Рефераты. Договор банковского счета

предъявить) органам казначейства и их должностным лицам бухгалтерских и

финансовых документов, связанных с использованием указанных средств[xliii].

Обязанность банка хранить банковскую тайну

Обязанность хранить банковскую тайну распространяется на кредитные,

аудиторские организации и ЦБР. Эта обязанность носит личный характер.

Кредитные организации гарантируют тайну сведений о счетах и вкладах,

операциях по счетам и вкладам, сведений о своих клиентах[xliv] и

корреспондентах, а также иной информации, устанавливаемой кредитной

организацией, если это не противоречит федеральному закону [xlv].

Таким образом, объектом охраны являются сведения о личности клиента, об

их операциях и состоянии счета. Следовательно, кредитная организация не

обязана хранить в тайне сведения о контрагентах своих клиентов, а также

другую информацию, не имеющую непосредственного отношения к банковскому

счету (кроме сведений о клиенте), если она не взяла на себя такие

обязательства. Перечень операций по счету, на которые распространяется

действие банковской тайны, определяется в соответствии со ст.848 ГК. Тайна

распространяется и на движение вкладов (размер, время и сумма поступления

или изъятия, от кого и по каким основаниям поступают суммы и пр.).

Сведения, составляющие банковскую тайну, должны быть получены кредитной

организацией в процессе осуществления ею банковских операций и других

сделок, предусмотренных ст.5 Закона о банках.

Каких-либо пределов для распространения правового режима банковской

тайны на иные сведения[xlvi] федеральное законодательство не содержит.

Однако учитывая, что банковская тайна представляет собой особую

разновидность коммерческой тайны, в этом случае следует руководствоваться

постановлением СМ РФ от 5 декабря 1991 г. N 35 "О перечне сведений, которые

не могут составлять коммерческую тайну"[xlvii]. Требования указанного

нормативного акта следует также учитывать при определении объема

информации, включаемой в понятие "сведения о клиентах и корреспондентах".

Сюда могут относиться любые данные о правовом, социальном, семейном и т.п.

положении клиента, кроме тех, которые перечислены в постановлении СМ РФ от

5 декабря 1991 г. N 35. Например, информация о наличии у клиента

несовершеннолетнего ребенка, на содержание которого он регулярно переводит

деньги, должна быть включена в понятие банковской тайны.

Помимо сведений, указанных в п.2, ЦБР не вправе разглашать данные о

счетах, вкладах, конкретных сделках и операциях, полученных им из отчетов

кредитных организаций или в результате исполнения лицензионных, надзорных и

контрольных функций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными

законами.

Аудиторские организации не вправе раскрывать третьим лицам сведения об

операциях, счетах и вкладах кредитных организаций, их клиентов и

корреспондентов, полученные в ходе проводимых ими проверок, за исключением

случаев, предусмотренных федеральными законами.

Перечень лиц, обязанных сохранять банковскую тайну, включает в себя

всех служащих перечисленных организаций, независимо от их должности и от

того, входит ли работа с охраняемыми сведениями в круг их непосредственных

служебных обязанностей. Если о банковских операциях узнает частное лицо (из

разговоров, писем и т.п.), то оно не обязано соблюдать тайну.

Пределы раскрытия банковской тайны (порядок и условия предоставления

указанной информации кредитными организациями, ЦБР и аудиторскими

организациями третьим лицам без согласия клиентов) определяется

законодательством. справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан,

осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования

юридического лица, выдаются им самим (а также их представителям), судам и

арбитражным судам (судьям), Счетной палате РФ, органам государственной

налоговой службы и налоговой полиции, таможенным органам РФ - в случаях,

предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а также, с

согласия прокурора, - органам предварительного следствия по делам,

находящимся в их производстве.

Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной

организацией им самим (а также их представителям), судам, а при наличии

согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам,

находящимся в их производстве.

При строгом толковании данного Закона органы дознания и органы,

осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, включенные в систему

министерства внутренних дел, в том числе и специализированные подразделения

по борьбе с организованной преступностью, не могут получить

непосредственный доступ к сведениям, составляющим банковскую тайну,

поскольку в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством

органами предварительного следствия они не являются[xlviii].

А между тем по целому ряду преступлений в сфере экономики, в том числе

по фактам незаконного предпринимательства, приобретения и сбыта имущества,

заведомо добытого преступным путем, злостного уклонения от погашения

кредиторской задолженности и прочим предварительное следствие вообще не

проводится, они расследуются органами дознания (ст.126 УПК РСФСР).

Существенно также, что служба по борьбе с организованной преступностью,

входящая в систему МВД России, не имеет в своей структуре следственных

подразделений и, более того, ни одно из ее структурных подразделений не

обладает статусом органа дознания.

В свою очередь требования ст.26 Закона РСФСР "О банках и банковской

деятельности в РСФСР" вступают в противоречие с требованиями иных

федеральных законов:

- ст.109 УПК РСФСР устанавливает, что по поступившим заявлениям и

сообщениям о преступлениях органом дознания, следователем до возбуждения

уголовного дела могут быть истребованы необходимые материалы и получены

объяснения;

- ст.11 Закона РСФСР "О милиции" (п.25) дает право сотрудникам милиции

при наличии данных о влекущем уголовную или административную

ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую,

хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, изымать

необходимые документы на материальные ценности, денежные средства,

кредитные и финансовые операции (в вышеупомянутом письме Ассоциации

российских банков предлагается внести изменения в данную статью и

приравнять помещения коммерческих банков к иностранным дипломатическим

представительствам);

- ст.6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности"

предусматривает, что при осуществлении данной деятельности может

проводиться такое оперативно-розыскное мероприятие, как наведение справок

(в отличие от оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают

конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров,

почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической

и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, порядок

наведения справок законодатель не детализировал).

С учетом интересов всех заинтересованных сторон эта правовая коллизия

могла бы быть разрешена путем внесения изменений в Закон РСФСР "О банках и

банковской деятельности в РСФСР", для чего часть 2 ст.26 после слов "а при

наличии согласия прокурора" целесообразно изложить в следующей редакции: "

- органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, дознание,

предварительное следствие по делам, находящимся в их производстве". Но пока

из всех органов дознания право получение подобной информации получили

только таможенные и налоговые органы.

Условия предоставления таможенным органам сведений о юридических лицах,

которые включены в понятие банковской тайны, определяются п.6 Положения о

ГТК. РФ, утв. Указом Президента РФ от 25 октября 1994 г. N 2014 и ст.336

ТК. Должностное лицо таможенного органа РФ, в производстве или на

рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, вправе

истребовать документы, необходимые для производства по делу или его

рассмотрения.

Порядок представления сведений об операциях и счетах юридических лиц в

налоговые органы предусмотрен ст.15 Закона об основах налоговой системы, а

также письмом Минфина РФ от 17 января 1994 г. N 5 "О порядке представления

сведений в налоговые органы". Обязанность банков представлять указанную

информацию в отношении физических лиц законами РФ не установлена.

В числе органов и должностных лиц, которым должны быть предоставлены

сведения, составляющие банковскую тайну, отсутствуют судебные приставы-

исполнители. В соответствии с п.3 ст.46 Закона об исполнительном

производстве они вправе получать интересующие их сведения через налоговые

органы.

Справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев выдаются

лицам, указанным владельцем счета или вклада в сделанном кредитной

организации завещательном распоряжении, нотариальным конторам - по

находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших

вкладчиков, а в отношении счетов иностранных граждан - иностранным

консульским учреждениям.

За разглашение банковской тайны ЦБР, кредитные и аудиторские

организации могут быть привлечены к ответственности в форме возмещения

убытков. Их должностные лица и иные работники несут уголовную

ответственность (ст.183 УК). Кроме того, клиент вправе потребовать

возмещения морального вреда в порядке, предусмотренном ст.151 и 152 ГК.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.