Рефераты. Экпортные аккредитивы

увеличения нормативов отчисления, то есть процента резирвирования средств в

Банке России. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных

операций.

Нормативы резервных требований устанавливаются дифференцированно в

зависимости от видов депозитов. Кроме того, возможна дифференциация

устанавливаемых нормативов в зависимости от срока деятельности, величины

активов банка, региона деятельности.

Обязанность выполнения кредитной организацией резервных требований

возникает с момента получения лицензии Банка России на право совершения

соответствующих банковских операций и является необходимым условием их

осуществления. Кредитная организация несет ответственность за соблюдение

порядка депонирования обязательных резервов Банка России. Обязательства

кредитной организации перед третьими лицами не являются основанием для

освобождения ее от обязанностей по депонированию обязательных резервов в

Банк России.

Формирование обязательных резервов производится путем перечисления

денежных средств с корреспондентского счета кредитной организации,

открытого в расчетно-кассовом центре.

Согласно Федеральному закону (ст. 38) нормативы обязательных резервов

не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут быть

дифференцированы для различных кредитных организаций. Нормативы

обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на 5

пунктов.

Порядок применения Банком России обязательных резервов помимо

Федерального закона регулируется Положением «Об обязательных резервах

кредитных организаций, депонируемых в Центральном банке Российской

Федерации», утвержденным Приказом Банка России 30 марта 1996 г. № 02-77 и

введенным в действие начиная с регулирования обязательных резервов на 1 мая

1996 г.

Нормативы обязательных резервов устанавливаются Советом директоров

Банка России в зависимости от сроков и видов привлечения кредитными

организациями денежных средств юридических и физических лиц. В соответствии

с решением Совета директоров Банка России от 23 июля 1996 г. действуют

следующие нормативы обязательных резервов по обязательствам кредитных

организаций в валюте РФ:

V по счетам до востребования и срочным обязательствам до 30 дней

включительно - 18 %;

V по срочным обязательствам от 31 до 90 дней включительно — 14 %;

V по срочным обязательствам от 91 дня и более – 10%.

V по средствам на счетах в иностранной валюте норматив обязательных

резервов сохранен в размере 1,25%.

Указанием Банка России от 11 января 2000 г. N 731-У установлены новые

нормативы обязательных резервов, депонируемых в ЦБР:

. по привлеченным средствам юридических лиц в валюте РФ и привлеченным

средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте - в размере

10%;

. по денежным средствам физических лиц, привлеченным во вклады (депозиты),

в валюте РФ - в размере 7%.[2]

Однако вышеприведенные нормативы не распространяются на Сбербанк

России и его учреждения (телеграмма от 23 июля 1996 г. № 106-96).

Порядок депонирования части привлеченных денежных средств,

установленный упомянутым Положением, распространяется на все кредитные

организации, действующие на территории РФ на основании лицензии Банка

России с правом совершения соответствующих банковских операций.

Регулирование размера обязательных резервов осуществляется

территориальным учреждением Банка России по месту нахождения головной

кредитной организации в целом по кредитной организации, включая филиалы,

находящиеся на территории Российской Федерации.

Филиалы кредитных организаций, открытые за рубежом, самостоятельно

депонируют часть привлеченных ими средств в национальном банке того

государства, на территории которого они открыты, в порядке и по нормативам

обязательных резервов, установленным национальным банком соответствующего

государства.

Средства этого фонда не подлежат использованию и возвращаются

кредитной организации в полной сумме только при его ликвидации.

При расчете средств подлежащих депонированию в Банке России в составе

привлеченных средств не учитываются:

1. Межбанковские кредиты;

2. Кредитные ресурсу, выданные кредитной организацией правительству на

централизованные программы;

3. Начисленные, но не выплаченные % по депозитам, межбанковским

кредитам, централизованным кредитам.

4. Дивиденды, начисленные, но не выплаченные акционерам.

5. Сумма налогов, начисленная, но не уплаченные в бюджет.

В случае, когда средства на определённых счетах не учитывается при

резервировании кредитная организация дает расшифровку этих счетов в Банк

России.

Кредитная организация периодически осуществляет регулирование величины

средств, подлежащих резервированию. Оно осуществляется по состоянию на 1-ое

число месяца, но иногда по ходатайству кредитной организации оно может

осуществляться по состоянию на 16-е число. При регулировании сравниваемая

сумма средств, которая уже зарезервирована в Банке России сравнивается с

суммой средств, которая подлежит резервированию исходя из расчета кредитной

организации. Сумма, подлежащая резервированию рассчитывается исходя из

средней арифметической величины ежедневного остатка средств, подлежащих

резервированию с учетом кол-ва рабочих дней кредитной организации.

В течение 2 рабочих дней, не считая день представления расчетов

кредитная организация должна передать платёжное поручение на дополнительное

перечисление средств или Банк России должен возвратить кредитной

организации часть ранее зарезервированных средств, если сумма привлечённых

средств уменьшилась.

С кредитных организаций, нарушающих установленный порядок формирования

обязательных резервов, в том числе допускающих недовзнос в обязательные

резервы, взыскиваются штрафы, а также к ним применяются другие меры

воздействия, предусмотренные статьями 74 и 75 Федерального закона "О

Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", вплоть до отзыва

лицензии на осуществление банковских операций.

Размер штрафа устанавливается территориальным учреждением (расчетно-

кассовым центром) Банка России исходя из количества допущенных кредитной

организацией нарушений сроков и полноты депонирования обязательных резервов

в течение календарного года начиная с 1 января и длительности задолженности

по обязательным резервам в днях:

а) при нарушении сроков и полноты депонирования обязательных резервов

один раз сроком не свыше двух календарных дней - в размере 1,3 ставки

рефинансирования Банка России, деленной на 360, за каждый день. За каждый

день недовзноса свыше двух календарных дней - 1,3 ставки рефинансирования

Банка России, деленной на 360, за каждый из первых двух дней, - 1,5 ставки

рефинансирования Банка России, деленной на 360, - за каждый из всех

последующих дней недовзноса;

б) при повторном нарушении сроков и полноты депонирования обязательных

резервов штраф взыскивается в размере 1,5 ставки рефинансирования Банка

России, деленной на 360, за каждый из первых двух дней недовзноса, двойной

ставки рефинансирования, деленной на 360, - за каждый из всех последующих

дней;

в) при третьем и последующих нарушениях штраф от суммы недовнесенных

средств взыскивается в размере двойной ставки рефинансирования Банка

России, деленной на 360, за каждый день недовзноса.

Если в течение периода, в котором кредитная организация имела

недовзнос обязательных резервов, ставка рефинансирования Банка России

изменялась, то с момента ее

введения начисление штрафа производится исходя из новой ставки.[3]

Условный пример расчета суммы штрафа за недовзнос в обязательные

резервы показан в приложении 1

При отзыве лицензии на осуществление банковских операций

депонированные в Банке России средства используются для погашения

обязательств кредитной организации перед кредиторами и вкладчиками.

При ликвидации кредитной организации, признанной арбитражным судом

несостоятельной (банкротом), средства обязательных резервов данной

кредитной организации, депонированные в Банке России, перечисляются на

корреспондентский счет ликвидационной комиссии не позднее следующего

рабочего дня после ее открытия.

Во всех остальных случаях ликвидации кредитной организации средства

обязательных резервов перечисляются на корреспондентский счет

ликвидационной комиссии не позднее следующего рабочего дня после

согласования промежуточного ликвидационного баланса с территориальным

учреждением Банка России.

Территориальное учреждение (расчетно-кассовый центр) Банка России (его

уполномоченные подразделения) не реже одного раза в квартал производит

сплошную или выборочную проверку правильности составления кредитной

организацией Расчета размера обязательных резервов, подлежащих

депонированию в Центральном банке Российской Федерации, и достоверности

представленных в нем сведений с использованием ежедневных балансов

кредитной организации и других документов и материалов, имеющихся у

кредитной организации.

Указанную проверку проводят соответствующие подразделения

территориального учреждения (расчетно-кассового центра) Банка России, на

которые возложено исполнение этих обязанностей на основании

соответствующего приказа (распоряжения) по территориальному учреждению

(расчетно-кассовому центру) Банка России.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.