Управляющий. Избранный Исполнительным Советом, Управляющий МВФ
возглавляет Исполнительный Совет и является главой персонала организации.
Под управлением Исполнительного Совета Управляющий отвечает за повседневную
деятельность МВФ. Управляющий назначается на пять лет и может быть
переизбран на последующий срок.
Персонал. Статьи Соглашения требуют от персонала, назначенного в МВФ
демонстрации самых высоких стандартов профессионализма и технической
компетентности, и отражает интернациональность организации. Приблизительно
125 наций представлены среди 2,300 сотрудников организации.
Каждый член МВФ имеет свою квоту (долю), выраженную в СДР, которая равна
участию страны-члена в МВФ. Квота, которая была придумана для отражения
отношения размеров экономики стран-членов, является базовым элементом во
взаимоотношениях финансового и организационного характера стран-членов и
Фондом. Она определяет количество голосов, имеющихся у страны-члена МВФ, и
равна 250 "базисных" голосов, которые предоставляются каждой стране,
участвующей в Фонде плюс 1 голос за каждые 1000,000 СДР. Квота также
определяет сумму подписки страны на капитал МВФ и возможность использования
ресурсов Фонда. Страна-участник обязана оплатить 25% от величины своей
подписки в СДР или в валюте других стран-участниц, определяемой МВФ,
согласно уставу; остаток страна оплачивает в своей валюте.
Когда страна собирается стать участницей МВФ персонал фонда рассчитывает
для нее квоту и сравнивает полученный результат с квотами уже состоящих в
Фонде стран с похожими экономическими характеристиками. Полученное значение
квоты обсуждается комитетом "Участников" (membership) Исполнительного
совета. После того, как страна собирающаяся вступить в Фонд согласится с
условиями договора членства, Исполнительный совет (в полном составе)
готовит резолюцию для Совета управляющих. По завершении всех формальных
шагов представленная страна приглашается в Вашингтон для подписания Статей
Соглашения.
На 1 августа 1997 года 181 страна являлась членом Фонда с суммой квот
порядка 145,3 млрд. СДР.
В Уставе Фонда для идентификации его кредитной деятельности используются
два понятия: 1) сделка (transaction) - предоставление валютных средств
странам из его ресурсов: 2) операция (operation) - оказание посреднических
финансовых и технических услуг за счет заемных средств. МВФ осуществляет
кредитные операции только с официальными органами - казначействами,
центральными банками, стабилизационными фондами. Различаются кредиты на
покрытие дефицита платежного баланса и на поддержку структурной перестройки
экономической политики стран-членов.
Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, производит покупку (purchase)
или иначе заимствование (drawing) иностранной валюты либо СДР в обмен на
эквивалентное количество национальной валюты, которое зачисляется на счет
МВФ в центральном банке данной страны. При разработке механизма МВФ
предполагалось, что страны-члены будут предъявлять равномерный спрос на
валюты, а поэтому их национальные валюты, поступающие в Фонд, станут
переходить от одной страны к другой. Таким образом, эти операции не должны
были являться кредитными в строгом смысле слова. На практике в Фонд
обращаются с просьбами о предоставлении кредита главным образом страны с
неконвертируемыми валютами. Вследствие этого МВФ, как правило,
предоставляет валютные кредиты государствам-членам как бы «под залог»
соответствующих сумм неконвертируемых национальных валют. Поскольку на них
нет спроса, они остаются в Фонде до выкупа их странами-эмитентами этих
валют.
Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ ограничен определенными
условиями. Согласно первоначальному Уставу они состояли в следующем: во-
первых, сумма валюты, полученной страной-членом за двенадцать месяцев,
предшествовавших его новому обращению в Фонд, включая испрашиваемую сумму,
не должна была превышать 25% величины квоты страны; во-вторых, общая сумма
валюты данной страны в активах МВФ не могла превышать 200% величины ее
квоты (включая 75% квоты, внесенных в Фонд по подписке). В пересмотренном в
1978 г. Уставе первое ограничение было устранено. Это позволяет странам-
членам использовать их возможности получения валюты в МВФ в течение более
короткого срока, чем пять лет, которые нужны были для этого прежде. Что
касается второго условия, то в исключительных обстоятельствах и его
действие может приостанавливаться.
МВФ взимает со стран-заемщиц разовый комиссионный сбор в размере 0,5% от
суммы сделки и определенную плату (charge), или процентную ставку, за
предоставляемые им кредиты, которая базируется на рыночных ставках.
По истечении установленного периода времени страна-член обязана
произвести обратную операцию — выкупить национальную валюту у Фонда, вернув
ему средства в СДР или иностранных валютах. Помимо того, страна-заемщик
обязана досрочно производить выкуп своей излишней для Фонда валюты по мере
улучшения ее платежного баланса и увеличения валютных резервов. Если
находящаяся в МВФ национальная валюта страны-должника покупается другим
государством- членом, то тем самым погашается ее задолженность Фонду.
Приобретаемая страной-членом в МВФ первая порция иностранной валюты в
размере до 25% квоты (до Ямайского соглашения бывшая золотая доля) с 1978
г. называется резервной долей. Она определяется как превышение величины
квоты страны-члена над суммой находящегося в распоряжении Фонда запаса
национальной валюты данной страны.
Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-
членом сверх резервной доли (100% величины квоты), делятся на четыре
кредитные доли (транши) по 25% квоты. Предельная сумма кредита, которую
страна может приобрести у МВФ в результате полного использования резервной
и кредитных долей, составляет 125% размера ее квоты. Обязательства страны-
заемщицы, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-
экономических мероприятий, фиксируются в «письме о намерениях»,
направляемом в МВФ. Если Фонд сочтет, что страна использует кредит «в
противоречии с целями Фонда» или не выполняет его предписаний, он может
ограничить или полностью прекратить кредитование страны. Использование
первой кредитной доли может быть осуществлено как в форме прямой покупки
иностранной валюты, при которой страна получает всю испрашиваемую сумму
немедленно после одобрения Фондом ее запроса, так и путем заключения с МВФ
соглашения о резервном кредите.
Соглашения о резервном кредите, или соглашения «стэнд-бай» (Stand-by
Arrangements), обеспечивают стране-члену гарантию того, что она сможет
получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную в соответствии с
договоренностью в любое время при соблюдении страной оговоренных условий.
Подобная практика предоставления кредитов аналогична открытию кредитной
линии.
Главным назначением кредитов «стэнд-бай» является в настоящее время
кредитование макроэкономических стабилизационных программ стран-членов МВФ.
Валюта, предоставляемая Фондом в виде резервного кредита в рамках верхних
кредитных долей, выдается определенными порциями (траншами) через
установленные промежутки времени в течение срока соглашения.
Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита
в рамках системы расширенного кредитования может быть серьезное нарушение
равновесия платежного баланса, вызванное структурными расстройствами в
области производства, торговли или ценового механизма. Соглашения о
расширенных кредитах обычно ограничены сроком в три года; при необходимости
и по просьбе стран-членов — до четырех лет.
Специальные фонды. В целях расширения своих кредитных возможностей МВФ
практикует создание специальных фондов (англ. facility - устройство,
механизм, фонд). Они различаются по целям, условиям и стоимости кредита.
1. Фонд компенсационного и непредвиденного кредитования предназначен для
кредитования стран-членов МВФ, у которых дефицит платежного баланса
обусловлен внешними, не зависящими от них факторами. В их числе: стихийные
бедствия, непредвиденное падение мировых цен, промышленный спад и введение
протекционистских ограничений в странах-импортерах. Появление товаров-
заменителей и т. п. Этот фонд включает три компонента:
. с 1963 г. кредитование (в настоящее время до 30% квоты) стран, особенно
экспортеров сырья, валютные поступления которых сокращаются в результате
падения мировых цен на сырье;
. с 1981 г. кредитование (до 15"/о квоты) стран-импортеров зерна,
испытывающих трудности в связи с ростом мировых цен на зерно: с декабря
1990 г. по июнь 1992 г. кредитование стран-импортеров нефти,
нефтепродуктов и природного газа:
. с 1988 г. компенсационное финансирование непредвиденных потерь для помощи
странам, испытывающим влияние непредсказуемых внешних факторов (до 30%
квоты).
2. В июне 1969 г. создан Фонд кредитования буферных (резервных) запасов
для оказания помощи странам, участвующим в создании подобных запасов
сырьевых товаров в соответствии с международными соглашениями, если это
ухудшает их платежный баланс. Лимит — 30% квоты.
3. С 1989 г. функционирует Фонд финансовой поддержки операций по
сокращению и обслуживанию внешнего долга. Это объясняется активной ролью
МВФ в урегулировании долгового кризиса развивающихся стран в 80-х годах.
При предоставлении резервных или расширенных кредитов странам-должникам
часть суммы этих кредитов (до 25%) может быть зарезервирована в целях
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8