ЦБ, как правило, предоставляет свою страну в международных и региональных
валютно-кредитных организациях.
Для осуществления своих функций Банк России может открывать
представительства в иностранных государствах.
6.2. Регулирование деятельности кредитных институтов
Банк России является органом банковского регулирования и надзора за
деятельностью кредитных организаций.
Регулирование кредитных организаций - это система мер, посредством
которых государство через ЦБ обеспечивает стабильное и безопасное
функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в
банковском секторе.
Контроль над деятельностью банков проводится с целью обеспечения
устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный
надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с
действующим законодательством.
Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание
стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.
Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных
организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
При осуществлении функции надзора и контроля над деятельностью
коммерческих банков Банк России:
- устанавливает обязательные для кредитных организаций правила
проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и
представления бухгалтерской и статистической отчетности.
- регистрирует кредитные организации в Книге государственной
регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии
на осуществление банковских операций и отзывает их.
В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может
устанавливать им обязательные нормативы:
1) минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных
организаций, минимальный размер собственных средств (капитала) для
действующих кредитных организаций;
2) предельный размер не денежной части уставного капитала;
3) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных
заемщиков;
4) максимальный размер крупных кредитных рисков;
5) максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);
6) нормативы ликвидности кредитной организации;
7) нормативы достаточности капитала;
8) максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов)
населения;
9) размеры валютного, процентного и иных рисков;
10) минимальный размер резервов, создаваемых под высоко рисковые активы;
11) нормативы использования собственных средств банков для приобретения
долей (акций) других юридических лиц;
12) максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств,
предоставленных банком своим участникам (акционерам).
Для осуществления своих функций в области банковского надзора и
регулирования ЦБ проводит проверки кредитных организаций и их филиалов,
направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении
выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные законом
санкции по отношению к нарушителям.
В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов,
нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации,
представления неполной или недостоверной информации ЦБ имеет право
требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений,
взыскивать штраф в размере до одной десятой процента от размера
минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных
операций на срок до шести месяцев.
В случае невыполнения в установленный срок предписаний об устранении
нарушений, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной
организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов
(вкладчиков) , Банк России вправе:
1) взыскать с кредитной организации штраф до 1 процента от размера
оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента от минимального
размера уставного капитала;
2) потребовать от кредитной организации:
а) осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной
организации, в том числе изменения структуры активов;
б) замены руководителей кредитной организации;
в) реорганизации кредитной организации;
3) изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до
шести месяцев;
4) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных
банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до
одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года;
5) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией
на срок до 18 месяцев;
6) отозвать лицензию на осуществление банковских операций в порядке,
предусмотренном федеральными законами.
7. Аудит и отчётность ЦБ РФ
России Банк России ежегодно не позднее 15 мая представляет
Государственной Думе годовой отчет, утвержденный Советом директоров.
Годовой отчет Банка России включает:
1) отчет о деятельности Банка России, анализ состояния экономики РФ, в
том числе анализ денежного обращения и кредита, банковской системы,
валютного положения и платежного баланса РФ, а также перечень
мероприятий по единой государственной денежно-кредитной политике,
проведенных Банком России;
2) годовой баланс, счет прибылей и убытков, распределение прибыли;
3) порядок формирования и направления использования резервов и фондов
Банка России;
4) аудиторское заключение по годовому отчету Банка России. По итогам
рассмотрения годового отчета Банка России Государственная Дума
принимает решение.
Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50 процентов фактически
полученной балансовой прибыли по итогам года после утверждения годового
отчета Советом директоров. Оставшаяся прибыль Банка России направляется
Советом директоров в резервы и фонды различного назначения.
Заключение
Итак, Центральный Банк России является одним из важнейших органов в
РФ. Его значение сопоставимо со значением Государственной Думы и
министерств, так как ЦБ РФ наделён некоторыми законодательными и
исполнительными функциями, важнейшей из которых в настоящее время, по
мнению автора, является кредитно-денежный контроль.
Как и в других странах, в России ЦБ преследует цели защиты и обеспечения
устойчивости национальной денежной единицы (рубля; ярким примером может
служить лето 2004 года, когда курс рубля по отношению к доллару оставался
практически неизменным), выполняет общие для всех Центральных Банков
функции (монополия денежной эмиссии, роль банка Правительства, «банка
банков», проводника официальной кредитно-денежной политики и органа надзора
и контроля за банками и финансовыми рынками).
Банк России выдаёт лицензии на банковскую деятельность, устанавливает
обязательные нормативы, систему страхования вкладов, анализ отчётности,
ревизию и проверку деятельности кредитных институтов, чем поддерживает
стабильность банковской системы, защищает интересы вкладчиков и кредиторов,
не вмешиваясь при этом в оперативную деятельность кредитных организаций.
Таким образом, правильное выполнение функций Банка России имеет
огромное значение для РФ. Не претендуя на полноту охвата темы, автор
постарался отобразить большинство из них. В Приложении 1 автором приведены
извлечения из Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации
(Банке России)», принятого 27.06.2002 г.
Список литературы:
1. Соколова О.В. – Финансы, деньги, кредит: Учебник, М.: Юристъ, 2000г.
2. Лаврушин О.И. – Банковское дело: М.: Юристъ, 1998г.
3. Официальный сайт Банка России – http://www.cbr.ru/
Приложение 1.
Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
от 27 июня 2002 года.
Глава IV. Взаимоотношения Банка России с органами государственной власти и
органами местного самоуправления
Статья 21. Для реализации возложенных на него функций Банк России участвует
в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации.
Председатель Банка России или по его поручению один из его заместителей
участвует в заседаниях Правительства Российской Федерации, а также может
принимать участие в заседаниях Государственной Думы при рассмотрении
законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и
банковской политики.
Министр финансов Российской Федерации и министр экономического развития и
торговли Российской Федерации или по их поручению по одному из их
заместителей участвуют в заседаниях Совета директоров с правом
совещательного голоса.
Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о
предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение,
координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации.
Банк России консультирует Министерство финансов Российской Федерации по
вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации
и погашения государственного долга Российской Федерации с учетом их
воздействия на состояние банковской системы Российской Федерации и
приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.
Статья 22. Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству
Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6