Рефераты. Эффективности методики оценки кредитоспособноcти клиентов коммерческого банка

Эффективности методики оценки кредитоспособноcти клиентов коммерческого банка

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАЕМЩИКА 6

1.1. Кредитная политика как основной инструмент достижения стратегических

целей коммерческого банка 6

1.2. Организация процесса управления кредитным риском в коммерческом банке

15

1.3. Кредитоспособность заемщика и методы ее оценки 26

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ КЛИЕНТА БАНКА 42

2.1. Сравнительный анализ кредитной политики ЗАО КБ «Пятигорск» и ОАО

«Ставропольпромстройбанка» 42

2.2. Оценка кредитоспособности заемщика 56

2.3. Эффективность методики оценки кредитоспособности заемщика и ее

совершенствование 72

Заключение. 90

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 93

Приложения 95

ВВЕДЕНИЕ

Кредитно-финансовая система – одна из важнейших и неотъемлемых

структур рыночной экономики. Развитие банковской системы и товарного

производства исторически шло параллельно и тесно переплеталось. Находясь в

центре экономической жизни, банки опосредуют связи между вкладчиками и

производителями, перераспределяют капитал, повышают общую эффективность

производства.

Особую роль играют кредиты, превращаясь, по существу, в основной

источник, финансирующий народное хозяйство дополнительными денежными

ресурсами. С переходом от командно-административной к рыночной экономике

монополизированная, государственная банковская структура становится более

динамичной и гибкой. Банковская система основывается на частной и

коллективной собственности и ориентирована на преодоление конкуренции и

получение прибыли.

В процессе проведения активных кредитных операций с целью получения

прибыли банки сталкиваются с кредитным риском, то есть риском неуплаты

заёмщиком суммы основного долга и процентов, причитающихся кредитору. Для

каждого вида кредитной сделки характерны свои причины и факторы,

определяющие степень кредитного риска.

В частности, он может возникнуть при ухудшении финансового положения

заёмщика, возникновении непредвиденных осложнений в его планах, не

застрахованном залоговом имуществе, отсутствии необходимых организаторских

качеств или опыта у руководителя и т.д. Эти и многие другие факторы

учитываются работниками банка при оценке кредитоспособности предприятия и

обеспечения, предложенного в залог.

Задачи улучшения функционирования кредитного механизма выдвигают

необходимость использования экономических методов управления кредитом,

ориентированных на соблюдение экономических границ кредита. Это позволит

предотвратить неоправданные кредитные вложения, обеспечить своевременный и

полный возврат ссуд, снизить риск неплатежа.

При анализе кредитоспособности банки должны решить следующие

вопросы: способен ли заемщик выполнить свои обязательства в срок, готов ли

он их исполнить? На первый вопрос дает ответ разбор финансово-хозяйственных

сторон деятельности предприятий. Второй вопрос имеет юридический характер,

а так же связан с личными качествами руководителей предприятия. Состав и

содержание показателей вытекают из самого понятия кредитоспособности. Они

должны отразить финансово-хозяйственное состояние предприятий с точки

зрения эффективности размещения и использования заемных средств и всех

средств вообще, оценить способность и готовность заемщика совершать платежи

и погашать кредиты в заранее определенные сроки.

Тема данной дипломной работы: “Эффективность методики оценки

кредитоспособности клиента” - чрезвычайно актуальна. Всякая деятельность,

какой бы она ни была, содержит в себе известную долю риска и случайности

самого различного характера. Любая экономическая деятельность подвержена

неопределённости, связанной с изменениями обстановки на рынках, т.е. в

значительной мере с поведением других хозяйствующих субъектов, их

ожиданиями и их решениями. Поэтому интерес к данной теме никогда не

снизиться, а методики будут расширятся и дополняться. Больше всех в

информации о кредитоспособности предприятий и организаций нуждаются банки:

их прибыльность и ликвидность во многом зависят от финансового состояния

клиентов. Снижение риска при совершении ссудных операций возможно достичь

на основе комплексного изучения кредитоспособности клиентов банка, что

одновременно позволит организовать кредитование с учетом границ

использования кредита. Исходя из изученного материала, данная тема довольно

широко раскрывается и представляет собой большой интерес для более

глубокого изучения, особенно в аспекте эффективности методик оценки

кредитоспособности предприятий.

Данная тема представляет собой большой интерес для исследования не

только российских, но и зарубежных экономистов. В научной литературе очень

подробно уделяется внимание всем аспектам данной проблемы, в частности

финансовому анализу как предприятий, так и кредитных учреждений. Но

недостаточно информации по оценке эффективности используемых банками

методик оценки кредитоспособности клиентов.

Целью настоящей дипломной работы является изучение подходов к анализу

кредитоспособности клиентов, в том числе на примере деятельности

коммерческого банка «Пятигорск», и на этой основе – выработка рекомендаций

по совершенствованию этого процесса. Для достижения поставленных целей

необходимо решить следующие задачи:

- дать определение кредитной политики банка,

- дать определение кредитоспособности и кредитного риска,

- определить информационную базу анализа,

- проанализировать и сравнить кредитную политику ЗАО КБ «Пятигорск» с

кредитной политикой ОАО «Ставропольпромстройбанк»,

- проанализировать методику оценки кредитоспособности клиента на

примере ООО «Стройтехцентр»,

- рассмотреть тенденцию изменения финансового состояния банка,

- определить эффективность методики оценки кредитоспособности клиента

банка.

При написании работы использовалась экономическая литература

отечественных и зарубежных авторов, раскрывающая принципы и методику

исследования кредитоспособности заемщиков кредитных учреждений США, Франции

и России, финансовая отчетность ООО «Стройтехцентр», которое функционирует

в соответствии с уставом и другими учредительными документами, финансовая

отчетность ЗАО КБ «Пятигорск». Много информации на данную тему представлено

в периодических изданиях, таких как Банковское дело, Деньги и кредит,

Аудит и финансовый анализ, Банковский журнал, Коммерсант, Экономика и

жизнь. Кроме того, основу дипломной работы составили законы, инструкции и

другие правовые акты, а также внутренние положения и инструкции

коммерческого банка.

Для наглядности в дипломной работе отражены диаграммы, графики и

таблицы.

Практическая значимость дипломной работы заключается в выводах,

которые помогут коммерческим банкам улучшить свою методику определения

кредитоспособности клиента, а, следовательно, и повысить свои финансовые

показатели.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАЕМЩИКА

1.1. Кредитная политика как основной инструмент достижения стратегических

целей коммерческого банка

Кредитная политика коммерческого банка представляет собой систему

денежно-кредитных мероприятий, проводимых банком для достижения

определенных финансовых результатов, и является одним из элементов

банковской политики.[1]

На первом этапе реализации кредитной политики происходит оценка

макроэкономической ситуации в стране в целом, региона работы потенциальных

заемщиков в частности, анализа отраслевой динамики выбранных направлений

кредитования, проверке готовности персонала банка к работе с различными

категориями ссудополучателей, принятие ряда внутрибанковских нормативных

документов. Проводимая работа происходит вне поля деятельности

непосредственного кредитного подразделения и относится больше к работе

аналитических и маркетинговых служб банка, но присутствие этих необходимых,

элементов анализа делают процесс кредитования осмысленным и

подготовленным.[2]

Исходя из проведенных исследований руководство банка принимает

меморандум кредитной политики на конкретный период (обычно 1 год). В этом

документе излагаются:

Основные направления кредитной работы банка на предстоящий период,

конкретные показатели кредитной деятельности (нормативы и лимиты),

обеспечивающие необходимый уровень рентабельности и защищенности от

кредитных рисков, например:

соотношения кредитов и депозитов;

соотношения собственного капитала и активов;

лимиты сегментов портфеля активов банка в целом;

лимиты сегментов кредитного портфеля (лимиты на кредитование предприятий

одной отрасли, одной формы собственности, одного вида кредитования и т.д.).

Обычно размер лимита включает не более 25 % от величины общего кредитного

портфеля. Увеличение определенного сегмента сверх лимита возможно при

наличии способов защиты от этого повышенного кредитного риска;

клиентские лимиты:

а) для акционеров (пайщиков);

б) для старых, с определенной историей взаимоотношений, клиентов;

в) для новых клиентов;

г) для неклиентов банка;

географические лимиты кредитования (требуются для банков, имеющих

иногородние филиалы с разным уровнем подготовленности персонала к

проведению качественной кредитной работы, а также для монобанков, но

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.