для управления финансовыми рисками;
10) открывать счета в российских и иностранных кредитных
организациях на территории Российской Федерации и иностранных государств;
11) осуществлять другие банковские операции от своего имени, если это
не запрещено законом.
Обеспечением для кредитов Банка России могут выступать:
золото и другие драгоценные металлы в различной форме;
иностранная валюта;
векселя в российской и иностранной валюте со сроками погашения до
шести месяцев;
государственные ценные бумаги.
Проведение валютной политики.
Банк России представляет интересы Российской Федерации во
взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в
международных банках и иных международных валютно-финансовых
организациях.
ЦБ является проводником государственной валютной политики, включающей в
себя комплекс мероприятий, нацеленных на укрепление внешнеэкономических
позиций страны и осуществляет эту функцию в соответствии с Законом
Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" и
федеральными законами.
От имени правительства ЦБ регулирует резервы иностранной валюты и
золота, является традиционным хранителем государственных золотовалютных
резервов. Он осуществляет регулирование международных расчетов, платежных
балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов и золота.
ЦБ, как правило, предоставляет свою страну в международных и региональных
валютно-кредитных организациях.
Для осуществления своих функций Банк России может открывать
представительства в иностранных государствах.
Рефинансирование коммерческих банков.
Рефинансирование коммерческих банков, т.е. предоставление им
заимствований в случаях, когда они испытывают временные финансовые
трудности. Цель рефинансирования - воздействие на состояние денежно-
кредитной сферы. Выполняя функцию рефинансирования, ЦБ выступает в качестве
банка банков.
Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам,
испытывающим временные финансовые трудности, и различаются в зависимости
от:
формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты);
методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые на
основе проведения аукционов);
сроков предоставления (среднесрочные - на 3-4 мес. и краткосрочные -
на 1 день или несколько дней);
целевого характера (корректирующие кредиты и продленные сезонные
кредиты).
Регулирование деятельности кредитных институтов.
Банк России является органом банковского регулирования и надзора за
деятельностью кредитных организаций.
Регулирование кредитных организаций - это система мер, посредством
которых государство через ЦБ обеспечивает стабильное и безопасное
функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в
банковском секторе.
Контроль за деятельностью банков проводится с целью обеспечения
устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный
надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с
действующим законодательством.
Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание
стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и
кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность
кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных
При осуществлении функции надзора и контроля за деятельностью
коммерческих банков Банк России:
- устанавливает обязательные для кредитных организаций правила
проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета,
составления и представления бухгалтерской и статистической
отчетности.
- регистрирует кредитные организации в Книге государственной
регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям
лицензии на осуществление банковских операций и отзывает их.
В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России
может устанавливать им обязательные нормативы:
1) минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых
кредитных организаций, минимальный размер собственных средств (капитала)
для действующих кредитных организаций;
2) предельный размер не денежной части уставного капитала;
3) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных
заемщиков;
4) максимальный размер крупных кредитных рисков;
5) максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);
6) нормативы ликвидности кредитной организации;
7) нормативы достаточности капитала;
8) максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов)
населения;
9) размеры валютного, процентного и иных рисков;
10) минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые
активы;
11) нормативы использования собственных средств банков для
приобретения долей (акций) других юридических лиц;
12) максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств,
предоставленных банком своим участникам (акционерам).
Для осуществления своих функций в области банковского надзора и
регулирования ЦБ проводит проверки кредитных организаций и их
филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об
устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет
предусмотренные законом санкции по отношению к нарушителям.
В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов,
нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления
информации, представления неполной или недостоверной информации ЦБ
имеет право требовать от кредитной организации устранения
выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до одной десятой
процента от размера минимального уставного капитала либо ограничивать
проведение отдельных операций на срок до шести месяцев.
В случае невыполнения в установленный ч срок предписаний об устранении
нарушений, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые
кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам
кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:
1) взыскать с кредитной организации штраф до 1 процента от размера
оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента от минимального
размера уставного капитала;
2) потребовать от кредитной организации:
а) осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной
организации, в том числе изменения структуры активов;
б) замены руководителей кредитной организации;
в) реорганизации кредитной организации;
3) изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок
до шести месяцев;
4) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных
банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до
одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года;
5) назначить временную администрацию по управлению кредитной
организацией на срок до 18 месяцев;
6) отозвать лицензию на осуществление банковских операций в порядке,
предусмотренном федеральными законами.
Функция финансового агента правительства.
Являясь по своему статусу финансовым агентом правительства, ЦБ
осуществляет операции по размещению и погашению государственного долга,
кассовому исполнению бюджета, ведению текущих счетов правительства, надзору
за хранением, выпуском и изъятием из обращения монет и казначейских
билетов, а также переводу валютных средств при осуществлении расчетов
правительства с другими странами.
Важная роль ЦБ в решении таких проблем, как предоставление кредитов на
покрытие государственных расходов и дефицита государственного бюджета,
соответствует его функции кредитора государства. Основная форма
государственных заимствований, используемых на цели финансирования
государственных расходов и государственного бюджета - государственные
займы.
Государственные займы используются для покрытия бюджетных дефицитов
государства посредством аккумуляции временно свободных денежных средств
физических и юридических лиц, предоставляются на определенный срок на
условиях выплаты дохода и оформляются удостоверяющими долговыми
обязательствами в бумажной или безбумажной форме.
Выполняя функцию финансового агента правительства, ЦБ осуществляет
кассовое исполнение бюджета - прием, хранение и выдачу государственных
бюджетных средств, ведение учета и отчетности. В основу кассового
исполнения бюджета положен принцип единства кассы, т.е. все мобилизованные
государственные доходы направляются на единый счет министерства финансов в
ЦБ, с которого черпаются средства для осуществления государственных
расходов, таким образом ЦБ выступает кассиром правительства.
Единство кассы предоставляет министерству финансов возможность
осуществлять постоянный контроль за поступлением средств на его счет и за
движением кассовой наличности; обеспечивает централизацию государственных
бюджетных средств и балансирование доходов и расходов каждого из бюджетов
(федерального, местного), образующих в совокупности бюджетную систему
страны; позволяет проводить операции по кассовому исполнению бюджета на
всей территории страны. Осуществление кассового исполнения центральным
банком дает возможность отделить функции распоряжения бюджетными средствами
и распорядителя кредитами, которые выполняют финансовые органы, от функции
приема, выдачи, хранения этих средств, которые входят в компетенцию ЦБ. В
результате создаются необходимые условия для контроля за целевым
использованием бюджетных средств.
4. Отчетность и аудит Банка России
Банк России ежегодно не позднее 15 мая представляет
Государственной Думе годовой отчет, утвержденный Советом директоров.
Годовой отчет Банка России включает:
1) отчет о деятельности Банка России, анализ состояния экономики
РФ, в том числе анализ денежного обращения и кредита, банковской системы,
валютного положения и платежного баланса РФ, а также перечень
мероприятий по единой государственной денежно-кредитной политике,
проведенных Банком России;
2) годовой баланс, счет прибылей и убытков, распределение прибыли;
3) порядок формирования и направления использования резервов и
фондов Банка России;
4) аудиторское заключение по годовому отчету Банка России.
(Решение об аудите ЦБР и определение аудиторской фирмы, имеющей
лицензию на осуществление банковского аудита Государственная Дума
принимает до завершения отчетного года. В соответствии с заключенным
с аудиторской фирмой договором Банк России обязан представлять
отчетность и информацию, необходимые для проведения аудиторской
проверки.)
По итогам рассмотрения годового отчета Банка России Государственная
Дума принимает решение.
Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50 процентов фактически
полученной балансовой прибыли по итогам года после утверждения годового
отчета Банка России Советом директоров. Оставшаяся прибыль Банка России
направляется Советом директоров в резервы и фонды различного
назначения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Банковское дело» под ред. Колесникова В.И., Кроливецкой Л.П., М.,
«Финансы и статистика», 1997
2. В.П.Поляков, Л.А.Московкина «Основы денежного обращения и кредита» М.,
«ИНФРА - М», 1996
3. «Общая теория денег и кредита» под ред. Жукова Е.Ф., М., «Банки и
биржа», 1995
4. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 394-1"О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)" (с изменениями от 27 декабря
1995 г., 20 июня 1996 г., 27 февраля, 28 апреля 1997 г.)
Страницы: 1, 2, 3