Рефераты. ДКБ Банковская Система Республики Казахстан

Учитывая неравномерность территориального развития банковской системы,

одним из возможных способов решения проблемы неразвитости банковской

инфраструктуры на большей территории Казахстана является использование сети

почтовых отделений, через которые будут предоставляться отдельные виды

банковских услуг, контролируемых государством, Почтовым или другими

банками.

В 1998 г. Нацбанком РК приняты постановления "О вопросах перехода

банков второго уровня к международным стандартам", в соответствии с

которыми 30 банков второго уровня отнесены к первой группе - они должны

достичь международных стандартов в срок до конца 1998 г., 30 банков

отнесены ко второй группе - должны достичь международных стандартов в срок

до конца 2000 года. Оставшиеся 17 банков либо преобразуются в кредитные

товарищества, либо произойдет слияние их с крупными банками.

В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу

Закона, "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан" на

Национальный банк возложена функция лицензирования банковского аудита.

Нацбанком разработан нормативный документ по лицензированию банковского

аудита, в котором будут установлены высокие требования и определена

ответственность банковских аудиторов.

Один из важных элементов стабильности банковской системы - система

коллективного страхования депозитов. Для этого проводится совместная работа

Национального банка, Ассоциации банков и Министерства финансов по

разработке нормативной базы, определяющей принципы и порядок восстановления

системы коллективного страхования депозитов. Фонд коллективного страхования

депозитов создан за счет средств участников данной системы - банков второго

уровня на основе их добровольного объединения, без привлечения средств

государственного бюджета.

7. Участие Нацбанка в развитии финансовых ринков страны.

Кредитный рынок. Учитывая тенденцию постоянного роста операций на

рынке с государственными ценными бумагами и сужение сферы прямого

кредитования бюджетного дефицита, Нацбанк сосредоточит свое внимание на

удовлетворении краткосрочной потребности банков второго уровня в кредитах.

При этом роль аукционных кредитов, по изложенной выше причине, значительно

сократится. Ломбардное кредитование также будет незначительным.

Межбанковский денежный рынок. Усиление капитализации банков,

сокращение возможности Нацбанка в предоставлении кредитов, а также

утверждение правил, регулирующих деятельность банков на рынке онкольных

ссуд, привели к значительной активизации и расширению операций на

межбанковском денежном рынке. Эта тенденция сохранится в среднесрочном

периоде. В этих условиях одной из главных задач Нацбанка при осуществлении

среднесрочной программы является дальнейшее, на более высоком качественном

уровне развитие этого рынка. Развитие межбанковского денежного рынка

позволяет банкам организованно удовлетворять свои краткосрочные потребности

в ликвидности или продавать временно свободные ресурсы.

Валютный рынок в предстоящем периоде получит свое дальнейшее развитие.

С учетом активного развития внебиржевого валютного рынка номинальный

обменный курс будет в значительной мере определяться рыночными условиями,

интервенции Нацбанка. как правило, будут ограничиваться сглаживанием

краткосрочных и сезонных колебании спроса и предложения и проходить в

пределах, обусловленных необходимостью соблюдения параметров по денежной

базе. В то же время политика в отношении обменных курсов будет строиться в

направлении создания условий конкурентности, содействующей максимальному

развитию экспортных и импортозаменяющих отраслей экономики страны.

Валютный рынок будет развиваться в направлении углубления

межбанковского рынка в части расширения форвардных валютных сделок и

развития инструментов хеджирования валютных рисков.

Рынок драгоценных металлов. С принятием в 1995 г. Указов Президента

Республики Казахстан, имеющих силу Законов, регламентирующих отношения в

области драгоценных металлов, в республике осуществлен переход от

государственной монополии к государственному регулированию этих отношений.

В соответствии с Указом Президента от 20 июля 1995 г. N 2372 "О

государственном регулировании отношений связанных с драгоценными металлами

и драгоценными камнями" главными задачами Нацбанка стало накопление

практического опыта организации и проведения первичных торгов, отработка

взаимоотношений между продавцами и покупателями, совершенствование практики

расчетов за драгоценные металлы, а также подготовка предложений по

уточнению отдельных положений в правилах проведения первичных торгов. Такая

работа будет проводиться и в дальнейшем. При этом будет увеличиваться число

уполномоченных банков, возможно, других юридических лиц, непосредственно

участвующих в торгах.

Рынок государственных ценных бумаг. Опыт динамического становления и

функционирования рынка государственных казначейских обязательств (ГКО)

показал, что он обладал значительным потенциалом роста и фактически

превратился в самостоятельный финансовый рынок, сопоставимый по размерам с

валютным, и превышает по объему операций рынок кредитных ресурсов. Это

объясняется не только тем, что ГКО являются высоконадежным инструментом с

привлекательной доходностью и наличием возможности расчетов по нему на

вторичном рынке в пределах одного операционного дня, но также и тем, что

относительная предсказуемость и стабильность ситуации на рынке,

сформированная адекватными действиями Нацбанка и Минфина, подтолкнула

большинство дилеров и инвесторов к активным операциям на нем, что не могло

не сопровождаться соответствующим ростом уровня работы его участников.

Планируемая программой Правительства стабилизация экономики, а также

создание условий для последующего роста позволит Минфину эмитировать ценные

бумаги с более длительными сроками обращения. В частности, объемы

первичного размещения государственных ценных бумаг будут перемещаться с 3-

месячных на 6- и 12- месячные.

Наряду с ГКО на рынок станут выходить и другие виды государственных

процентных ценных бумаг (облигаций) со сроком обращения от одного года до 3

лет.

Продолжится совершенствование технологической базы по государственным

цепным бумагам, включающее в себя кардинальное улучшение современной,

надежной и защищенной платежной системы, что, в свою очередь, позволит

расширить географию рынка, а также число профессиональных участников,

потенциальных инвесторов и резко увеличит объемы ежемесячного первичного

размещения ценных бумаг.

По мере расширения первичного рынка будет развиваться и вторичный

рынок государственных ценных бумаг, что даст возможность Нацбанку, наряду с

поддержанием ликвидности рынка, более активно проводить операции на

открытом рынке, влияющие на денежно-кредитную политику. В 1996 г.

Национальный банк ввел в практику операции РЕПО для покупки/продажи

государственных ценных бумаг.

Повышению ликвидности рынка государственных ценных бумаг будет

способствовать завершение разработки электронной системы расчетов и

программного обеспечения, позволяющие обеспечить работу первичных дилеров в

своих офисах в режим реального времени.

8. Совершенствование платежной сметами. Развитие и совершенствование

платежной системы Республики Казахстан будет проходить в соответствии со

стратегией, определенной Нацбанком совместно с Международным валютным

фондом и Всемирным банком. По существу закончена преемственность развития

платежной системы, начатой еще в 1995 г. В соответствии с принятой

стратегией построения и модернизации платежной системы, проходит в два

этапа: на первом этапе будет создана промежуточная платежная система (ППС)

позволяющая улучшить состояние с платежами и расчетами в республике; на

втором – завершено внедрение долгосрочной платежной системы (ДПС).

ППС состоит из трех основных систем:

система перевода в псевдореальном времени, позволяющей Нацбанку более

эффективно проводить денежно-кредитную политику на всей территории

Республики Казахстан, а банкам второго уровня - работать на финансовых

рынках не зависимо от места их расположения. Данная система будет играть

роль системы перевода крупных сумм в платежной системе страны;

системы перевода третьих сторон, обеспечивающей расчеты в течение 3

дней с проведением взаиморасчета встречных платежей как на уровне области,

так и страны в целом по существующему набору платежных инструментов. Данная

система будет предназначена в основном для перевода небольших сумм;

система расчетов по государственным ценным бумагам (система поставки

ценных бумаг), обеспечивающей быстрое и эффективное развитие ликвидного

вторичного рынка ценных бумаг.

ППС будет функционировать до внедрения долгосрочной платежной системы.

Вместе с тем с внедрением ППС должна быть заложена необходимая

инфраструктура, отвечающая требованиям планируемой ДПС. В связи с этим ППС

должна быть по возможности доступной, гибкой, базирующейся на имеющихся

технических и программных средствах и не требующей больших затрат на ее

внедрение и эксплуатацию при обеспечении необходимого уровня защиты

информации. ППС должна помогать банкам второго уровня адаптироваться в

новых условиях работы и осуществить переход на единый корреспондентский

счет и на новый бухгалтерский план счетов. Также необходимо ответить, что в

этот период произойдет выделение бюджетного банка, который будет иметь по

одному корреспондентскому счету в каждой области и рассчитываться через

платежную систему.

При построении ППС будут учтены специфические особенности, которыми

обладает Республика Казахстан в настоящие время, и выработаны оптимальные

решения.

Для реализации программы построения ППС создан Казахстанский центр

межбанковских расчетов (КЦМР) с филиалами в областях, на начальном этапе -

при Нацбанке, в дальнейшем при Акционерном обществе закрытого тина,

акционерами которого будут Нацбанк и крупнейшие банки второго уровня

(прямые участники). КЦМР будет ответствен за все платежи и расчеты по

Республике Казахстан, включал систему перевода крупнейших платежей и

систему мелких платежей, он должен будет обрабатывать весь спектр платежных

инструментов, используемых в республике, и позволять вводить новые.

Основной задачей построения долгосрочной платежной системы (ДПС)

является удовлетворение потребностей банковского и финансового секторов в

эффективной и безопасной платежной системе с окончательным расчетом в тот

же день. ДПС также должна обеспечить полноценное функционирование рынка

государственных и негосударственных ценных бумаг, финансовых рынков и т.д.

по всей территории Республики Казахстан.

В основе ДПС должны лежать новый бухгалтерский план счетов для

Национального банка и банков второго уровня, новые платежные инструменты,

соответствующая нормативная база. Платежные документы, предоставленные в

электронной форме, должны соответствовать общепринятым мировым стандартам и

быть предназначены для машиной обработки, которая построена на современном

программном обеспечении и высокопроизводительных технических средствах.

На средства, выделенные Мировым банком, создаются необходимые

инфраструктуры ДПС путем закупки нужных средств вычислительной техники,

разработки и закупки программных продуктов, обучения персонала. В качестве

телекоммуникационной среды для передачи информации между участниками ДПС

предлагается использовать созданную Нацбанком сеть передачи данных с

коммутацией пакетов по протоколу (X. 25) (BANKNET). Предполагается, что

участниками этой телекоммуникационной системы будут банковские и финансовые

учреждения Республики Казахстан, и она будет отвечать всем современным

требованиям по надежности, производительности и информационной

безопасности.

Оператором ДПС должен быть Казахстанский центр межбанковских расчетов.

Участниками ДПС будут Национальный банк, банки второго уровня и

небанковские финансовые учреждения, подразделяющиеся на прямых и

ассоциированных участников. Определение прямых участников должно

основываться на объеме платежей (в процентах от общего объема платежей по

Казахстану), размере уставного фонда, стабильности и устойчивости банка,

возможности выдержать технические требования и т.д. Ассоциированные

участники осуществляют свою деятельность через прямых участников.

Система крупных платежей должна работать на принципе рос-расчетов в

псевдореальном времени. Бухгалтерский учет проведенных операций

осуществляется один раз в конце дня в Национальном банке по результатам

работы прямых участников, отразившихся на расчетных счетах.

Система мелких платежей должна обрабатывать большой объем платежей на

небольшие суммы в течение клирингового цикла, зависящего от платежного

инструмента. Эта система предлагает принцип нетто-расчетов с проведением

расчетов на следующий день через систему крупных платежей. Платежи,

введенные в одном регионе в системе мелких платежей и предназначенные для

другого региона, отражаются на счетах только в регионе получателя. Для

каждого прямого участника подсчитывается чистая позиция по данному региону

по всем платежам, чья дата расчета совпадает с текущей датой. Чистая

позиция должна быть закрыта в течение следующего дня путем перевода средств

с расчетного счета на региональные расчетные счета для участников, имеющих

чистые дебетовые позиции. Банк, имеющий чистую кредитовую позицию, может

перевести средства с регионального расчетного счета на расчетный.

ДПС будет состоять из 3 центров обработки: в Алматы, Астане и,

возможно, Актюбинске (прессинговых центрах), обрабатывающих платежи

исключительно в электронной форме. Право доступа к системе имеют, как

правило, только головные офисы банков, Если какой-нибудь банк дает право

доступа к системе крупных платежей своему уполномоченному филиалу (или даже

ассоциированному участнику), уполномоченный филиал (ассоциированный

участник) имеет право доступа к субсчету на расчетном счете. Таким образом,

контролируется позиция по всему банку, а право отправлять платежи в системе

крупных платежей могут иметь также и уполномоченные филиалы банков

(ассоциированные участники).

На сегодня банковский сектор Казахстана признан самым финансово-

устойчивым и гармонично развивающимся среди стран СНГ. При этом, банковский

сектор является одной из самых динамично развивающихся отраслей экономики

Казахстана. Происходит не только количественный рост показателей

деятельности банков, но и улучшается количество и качество банковских

услуг, а следование международным стандартам банковской деятельности и

Основным принципам эффективного банковского надзора Базельского Комитета по

банковскому надзору, позволяет поддерживать финансовую стабильность

банковского сектора на достаточном уровне.

Заключение

Построение нового механизма функционирования банковской системы

возможно лишь путем восстановления утраченных рациональных принципов

функционирования кредитных учреждений, принятых в цивилизованном мире и

опирающихся на многовековой рыночных финансовых структур. Поэтому столь

велико значение изучения зарубежной практики, приемов и форм аккумуляции

денежных ресурсов, кредитования и расчетов, которые являются продуктами

длительного исторического отбора в жестких условиях конкурентной борьбы и

которые продемонстрированы свою высокую эффективность и приспособляемость к

разным условиям хозяйственного развития. Разумеется, все методы работы,

институты и стратегии хозяйственного поведения не могут быть скопированы и

пересажены в другом виде на казахстанскую почву. Новые формы следует

предлагать после тщательного изучения как потребностей клиентов банка, их

способность воспринять финансовое инновации, так рентабельности новых

технологий новых видов услуг для самих банков, подготовленности их

персонала.

Современный период общественного развития в РК характеризуется

особенностями переходного периода. Это прежде всего связано с глубокими

качественными изменениями во всей системе социально-экономических

отношений. Социально-экономические преобразования направлены на постепенное

формирование новых экономических отношений, основанных на прицепах рынка.

Поэтому актуальность проблемы становления качественно новой системы

банков обоснованное тем, что сегодня, формируя данный механизм, важно не

растерять положительные традиции, накопленные человечеством, элементы

мирового опыта, которые помогут нашему молодому государству в какой либо

мере избежать ошибок на пути к рыночным отношениям.

В условии переходной экономики банковский сектор должен в максимальной

степени отвечать задачам построения основ рыночной экономики. Иными

словами, интересы банков должны способствовать и, во всяком случае, не

препятствовать решению общенациональной задачи реструктуризации экономики и

движения к рынку.

Список литературы:

1. Деньги. Кредиты. Банки. Под редакцией Г.С. Сейткасимова. Алмаы

1999.

2. Данные Национального Банка РК. www.nationalbank.kz

3. Данные Статистического Агенства РК

4. Журнал «Банки Казахстана» №6, №7, №8 2001г.

5. Данные Агенства Cтратегического Развития РК www.strategy.kz

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.