Рефераты. Деньги. Кредит. Банки

Управляющий. Избранный Исполнительным Советом, Управляющий МВФ

возглавляет Исполнительный Совет и является главой персонала организации.

Под управлением Исполнительного Совета Управляющий отвечает за повседневную

деятельность МВФ. Управляющий назначается на пять лет и может быть

переизбран на последующий срок.

Персонал. Статьи Соглашения требуют от персонала, назначенного в МВФ

демонстрации самых высоких стандартов профессионализма и технической

компетентности, и отражает интернациональность организации. Приблизительно

125 наций представлены среди 2,300 сотрудников организации.

Каждый член МВФ имеет свою квоту (долю), выраженную в СДР, которая равна

участию страны-члена в МВФ. Квота, которая была придумана для отражения

отношения размеров экономики стран-членов, является базовым элементом во

взаимоотношениях финансового и организационного характера стран-членов и

Фондом. Она определяет количество голосов, имеющихся у страны-члена МВФ, и

равна 250 "базисных" голосов, которые предоставляются каждой стране,

участвующей в Фонде плюс 1 голос за каждые 1000,000 СДР. Квота также

определяет сумму подписки страны на капитал МВФ и возможность использования

ресурсов Фонда. Страна-участник обязана оплатить 25% от величины своей

подписки в СДР или в валюте других стран-участниц, определяемой МВФ,

согласно уставу; остаток страна оплачивает в своей валюте.

Когда страна собирается стать участницей МВФ персонал фонда рассчитывает

для нее квоту и сравнивает полученный результат с квотами уже состоящих в

Фонде стран с похожими экономическими характеристиками. Полученное значение

квоты обсуждается комитетом "Участников" (membership) Исполнительного

совета. После того, как страна собирающаяся вступить в Фонд согласится с

условиями договора членства, Исполнительный совет (в полном составе)

готовит резолюцию для Совета управляющих. По завершении всех формальных

шагов представленная страна приглашается в Вашингтон для подписания Статей

Соглашения.

На 1 августа 1997 года 181 страна являлась членом Фонда с суммой квот

порядка 145,3 млрд. СДР.

В Уставе Фонда для идентификации его кредитной деятельности используются

два понятия: 1) сделка (transaction) - предоставление валютных средств

странам из его ресурсов: 2) операция (operation) - оказание посреднических

финансовых и технических услуг за счет заемных средств. МВФ осуществляет

кредитные операции только с официальными органами - казначействами,

центральными банками, стабилизационными фондами. Различаются кредиты на

покрытие дефицита платежного баланса и на поддержку структурной перестройки

экономической политики стран-членов.

Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, производит покупку (purchase)

или иначе заимствование (drawing) иностранной валюты либо СДР в обмен на

эквивалентное количество национальной валюты, которое зачисляется на счет

МВФ в центральном банке данной страны. При разработке механизма МВФ

предполагалось, что страны-члены будут предъявлять равномерный спрос на

валюты, а поэтому их национальные валюты, поступающие в Фонд, станут

переходить от одной страны к другой. Таким образом, эти операции не должны

были являться кредитными в строгом смысле слова. На практике в Фонд

обращаются с просьбами о предоставлении кредита главным образом страны с

неконвертируемыми валютами. Вследствие этого МВФ, как правило,

предоставляет валютные кредиты государствам-членам как бы «под залог»

соответствующих сумм неконвертируемых национальных валют. Поскольку на них

нет спроса, они остаются в Фонде до выкупа их странами-эмитентами этих

валют.

Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ ограничен определенными

условиями. Согласно первоначальному Уставу они состояли в следующем: во-

первых, сумма валюты, полученной страной-членом за двенадцать месяцев,

предшествовавших его новому обращению в Фонд, включая испрашиваемую сумму,

не должна была превышать 25% величины квоты страны; во-вторых, общая сумма

валюты данной страны в активах МВФ не могла превышать 200% величины ее

квоты (включая 75% квоты, внесенных в Фонд по подписке). В пересмотренном в

1978 г. Уставе первое ограничение было устранено. Это позволяет странам-

членам использовать их возможности получения валюты в МВФ в течение более

короткого срока, чем пять лет, которые нужны были для этого прежде. Что

касается второго условия, то в исключительных обстоятельствах и его

действие может приостанавливаться.

МВФ взимает со стран-заемщиц разовый комиссионный сбор в размере 0,5% от

суммы сделки и определенную плату (charge), или процентную ставку, за

предоставляемые им кредиты, которая базируется на рыночных ставках.

По истечении установленного периода времени страна-член обязана

произвести обратную операцию — выкупить национальную валюту у Фонда, вернув

ему средства в СДР или иностранных валютах. Помимо того, страна-заемщик

обязана досрочно производить выкуп своей излишней для Фонда валюты по мере

улучшения ее платежного баланса и увеличения валютных резервов. Если

находящаяся в МВФ национальная валюта страны-должника покупается другим

государством- членом, то тем самым погашается ее задолженность Фонду.

Приобретаемая страной-членом в МВФ первая порция иностранной валюты в

размере до 25% квоты (до Ямайского соглашения бывшая золотая доля) с 1978

г. называется резервной долей. Она определяется как превышение величины

квоты страны-члена над суммой находящегося в распоряжении Фонда запаса

национальной валюты данной страны.

Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-

членом сверх резервной доли (100% величины квоты), делятся на четыре

кредитные доли (транши) по 25% квоты. Предельная сумма кредита, которую

страна может приобрести у МВФ в результате полного использования резервной

и кредитных долей, составляет 125% размера ее квоты. Обязательства страны-

заемщицы, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-

экономических мероприятий, фиксируются в «письме о намерениях»,

направляемом в МВФ. Если Фонд сочтет, что страна использует кредит «в

противоречии с целями Фонда» или не выполняет его предписаний, он может

ограничить или полностью прекратить кредитование страны. Использование

первой кредитной доли может быть осуществлено как в форме прямой покупки

иностранной валюты, при которой страна получает всю испрашиваемую сумму

немедленно после одобрения Фондом ее запроса, так и путем заключения с МВФ

соглашения о резервном кредите.

Соглашения о резервном кредите, или соглашения «стэнд-бай» (Stand-by

Arrangements), обеспечивают стране-члену гарантию того, что она сможет

получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную в соответствии с

договоренностью в любое время при соблюдении страной оговоренных условий.

Подобная практика предоставления кредитов аналогична открытию кредитной

линии.

Главным назначением кредитов «стэнд-бай» является в настоящее время

кредитование макроэкономических стабилизационных программ стран-членов МВФ.

Валюта, предоставляемая Фондом в виде резервного кредита в рамках верхних

кредитных долей, выдается определенными порциями (траншами) через

установленные промежутки времени в течение срока соглашения.

Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита

в рамках системы расширенного кредитования может быть серьезное нарушение

равновесия платежного баланса, вызванное структурными расстройствами в

области производства, торговли или ценового механизма. Соглашения о

расширенных кредитах обычно ограничены сроком в три года; при необходимости

и по просьбе стран-членов — до четырех лет.

Специальные фонды. В целях расширения своих кредитных возможностей МВФ

практикует создание специальных фондов (англ. facility - устройство,

механизм, фонд). Они различаются по целям, условиям и стоимости кредита.

1. Фонд компенсационного и непредвиденного кредитования предназначен для

кредитования стран-членов МВФ, у которых дефицит платежного баланса

обусловлен внешними, не зависящими от них факторами. В их числе: стихийные

бедствия, непредвиденное падение мировых цен, промышленный спад и введение

протекционистских ограничений в странах-импортерах. Появление товаров-

заменителей и т. п. Этот фонд включает три компонента:

. с 1963 г. кредитование (в настоящее время до 30% квоты) стран, особенно

экспортеров сырья, валютные поступления которых сокращаются в результате

падения мировых цен на сырье;

. с 1981 г. кредитование (до 15"/о квоты) стран-импортеров зерна,

испытывающих трудности в связи с ростом мировых цен на зерно: с декабря

1990 г. по июнь 1992 г. кредитование стран-импортеров нефти,

нефтепродуктов и природного газа:

. с 1988 г. компенсационное финансирование непредвиденных потерь для помощи

странам, испытывающим влияние непредсказуемых внешних факторов (до 30%

квоты).

2. В июне 1969 г. создан Фонд кредитования буферных (резервных) запасов

для оказания помощи странам, участвующим в создании подобных запасов

сырьевых товаров в соответствии с международными соглашениями, если это

ухудшает их платежный баланс. Лимит — 30% квоты.

3. С 1989 г. функционирует Фонд финансовой поддержки операций по

сокращению и обслуживанию внешнего долга. Это объясняется активной ролью

МВФ в урегулировании долгового кризиса развивающихся стран в 80-х годах.

При предоставлении резервных или расширенных кредитов странам-должникам

часть суммы этих кредитов (до 25%) может быть зарезервирована в целях

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.