предъявить) органам казначейства и их должностным лицам бухгалтерских и
финансовых документов, связанных с использованием указанных средств[xliii].
Обязанность банка хранить банковскую тайну
Обязанность хранить банковскую тайну распространяется на кредитные,
аудиторские организации и ЦБР. Эта обязанность носит личный характер.
Кредитные организации гарантируют тайну сведений о счетах и вкладах,
операциях по счетам и вкладам, сведений о своих клиентах[xliv] и
корреспондентах, а также иной информации, устанавливаемой кредитной
организацией, если это не противоречит федеральному закону [xlv].
Таким образом, объектом охраны являются сведения о личности клиента, об
их операциях и состоянии счета. Следовательно, кредитная организация не
обязана хранить в тайне сведения о контрагентах своих клиентов, а также
другую информацию, не имеющую непосредственного отношения к банковскому
счету (кроме сведений о клиенте), если она не взяла на себя такие
обязательства. Перечень операций по счету, на которые распространяется
действие банковской тайны, определяется в соответствии со ст.848 ГК. Тайна
распространяется и на движение вкладов (размер, время и сумма поступления
или изъятия, от кого и по каким основаниям поступают суммы и пр.).
Сведения, составляющие банковскую тайну, должны быть получены кредитной
организацией в процессе осуществления ею банковских операций и других
сделок, предусмотренных ст.5 Закона о банках.
Каких-либо пределов для распространения правового режима банковской
тайны на иные сведения[xlvi] федеральное законодательство не содержит.
Однако учитывая, что банковская тайна представляет собой особую
разновидность коммерческой тайны, в этом случае следует руководствоваться
постановлением СМ РФ от 5 декабря 1991 г. N 35 "О перечне сведений, которые
не могут составлять коммерческую тайну"[xlvii]. Требования указанного
нормативного акта следует также учитывать при определении объема
информации, включаемой в понятие "сведения о клиентах и корреспондентах".
Сюда могут относиться любые данные о правовом, социальном, семейном и т.п.
положении клиента, кроме тех, которые перечислены в постановлении СМ РФ от
5 декабря 1991 г. N 35. Например, информация о наличии у клиента
несовершеннолетнего ребенка, на содержание которого он регулярно переводит
деньги, должна быть включена в понятие банковской тайны.
Помимо сведений, указанных в п.2, ЦБР не вправе разглашать данные о
счетах, вкладах, конкретных сделках и операциях, полученных им из отчетов
кредитных организаций или в результате исполнения лицензионных, надзорных и
контрольных функций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными
законами.
Аудиторские организации не вправе раскрывать третьим лицам сведения об
операциях, счетах и вкладах кредитных организаций, их клиентов и
корреспондентов, полученные в ходе проводимых ими проверок, за исключением
случаев, предусмотренных федеральными законами.
Перечень лиц, обязанных сохранять банковскую тайну, включает в себя
всех служащих перечисленных организаций, независимо от их должности и от
того, входит ли работа с охраняемыми сведениями в круг их непосредственных
служебных обязанностей. Если о банковских операциях узнает частное лицо (из
разговоров, писем и т.п.), то оно не обязано соблюдать тайну.
Пределы раскрытия банковской тайны (порядок и условия предоставления
указанной информации кредитными организациями, ЦБР и аудиторскими
организациями третьим лицам без согласия клиентов) определяется
законодательством. справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан,
осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица, выдаются им самим (а также их представителям), судам и
арбитражным судам (судьям), Счетной палате РФ, органам государственной
налоговой службы и налоговой полиции, таможенным органам РФ - в случаях,
предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а также, с
согласия прокурора, - органам предварительного следствия по делам,
находящимся в их производстве.
Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной
организацией им самим (а также их представителям), судам, а при наличии
согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам,
При строгом толковании данного Закона органы дознания и органы,
осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, включенные в систему
министерства внутренних дел, в том числе и специализированные подразделения
по борьбе с организованной преступностью, не могут получить
непосредственный доступ к сведениям, составляющим банковскую тайну,
поскольку в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством
органами предварительного следствия они не являются[xlviii].
А между тем по целому ряду преступлений в сфере экономики, в том числе
по фактам незаконного предпринимательства, приобретения и сбыта имущества,
заведомо добытого преступным путем, злостного уклонения от погашения
кредиторской задолженности и прочим предварительное следствие вообще не
проводится, они расследуются органами дознания (ст.126 УПК РСФСР).
Существенно также, что служба по борьбе с организованной преступностью,
входящая в систему МВД России, не имеет в своей структуре следственных
подразделений и, более того, ни одно из ее структурных подразделений не
обладает статусом органа дознания.
В свою очередь требования ст.26 Закона РСФСР "О банках и банковской
деятельности в РСФСР" вступают в противоречие с требованиями иных
федеральных законов:
- ст.109 УПК РСФСР устанавливает, что по поступившим заявлениям и
сообщениям о преступлениях органом дознания, следователем до возбуждения
уголовного дела могут быть истребованы необходимые материалы и получены
объяснения;
- ст.11 Закона РСФСР "О милиции" (п.25) дает право сотрудникам милиции
при наличии данных о влекущем уголовную или административную
ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую,
хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, изымать
необходимые документы на материальные ценности, денежные средства,
кредитные и финансовые операции (в вышеупомянутом письме Ассоциации
российских банков предлагается внести изменения в данную статью и
приравнять помещения коммерческих банков к иностранным дипломатическим
представительствам);
- ст.6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности"
предусматривает, что при осуществлении данной деятельности может
проводиться такое оперативно-розыскное мероприятие, как наведение справок
(в отличие от оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают
конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров,
почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической
и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, порядок
наведения справок законодатель не детализировал).
С учетом интересов всех заинтересованных сторон эта правовая коллизия
могла бы быть разрешена путем внесения изменений в Закон РСФСР "О банках и
банковской деятельности в РСФСР", для чего часть 2 ст.26 после слов "а при
наличии согласия прокурора" целесообразно изложить в следующей редакции: "
- органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, дознание,
предварительное следствие по делам, находящимся в их производстве". Но пока
из всех органов дознания право получение подобной информации получили
только таможенные и налоговые органы.
Условия предоставления таможенным органам сведений о юридических лицах,
которые включены в понятие банковской тайны, определяются п.6 Положения о
ГТК. РФ, утв. Указом Президента РФ от 25 октября 1994 г. N 2014 и ст.336
ТК. Должностное лицо таможенного органа РФ, в производстве или на
рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, вправе
истребовать документы, необходимые для производства по делу или его
рассмотрения.
Порядок представления сведений об операциях и счетах юридических лиц в
налоговые органы предусмотрен ст.15 Закона об основах налоговой системы, а
также письмом Минфина РФ от 17 января 1994 г. N 5 "О порядке представления
сведений в налоговые органы". Обязанность банков представлять указанную
информацию в отношении физических лиц законами РФ не установлена.
В числе органов и должностных лиц, которым должны быть предоставлены
сведения, составляющие банковскую тайну, отсутствуют судебные приставы-
исполнители. В соответствии с п.3 ст.46 Закона об исполнительном
производстве они вправе получать интересующие их сведения через налоговые
органы.
Справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев выдаются
лицам, указанным владельцем счета или вклада в сделанном кредитной
организации завещательном распоряжении, нотариальным конторам - по
находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших
вкладчиков, а в отношении счетов иностранных граждан - иностранным
консульским учреждениям.
За разглашение банковской тайны ЦБР, кредитные и аудиторские
организации могут быть привлечены к ответственности в форме возмещения
убытков. Их должностные лица и иные работники несут уголовную
ответственность (ст.183 УК). Кроме того, клиент вправе потребовать
возмещения морального вреда в порядке, предусмотренном ст.151 и 152 ГК.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11