Рефераты. Эффективности методики оценки кредитоспособноcти клиентов коммерческого банка

позволили установить, что анализируемый банк является стабильным и

рентабельным. Хотя имеется и целый ряд недостатков в финансовой

деятельности.

При анализе обязательных экономических нормативов регулирования

деятельности коммерческих банков установлено, что большинство показателей

соответствуют нормативному уровню, в том числе нормативы ликвидности (из

данных нормативов не выполняется только Н4). В связи с этим руководству

банка следует принять срочные меры по устранения сложившейся ситуации. Для

улучшения ликвидности коммерческому банку целесообразней всего увеличить

средства в кассе и на корреспондентских счетах, хотя это и приведет к

сокращению кредитных ресурсов банка. Для улучшения норматива ресурсной

ликвидности можно рекомендовать пересмотреть свою кредитную политику. При

анализе оценочных показателей деятельности коммерческого банка установлено,

что все нормативы соблюдаются.[73]

В результате проведенного структурного анализа установлено, что

в сумме всех активных операций банка наиболее доходными является кредитная

деятельность - 90%. Структура «кредитного» портфеля может считаться

удовлетворительной.

При анализе структуры источников ресурсов коммерческого банка

(пассивных операций) установлено, что доля источников собственных средств

составляет 17,65%, а привлеченные средства и прочие обязательства

составляют 82,35% всех средств коммерческого банка. Структура собственных

средств банка рациональна, т.к. доля уставного фонда в общей сумме

собственных средств не превышает 60%. В целом, структуру активов и пассивов

можно оценить как удовлетворительную.

Доходы банка за 2002 год составили 19750 тыс. руб., по сравнению

с прошлым годом возросли на 3649 тыс. рублей или 22,7%. Большая часть

доходов – 10662 тыс. рублей или 54% от всей суммы получена в виде процентов

за предоставленные кредиты. В сравнении с прошлым годом объем

предоставленных кредитов (обороты) возрос на 50 млн. рублей или 17% (2001

г. – 294 млн. рублей, 2002 г. – 344 млн. рублей), что привело и к росту

процентных доходов на 797 тыс. рублей или 20%. Рост произошел за счет

расширения кредитов по кредитным линиям и «овердрафту», в результате

обороты по кредитным линиям составили 37,2 млн. рублей, по «овердрафту» -

91,2 млн. рублей.

Второй по значению статьей, где сосредоточены доходы банка, является

комиссия, полученная от инкассации, кассовых, расчетных и других операций,

которая составила за 2002 год 5576 тыс. рублей против 4346 тыс. рублей в

прошлом году. Удельный вес доходов от комиссионных операций составил 28%.

Расходы банка возросли на 3575 тыс. рублей или на 23,2% и составили

18982 тыс. рублей.

В текущем году была активизирована работа банка по привлечению

дополнительных ресурсов, что соответственно привело и к увеличению расходов

банка по уплате процентов за привлеченные ресурсы всего на 499 тыс. рублей

или 17%, в том числе основной рост – 239 рублей произошел за счет уплаты

процентов по депозитам юридических лиц.

За 2002 год в целом существенных изменений в деятельности банка,

которые повлияли на ее финансовую устойчивость, ее политику не произошло.

Однако объем и структура баланса на 01.01.2003 г. несколько изменились по

сравнению с 01.01.2002 г. она возросла на 2 млн. рублей или 1,4% и на

01.01.03 составила 86 млн. рублей.

Задолженность по кредитам возросла на 14,5 млн. рублей или 42,2% и

составила 48,7 млн. рублей. Основной рост кредитов произошел за счет

направления их в развитие торговых организаций 95,3%, физическим лицам –

3,3%. Обороты по выдаче кредитов в целом за год составили 343,8 млн.

рублей, по погашению – 329,3 млн. рублей. Кредиты выдавались ООО «Дерби-А»

на приобретение продуктов питания, ООО «КМВ-Хозторг» на приобретение

хозтоваров, ООО «Опт-торг» на товары бытовой химии и т.д.

Основная часть кредитов предоставлена до одного года – 98,4%. Кредитов

на более длительные сроки банком не выдавались по причине отсутствия

долгосрочных ресурсов. Средневзвешенная ставка по выданным кредитам в

течении года была на уровне ставке рефинансирования ЦБ РФ, которая

колебалась от 21 до 23%.

Просроченные ссуды составили 605 тыс. рублей или удельный вес их в

общем объеме кредитов составил 1,2%, по сравнению с прошлым годом сумма

долга не изменилась в связи с тем, что до настоящего времени идет процедура

банкротства некоторых предприятий.

Качество кредитного портфеля на 01.01.2003 года по сравнению с

01.01.2002 года не изменилось. Ссуды, отнесенные к 1 группе кредитного

риска, составили 48127 тыс. рублей, рост составил 14484 тыс. рублей или

43%, что обусловлено выдачей новых кредитов. По второй и третьей группам

риска задолженности нет. По четвертой группе риска задолженность не

изменилась и составила 605 тыс. рублей. Общая величина сформированного

резерва на возможные потери по ссудам на 01.01.2003 года составила 1086

тыс. рублей или 100% от величины расчетного резерва.

По-прежнему продолжается кредитование надежных, стабильных клиентов

под овердрафт, то есть под недостаток средств на расчетном счете.

Итак, проанализировав все сферы деятельности банка ЗАО КБ «Пятигорск»,

можно смело сказать, что методика оценки кредитоспособности клиента

является эффективной. Об этом говорят не только хорошие финансовые

результаты банка, но и его длинный «жизненный» цикл. Отрицательным же можно

назвать исключительно стабильное состояние банка. Хотелось бы, чтобы банк

направлял все больше средств на свое развитие, на расширение видов услуг. В

качестве предложения по усовершенствованию методики оценки

кредитоспособности, можно предложить более глубокий анализ предприятия-

клиента. Ввести в анализ клиента плановые показатели, перспективы развития.

Глубже изучать менеджмент самого заемщика.

Для решения ключевой задачи дипломной работы - совершенствования

оценки кредитоспособности заемщика необходимо:

Использовать расширенный набор финансовых коэффициентов, поскольку

применение ограниченного их количества снижает качество проводимого

анализа;

Анализировать динамику изменения финансового положения заемщика на

протяжении нескольких отчетных периодов, а не по последнему балансу;

Использовать для анализа кредитоспособности, в дополнение к анализу на

основе финансовых коэффициентов, анализ денежного потока клиента;

Кроме традиционного анализа финансового положения предприятия-заемщика

необходимо анализировать моральные качества клиента и его способность

заработать деньги для погашения кредита, поскольку от этого, как показывает

опыт, в значительной степени зависит своевременность и полнота возвращения

заемных средств;

Необходимо тщательно изучать кредитную историю клиента, для выяснения

предыдущего опыта его общения с другими банками и финансовыми учреждениями;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Подводя итоги дипломной работы можно сделать следующие выводы:

- кредитная политика коммерческого банка представляет собой систему

денежно-кредитных мероприятий, проводимых банком для достижения

определенных финансовых результатов, и является одним из элементов

банковской политики. Кредитная политика банка определяет стандарты,

параметры и процедуры, которыми руководствуются банковские работники в

своей деятельности по предоставлению, оформлению кредитов и управлению ими.

Основной ролью кредитной политики является оптимальное соотношение

показателей кредитного портфеля. Кредитная политика коммерческого банка

обеспечивает непрерывное использование всех средств, которые создаются для

удовлетворения подлежащих погашению обязательств и минимального резерва

ликвидности.

- под риском понимается угроза потери части своих ресурсов,

недополучение доходов или произведение дополнительных расходов в результате

проведения финансовых операций (размер возможных потерь определяет уровень

рискованности этих операций). Основной задачей регулирования рисков

является поддержание приемлемых соотношений прибыльности с показателями

безопасности и ликвидности в процессе управления активами и пассивами

банка, то есть минимизация банковских потерь. В процессе управления

кредитным риском коммерческого банка можно выделить несколько общих

характерных этапов: разработка целей и задач кредитной политики банка,

создание административной структуры управления кредитным риском и системы

принятия административных решений, изучение финансового состояния заемщика,

изучение кредитной истории заемщика, его деловых связей, разработка и

подписание кредитного соглашения, анализ рисков невозврата кредитов,

кредитный мониторинг заемщика и всего портфеля ссуд, мероприятия по

возврату просроченных и сомнительных ссуд и по реализации залогов.

- изучение кредитоспособности клиента является одним из наиболее

важных методов снижения кредитного риска и успешной реализации кредитной

политики, поскольку позволяет избежать необоснованного риска еще на этапе

рассмотрения заявки на предоставление кредита. Под кредитоспособностью

банковских клиентов следует понимать такое финансово-хозяйственное

состояние предприятия, которое дает уверенность в эффективном использовании

заемных средств, способность и готовность заемщика вернуть кредит в

соответствии с условиями договора.

- кредитная политика ЗАО КБ «Пятигорск» направлена на стабильное

течение и стабильный доход от уже имеющихся видов деятельности, здесь идет

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.