Рефераты. ДКБ Банковская Система Республики Казахстан

Стройбанком и Госбанком СССР.

Все эти отраслевые банки занимались финансированием и долгосрочным

кредитованием отрасли. А в Госбанке СССР было сконцентрировано

краткосрочное кредитование всех отраслей народного хозяйства. Роль Госбанка

СССР как центрального и ведущего звена всей кредитной системы еще больше

возросла. Расчетные и текущие счета всех предприятий и организаций

сосредоточились в Госбанке СССР.

Был осуществлен на практике принцип концентрации денежного оборота в

одном банке, т.е. каждое предприятие, организация или учреждение могло

иметь расчетный или текущий счет только в одном банке. В этом банке они

хранили свои средства, получали кредиты и наличные деньги, через него

проводили все безналичные расчеты.

Банковская реформа в СССР била проведана в 1987 - 1988гг. В результате

на основе учреждений Госбанка СССР и Стройбанка СССР были созданы:

Промстройбанк, Агропромбанк и Жилсоцбанк. На базе системы сберегательных

касс, входивших в состав Госбанка СССР, образован Сберегательный банк, а на

основе Внешторгбанка создан Внешэкономбанк. Госбанк СССР перестал

осуществлять кассовое и кредитно-расчетное обслуживание предприятий и

организаций. Он был провозглашен Центральным банком страны.

На Промстройбанк СССР было возложено проведение кредитной политики,

повышение эффективности системы кредитования основной деятельности,

финансирование и кредитование капитальных вложений, а также расчеты в

промышленности, строительстве, на транспорте и в связи, в системе Госснаба

СССР. Банк ввел расчетные, ссудные и другие счета предприятий и объединений

этих отраслей хозяйства. Такое же комплексное кредитно-расчетное

обслуживание предприятий агропромышленного комплекса осуществляет

Агропромбанк СССР; предприятий и организаций социальной сферы и торговли -

Жилсоцбанк СССР; обслуживания населения - Сбербанк СССР. Внешэкономбанк

СССР обеспечивал организацию и проведение расчетов по экспортно-импортным

операциям.

Структура специализированных банков была построена по административно-

территориальному принципу. Организованы республиканские банки в союзных

республиках и управления банков в краях и областях. На уровне района или

города банки имели свои учреждения. Они создавались первоначально, по

принципу: в районе, как правило, одно учреждение одного из

специализированных банков, клиентура которого преобладает в данном районе.

Исключение составляли Сбербанк СССР, учреждения которого были представлены

в каждом районе, колхозе и совхозе. Низовое звено спец банков (кроме

Сбербанка), несмотря на специализацию, обслуживало всю клиентуру данного

района. По существу специализация банков выражалась только на уровне

управления, а низовые учреждения превратились в универсальные кредитные

учреждения. Они обслуживали клиентуру всего района, т.е. предприятия, всех

отраслей.

Коммерческие банки, отделенные от Госбанка, обычно функционировали как

специализированные, каждый банк имел монополию в определенной отрасли

(промышленность, строительство, сельское хозяйство, внешняя торговля). Они

финансировали и кредитовали свои предприятия, как им предписывалось,

зачастую под крайне низкие проценты, не принимая в расчет обоснованность,

жизнеспособность и прибыльность этих предприятий. В активах этих банков

преобладали некачественные просроченные ссуды убыточных государственных

предприятий.

В целом идея специализации банков внесла путаницу в работу банковской

системы, она не освободилась от монополизации, не внесла коренного

изменения в кредитный механизм, а стала, пожалуй, еще более громоздкой и

характеризовалась многозвенностью, носила явно затратный характер, возрос

бюрократический аппарат верхнего уровня при ослаблении первичных звеньев.

Значительно ослабилась роль Государственного банка СССР — он не оказывал

действительного влияния на работу специализированных банков.

В этих условиях единственно целесообразным было провести банковскую

реформу, осуществить переход банковской системы к ее двухуровневой

организации, аналогичной западным образцам.

Перестройка банковской структуры должна была ликвидировать монополию

Госбанка на банковское дело. До 1988 г. Госбанк СССР был практически

универсальным кредитным учреждением, выполнявшим функции Центрального,

коммерческого и инвестиционного банков. Казахская республиканская контора

Стройбанка СССР осуществляла обслуживание инвестиций в городе - в

промышленности, на транспорте и в других отраслях хозяйства. Внешторгбанк

СССР, функционировавший на акционерных началах, обслуживал операции в

валюте и с валютой.

После получения суверенитета, в декабре 1990 г., Казахстан сразу же

приступил к созданию собственной банковской системы, отвечающей требованиям

рыночной экономики. Уже в январе 1991г. был принят Закон " О банках и

банковской деятельности в Казахской СССР", что было, по существу, началом

банковской реформы в стране. Республиканский Государственный банк был

преобразован в Национальный банк, Республики Казахстан с областными

управлениями и отделениями. Республиканский Промстройбанк. — в акционерно-

коммерческий банк Туранбанк, Агропромбанк в акционерно-коммерческий банк -

Агропромбанк Республики Казахстан, Внешторгбанк — в акционерно-коммерческий

банк Алембанк, Республиканский Сбербанк — в акционерно-коммерческий —

Сбербанк Республики Казахстан. В 1993 г. эти банки были преобразованы в

акционерные банки, а Сбербанк переименован в Народный банк Республики

Казахстан.

Банковская реформа в Казахстане с 1991 г.

Необходимость проведения реформы банковской системы

В период перехода экономики Республики Казахстан на рыночные отношения

необходимы принципиально иные переходы к системе управления кредитом и

построению механизма банковского обслуживания хозяйственной деятельности,

использованию экономических методов руководства деятельностью предприятия и

банков; перестройка системы взаимоотношений как между банками и их

клиентами, так и в рамках самой банковской системы - между ее отдельными

звеньями, т.е. необходимо реформирование банковской системы с учетом новых

явлений и процессов.

Необходимость проведения реформы банковской системы в Республике

Казахстан, по мнению специалистов Мирового банка, объясняется

существованием двух категорий краткосрочных проблем, которые могут

воспрепятствовать проведению реформы макроэкономики. К первой категории

относится проблема неправильного размещения финансовых ресурсов,

обусловленная практикой старой системы государственного распределения

целевых кредитов и банковской практикой, оставшейся в наследство от

централизованной экономики. Вторая категории проблем состоит в том, что

банки унаследовали "некачественные" (просроченные) ссуды и убыточные

государственные предприятия. Эти проблемы мешают доступу жизнеспособных

(или кредитоспособных) существующих государственных, а также возникающих

частных предприятий к финансовым ресурсам и отвлекают банковские финансовые

ресурсы в пользу нежизнеспособных (или убыточных) предприятий.

Кроме того, бывшая банковская система не смогла нормально проводить

платежи и расчеты между предприятиями и организациями.

В течение 1992 г. произошло увеличение кредитных вложений в экономику

Казахстана. Если сумма кредита к валовому национальному продукту составила

в I квартале 1992 г. 11,3%, то в IV квартале - 29,8%. Это произошло в

основном за счет рефинансирования, кредита Национального банка, которое, в

свою очередь, финансировалось контокоррентным кредитом Центрального банка

России. Об этом свидетельствуют следующие данные: в I квартале 1992 г.

сумма кредита Нацбанка коммерческим банкам к валовому Национальному

продукту составил 6,7%, а в IV квартале - 17,8%. Такое централизованное

административное распределение кредитных ресурсов через специализированные

банки открывало доступ к кредитам нежизнеспособным убыточным

государственным предприятиями вело к образованию плохих, недействующих

кредитов, т.е. образованию у банков плохого кредитного портфеля. В 1993 г.

Нацбанком централизованно выдано кредитов на сумму 7,5 млрд. тенге, из них

5,6 млрд. тенге - правительственных, т.е. на их долю приходилось 75%, общая

сумма возврата по ним равнялась 138,5 млн. тенге, или 3,9%, остальная часть

пролонгирована.

Вообще недостаток практики рефинансирования кредита Нацбанком

заключается в том, что, получая открытый доступ к рефинансовым кредитам,

банки теряют стимул самостоятельно мобилизовать депозитные ресурсы. Кроме

того, при размещении этих кредитов на субъективной основе часто не

учитывается эффективность работы банков, из-за чего кредитные ресурсы не

всегда распределяются рационально.

Еще один фактор, мешавший эффективному размещению кредитов, - это

политика низких процентных ставок. Низкие процентные ставки способствовали

увеличению потребности на ссуды и ослаблению финансовой дисциплины

государственных предприятий, которые прямо кредитовались централизованно по

кредитным заявкам.

Получая эти дешевые кредиты, госпредприятия использовали их в основном

для выплаты зарплаты и накопления материальных ценностей, а не для

инвестиций. Достаточно сравнить уровень инфляции и номинальную процентную

ставку кредитов Нацбанка: последняя в марте 1992 г. составила 25% в год при

годовой инфляции розничных цен более чем 500%. В ноябре 1992 г. номинальная

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.