборот. Кроме

того, факторинговая фирма (факторинговый отдел банка) информирует

поставщика о финансовом положении потенциального импортера.

Все это позволяет экспортеру, не рискуя, увеличить выпуск продукции

под запросы конкретного покупателя. Можно было учесть и то, что если на

первых этапах проведения факторинговых операций необходимы гарантии, то в

дальнейшем их применение становится необязательным.

К сожалению, к настоящему времени после «дефолта» у нас факторинг

практически не используется. Главными причинами отказа в России от

прогрессивной и весьма привлекательной и эффективной для экспорта такой

формы косвенного кредитования как факторинг были:

- отсутствие необходимой банковской инфраструктуры по территории РФ;

- необходимость использования факторинга, прежде всего для средних и

мелких компаний, доля которых в экспорте составляет не более 5-7% и отказ

большинства коммерческих банков налаживать с ними на такой почве деловые

взаимоотношения;

- отсутствие необходимой правовой базы;

- недостаток профессионального опыта по работе с факторинговыми

операциями у коммерческих банков и экспортных компаний.

Главной причиной негативного восприятия факторинга в отечественной

внешней торговле было непонимание его сути как со стороны факторинговых

компаний, так и клиентов, сложившаяся ментальность в оценке экономической

эффективности объемов и направлений экспортных сделок.

Внедрение факторинга в механизм регулирования экспорта в России

позволяет не только увеличить его объемы за счет привлечения

дополнительного количества экспортных компаний, но и повысить валютную и

экономическую эффективность экспорта порядка на 7-9% за счет ускорения

оборачиваемости финансовых средств. В свою очередь повысятся отчисления в

доходную часть государственного бюджета, что позитивно отразится на

экономическом положении Российской Федерации в целом.

Этот оптимизм подтверждается тем, что ряд банков накопил положительный

опыт факторинговых операций, прежде всего в сфере международных

экономических отношений. Так, до августа 1998 года российские коммерческие

банки применяли широко операции международного факторинга, как фактор

экспортера (поставщика), так и фактор импортера (покупателя).

Российские банки принимали на себя обязанности и фактора экспортера. В

этом случае сумма процентов за обслуживание определяется аналогично

стоимости предоставления краткосрочных валютных кредитов и связана с

размером продаж, количеством клиентов у экспортера, объема счетов-фактур,

зависит от финансового положения партнеров, характера сделок и т.д.

Факторинг интересен экспортерам тем, что он позволяет ускорить

оборачиваемость денежных ресурсов во внешнеторговых связях. Импортеры же

получают возможность согласования с экспортерами приемлемых для них сроков

отсрочки платежа. Около 10% опрошенных российских банков имели в числе

предлагаемых клиентуре услуг факторинговые операции. Лишь 3% российских

банков проводят форфейтинговые операции.

Заинтересованность российского бизнеса в факторинге легко объясним,

поскольку в послевоенной Европе данный финансовый инструмент стал одним из

рычагов, обеспечивающих выход европейской экономике из кризиса. Аналитики

прогнозируют сейчас ускоренное развитие факторинговых услуг в России.

Вместе с тем нередки случаи, когда отечественные банки стремились

раскручивать факторинг, не представляя, как следует, какие функции он

выполняет, как его применять и в каких случаях он нужен.

Заключение.

Итак, можно констатировать следующее:

1. Практическое использование факторинга должно происходить на основе

анализа специфики современного этапа развития нашей экономики, находящейся

в переходной к цивилизованному рынку стадии, и учета в полной мере ее

особенностей.

2. Внедрение факторинга будет эффективно лишь на основе активного

использования всего положительного, накопленного мировой практикой

внедрения факторинга с учетом в максимальной степени особенностей

сегодняшних российских реалий.

3. Основные потенциалы факторинг ныне имеет у нас в сфере внешней торговли,

особенно в экспортных операциях.

4. Во внутреннем факторинге наибольшие перспективы в качестве его объектов

имеют вновь создающиеся предприятия, фирмы малого и среднего бизнеса.

5. Уже накопленный отечественный опыт и прогнозирование возможностей

дальнейшего применения факторинга убеждают, что он способен внести немалый

реальный вклад в организацию подъема экономики, в решение ряда ее насущных

проблем и, прежде всего, проблемы неплатежей.

Можно охарактеризовать и основные предпосылки дальнейшего развития

практики факторинга в нашей стране.

- Широкомасштабное использование факторинга, введение в действие всего

его потенциала нереально без качественного улучшения управленческого учета

и аналитической работы с клиентурой со стороны банков и фактор – фирм, а

также на самих предприятиях и организациях – партнерах по факторингу;

- Наряду с международным факторингом предстоит сделать упор на активное

развитие и внутреннего факторинга, возможности которого пока используются

крайне скромно. Это может стать реальностью при значительном развитии

спектра услуг, обеспечиваемого в рамках факторингового обслуживания (прежде

всего, консалтинга);

- Поскольку выполнение факторинговых операций аппаратом банка, который

одновременно с этим является ответственным и за осуществление других

хозяйственных операций, себя не оправдало, необходимо шире вводить в

повседневную деятельность специализированные на факторинге подразделения

банков, функционирующие на основе самофинансирования, а также

специализированные на осуществлении только факторинговых операций

организации, которые смогли бы лучше использовать и развивать все

возможности этого инструмента управления (обычно это – отделившееся от

коммерческих банков их факторинговые отделы);

- Факторинговые звенья банков и фактор – фирм имеют большие резервы

повышения результативности своей рыночной деятельности за счет

диверсификации и реинжиниринга своего бизнеса, осуществляемых в

соответствии с потребностями обслуживаемых предприятий и организаций на

основе выявления новых потенциалов в этой области и учета в полной мере

изменений, происходящих во внешней сфере;

- В практику факторинга важно последовательно внедрять программное

обеспечение бизнеса, постоянно его совершенствовать, что, в частности,

поможет сокращению затрат и наращиванию накоплений. Большое значение имеет

подготовка и переподготовка специалистов – программистов, обслуживающих

данные процессы;

- Предстоит постоянно улучшать и правовую основу практики факторинга,

устраняя все то, что мешает ее последовательному совершенствованию;

- Для дальнейшего развития факторинга в нашем отечестве очень важную

роль призвано сыграть восстановление крупнейших наших банков в членстве

FCI. Без такого сотрудничества с этой международной факторинговой

организацией нам не обойтись.

-----------------------

Положительные стороны

факторинга

Рост

ликвидности

Повышение

рентабельности

и прибыли

Трансформация

дебиторской

задолженности

в наличность

Получение скидки

при немедленной

оплате всех

поставщиков

Независимость от

сроков платежей

дебиторов

Расширение

объемов

оборотов

Рост

доходов

Экономия

оборотного

капитала

Совершенствова-

ние финансового

планирования

Улучшение

расчетов

Функции факторинга

Авансирование

поставщика за поставленный товар

Анализ платежеспособности

покупателя

Гарантии поставщику оплаты

товаров

Принятие кредитных

рисков

Управление

дебиторами

Приобретение

платежных

требований

Инкассация

платежных

требований

Введение

статистической

отчетности

Взыскание

платежей

Объективные основы использования факторинга

в России.

Недостаток

оборотного

капитала

Повышенный риск

кредитования

Проблемы совершенствования

финансового

менеджмента

Неплатежи

Потребность

улучшения аналитической работы

Необходимость совершенствования планирования

финансов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.