Рефераты. Центральный Банк РФ: его функции и роль. Правовая основа деятельности ЦБ РФ

для управления финансовыми рисками;

10) открывать счета в российских и иностранных кредитных

организациях на территории Российской Федерации и иностранных государств;

11) осуществлять другие банковские операции от своего имени, если это

не запрещено законом.

Обеспечением для кредитов Банка России могут выступать:

золото и другие драгоценные металлы в различной форме;

иностранная валюта;

векселя в российской и иностранной валюте со сроками погашения до

шести месяцев;

государственные ценные бумаги.

Проведение валютной политики.

Банк России представляет интересы Российской Федерации во

взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в

международных банках и иных международных валютно-финансовых

организациях.

ЦБ является проводником государственной валютной политики, включающей в

себя комплекс мероприятий, нацеленных на укрепление внешнеэкономических

позиций страны и осуществляет эту функцию в соответствии с Законом

Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" и

федеральными законами.

От имени правительства ЦБ регулирует резервы иностранной валюты и

золота, является традиционным хранителем государственных золотовалютных

резервов. Он осуществляет регулирование международных расчетов, платежных

балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов и золота.

ЦБ, как правило, предоставляет свою страну в международных и региональных

валютно-кредитных организациях.

Для осуществления своих функций Банк России может открывать

представительства в иностранных государствах.

Рефинансирование коммерческих банков.

Рефинансирование коммерческих банков, т.е. предоставление им

заимствований в случаях, когда они испытывают временные финансовые

трудности. Цель рефинансирования - воздействие на состояние денежно-

кредитной сферы. Выполняя функцию рефинансирования, ЦБ выступает в качестве

банка банков.

Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам,

испытывающим временные финансовые трудности, и различаются в зависимости

от:

формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты);

методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые на

основе проведения аукционов);

сроков предоставления (среднесрочные - на 3-4 мес. и краткосрочные -

на 1 день или несколько дней);

целевого характера (корректирующие кредиты и продленные сезонные

кредиты).

Регулирование деятельности кредитных институтов.

Банк России является органом банковского регулирования и надзора за

деятельностью кредитных организаций.

Регулирование кредитных организаций - это система мер, посредством

которых государство через ЦБ обеспечивает стабильное и безопасное

функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в

банковском секторе.

Контроль за деятельностью банков проводится с целью обеспечения

устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный

надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с

действующим законодательством.

Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание

стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и

кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность

кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных

федеральными законами.

При осуществлении функции надзора и контроля за деятельностью

коммерческих банков Банк России:

- устанавливает обязательные для кредитных организаций правила

проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета,

составления и представления бухгалтерской и статистической

отчетности.

- регистрирует кредитные организации в Книге государственной

регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям

лицензии на осуществление банковских операций и отзывает их.

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России

может устанавливать им обязательные нормативы:

1) минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых

кредитных организаций, минимальный размер собственных средств (капитала)

для действующих кредитных организаций;

2) предельный размер не денежной части уставного капитала;

3) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных

заемщиков;

4) максимальный размер крупных кредитных рисков;

5) максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);

6) нормативы ликвидности кредитной организации;

7) нормативы достаточности капитала;

8) максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов)

населения;

9) размеры валютного, процентного и иных рисков;

10) минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые

активы;

11) нормативы использования собственных средств банков для

приобретения долей (акций) других юридических лиц;

12) максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств,

предоставленных банком своим участникам (акционерам).

Для осуществления своих функций в области банковского надзора и

регулирования ЦБ проводит проверки кредитных организаций и их

филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об

устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет

предусмотренные законом санкции по отношению к нарушителям.

В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов,

нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления

информации, представления неполной или недостоверной информации ЦБ

имеет право требовать от кредитной организации устранения

выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до одной десятой

процента от размера минимального уставного капитала либо ограничивать

проведение отдельных операций на срок до шести месяцев.

В случае невыполнения в установленный ч срок предписаний об устранении

нарушений, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые

кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам

кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

1) взыскать с кредитной организации штраф до 1 процента от размера

оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента от минимального

размера уставного капитала;

2) потребовать от кредитной организации:

а) осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной

организации, в том числе изменения структуры активов;

б) замены руководителей кредитной организации;

в) реорганизации кредитной организации;

3) изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок

до шести месяцев;

4) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных

банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до

одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года;

5) назначить временную администрацию по управлению кредитной

организацией на срок до 18 месяцев;

6) отозвать лицензию на осуществление банковских операций в порядке,

предусмотренном федеральными законами.

Функция финансового агента правительства.

Являясь по своему статусу финансовым агентом правительства, ЦБ

осуществляет операции по размещению и погашению государственного долга,

кассовому исполнению бюджета, ведению текущих счетов правительства, надзору

за хранением, выпуском и изъятием из обращения монет и казначейских

билетов, а также переводу валютных средств при осуществлении расчетов

правительства с другими странами.

Важная роль ЦБ в решении таких проблем, как предоставление кредитов на

покрытие государственных расходов и дефицита государственного бюджета,

соответствует его функции кредитора государства. Основная форма

государственных заимствований, используемых на цели финансирования

государственных расходов и государственного бюджета - государственные

займы.

Государственные займы используются для покрытия бюджетных дефицитов

государства посредством аккумуляции временно свободных денежных средств

физических и юридических лиц, предоставляются на определенный срок на

условиях выплаты дохода и оформляются удостоверяющими долговыми

обязательствами в бумажной или безбумажной форме.

Выполняя функцию финансового агента правительства, ЦБ осуществляет

кассовое исполнение бюджета - прием, хранение и выдачу государственных

бюджетных средств, ведение учета и отчетности. В основу кассового

исполнения бюджета положен принцип единства кассы, т.е. все мобилизованные

государственные доходы направляются на единый счет министерства финансов в

ЦБ, с которого черпаются средства для осуществления государственных

расходов, таким образом ЦБ выступает кассиром правительства.

Единство кассы предоставляет министерству финансов возможность

осуществлять постоянный контроль за поступлением средств на его счет и за

движением кассовой наличности; обеспечивает централизацию государственных

бюджетных средств и балансирование доходов и расходов каждого из бюджетов

(федерального, местного), образующих в совокупности бюджетную систему

страны; позволяет проводить операции по кассовому исполнению бюджета на

всей территории страны. Осуществление кассового исполнения центральным

банком дает возможность отделить функции распоряжения бюджетными средствами

и распорядителя кредитами, которые выполняют финансовые органы, от функции

приема, выдачи, хранения этих средств, которые входят в компетенцию ЦБ. В

результате создаются необходимые условия для контроля за целевым

использованием бюджетных средств.

4. Отчетность и аудит Банка России

Банк России ежегодно не позднее 15 мая представляет

Государственной Думе годовой отчет, утвержденный Советом директоров.

Годовой отчет Банка России включает:

1) отчет о деятельности Банка России, анализ состояния экономики

РФ, в том числе анализ денежного обращения и кредита, банковской системы,

валютного положения и платежного баланса РФ, а также перечень

мероприятий по единой государственной денежно-кредитной политике,

проведенных Банком России;

2) годовой баланс, счет прибылей и убытков, распределение прибыли;

3) порядок формирования и направления использования резервов и

фондов Банка России;

4) аудиторское заключение по годовому отчету Банка России.

(Решение об аудите ЦБР и определение аудиторской фирмы, имеющей

лицензию на осуществление банковского аудита Государственная Дума

принимает до завершения отчетного года. В соответствии с заключенным

с аудиторской фирмой договором Банк России обязан представлять

отчетность и информацию, необходимые для проведения аудиторской

проверки.)

По итогам рассмотрения годового отчета Банка России Государственная

Дума принимает решение.

Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50 процентов фактически

полученной балансовой прибыли по итогам года после утверждения годового

отчета Банка России Советом директоров. Оставшаяся прибыль Банка России

направляется Советом директоров в резервы и фонды различного

назначения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. «Банковское дело» под ред. Колесникова В.И., Кроливецкой Л.П., М.,

«Финансы и статистика», 1997

2. В.П.Поляков, Л.А.Московкина «Основы денежного обращения и кредита» М.,

«ИНФРА - М», 1996

3. «Общая теория денег и кредита» под ред. Жукова Е.Ф., М., «Банки и

биржа», 1995

4. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 394-1"О Центральном банке

Российской Федерации (Банке России)" (с изменениями от 27 декабря

1995 г., 20 июня 1996 г., 27 февраля, 28 апреля 1997 г.)

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.