Рефераты. Центральный банк и его функции

строительство жилья, приходилось 11,8% (в первом полугодии 2001 г. – 9,4%).

Как и в предыдущие годы, собственные средства предприятий оставались в

текущем году одним из важнейших источников финансирования инвестиций. В

структуре финансирования инвестиций в основной капитал в первом полугодии

2002 г. по сравнению с первом полугодием 2001 г. их доля увеличилась на 2,3

процентного пункта и составила 51,6%. Возросла доля кредитов банков в

финансировании инвестиций – до 4,3% против 3,3% в соответствующий период

предыдущего года. Доля бюджетного финансирования инвестиционной

деятельности предприятий составила 18,9%, сократившись по сравнению с

первым полугодием 2001 г. на 0,3 процентного пункта. В составе бюджетных

средств основная часть по-прежнему приходилась на бюджеты субъектов

Федерации. Сократилась доля средств внебюджетных фондов (с 4,6% в первом

полугодии 2001 г. до 2,8% в январе-июне 2002 года).

Как и в предыдущие годы, собственные средства предприятий оставались в

текущем году одним из важнейших источников финансирования инвестиций. В

структуре финансирования инвестиций в основной капитал в первом полугодии

2002 г. по сравнению с первом полугодием 2001 г. их доля увеличилась на 2,3

процентного пункта и составила 51,6%. Возросла доля кредитов банков в

финансировании инвестиций. Доля бюджетного финансирования инвестиционной

деятельности предприятий составила 18,9%. В составе бюджетных средств

основная часть по-прежнему приходилась на бюджеты субъектов Федерации.

Сократилась доля средств внебюджетных фондов (с 4,6% в первом полугодии

2001 г. до 2,8% в январе-июне 2002 года).

Объем иностранных инвестиций, поступивших в нефинансовый сектор

российской экономики в первом полугодии 2002 г., возрос по сравнению с

таким же периодом предыдущего года на 25,2% и составил 8,37 млрд. долл. США

(в первом полугодии 2001 г. – 6,68 млрд. долл.).

Однако, как и в предыдущие годы, в общем объеме иностранных инвестиций

основная часть (более 75%) приходилась не на прямые и портфельные

инвестиции, а на различного рода кредиты, учитываемые по статье "прочие

инвестиции"

Негативной характеристикой развития инвестиционного процесса является

значительное сокращение в текущем году поступлений от прямых инвесторов.

Как и ранее, иностранные вложения от прямых инвесторов направлялись в

основном в торговлю и общественное питание, нефтедобывающую, пищевую

промышленность, машиностроение и металлообработку.

По состоянию на 1 июля 2002 г. объем накопленных иностранных инвестиций

в российской экономике достиг 38,2 млрд. долл. США, увеличившись на 4,4

млрд. долл. по сравнению с их объемом на 1 июля 2001 года.

В январе-августе 2002 г. по сравнению с январем-августом 2001 года

реальные располагаемые денежные доходы населения возросли на 7,7%, реальные

денежные доходы – на 8,4%. С исключением влияния сезонного и случайного

факторов реальные денежные доходы населения в августе превысили уровень

предыдущего месяца на 1%, что несколько выше среднемесячных темпов их роста

за период с начала года.

Номинальная начисленная заработная плата в августе составила 4643 руб.,

увеличившись по сравнению с предыдущим месяцем текущего года на 1%. Впервые

за последние четыре месяца наблюдалось сокращение задолженности по

зарплате. По состоянию на 1 сентября 2002 г. суммарная задолженность по

зарплате уменьшилась по сравнению с предыдущим месяцем снизилась на 5,3%, а

по сравнению с началом года - возросла на 13,5%.

Доля потребительских расходов населения в структуре использования

доходов в 2002 г. остается значительной, хотя она несколько меньше, чем в

предыдущем году. За восемь месяцев текущего года доля расходов населения на

покупку товаров и оплату услуг составила 78,2%. В структуре потребления

населения в январе-августе 2002 г. по сравнению с аналогичным периодом 2001

г. увеличилась доля расходов на оплату услуг, что связано с ускоренным

ростом цен на отдельные виды платных услуг

Несмотря на устойчивый рост реальных доходов, расходы населения на

организованные сбережения остаются небольшими. Это в определенной степени

связано со снижением годовых процентных ставок по основным видам вкладов

физических лиц в Сбербанке России, на который приходится значительная доля

вкладов физических лиц. Снижение ставок по депозитам обусловлено в основном

замедлением темпов роста потребительских цен.

Финансовые рынки

Курс доллара США к рублю в течение большей части 2002 г. продолжал

расти. Официальный курс доллара США к рублю на конец августа 2002 г. на

4,7% превысил аналогичный показатель на конец декабря 2001 года. Доходность

ГКО-ОФЗ была неустойчивой с тенденцией к снижению, что было обусловлено

высоким спросом на государственные ценные бумаги, сохраняющимся в течение

года. За январь-август доходность рыночного портфеля ГКО-ОФЗ сократилась на

0,7 процентного пункта.

В сентябре на основных сегментах финансового рынка наблюдалось

восстановление оборотов после летнего снижения активности операторов рынка.

На рынке государственных ценных бумаг в сентябре преобладала тенденция к

повышению доходности.

На рынке корпоративных ценных бумаг в сентябре преобладала

горизонтальная динамика котировок. По итогам месяца индекс РТС увеличился

на 1 пункт, индекс ММВБ снизился на 2 пункта. Активность операторов рынка

корпоративных ценных бумаг существенно возросла. Среднедневной объем торгов

корпоративными ценными бумагами в РТС в сентябре увеличился на 15%, на ММВБ

– на 34%.

Уровень банковской ликвидности в сентябре практически не изменился. В

течение месяца остатки на корреспондентских счетах коммерческих банков в

Банке России составляли от 67 до 107 млрд. руб., среднедневной уровень

остатков составлял 78,4 млрд. руб. против 79,8 млрд. руб. в августе.

Средневзвешенная ставка по однодневным МБК по выборке МИАКР в сентябре

возросла до 6,1% (против 4,9% в августе).

.

Заключение

Прежде всего, хочется отметить, что для положительного развития любой

системы, в том числе и финансовой, необходимы чёткие и понятные, одинаковые

для всех субъектов правила поведения. Первейшая роль Центрального банка –

обеспечить эти условия и строго контролировать их соблюдение; принять все

меры для формирования комплексной правовой основы функционирования

финансовых учреждений. ЦБР обязан выступать как инициатор законотворческого

процесса в финансово-кредитной сфере, а так же проводить экспертную оценку

предлагаемых для принятия законопроектов, привлекать для этих целей научные

учреждения, обеспечить соответствие содержания законопроектов потребностям

государства, развития финансово-кредитной системы России.

Так же напрашивается вывод о необходимости наладить постоянный

мониторинг и глубокий анализ функционирования финансовой системы

государства; обеспечить соответствие принимаемых решений потребностям

государства, исключить возможность влияния на готовящиеся к принятию

решения заинтересованных лишь в собственной выгоде лиц и группировок (здесь

хочется отметить положительное значение происходящих сейчас изменений в

стиле и методах высшего руководства государства).

Огромное значение имеет привлечение к разработке управленческих

решений в указанной сфере представителей отечественной науки, нельзя слепо

соглашаться на предлагаемые международными финансово-кредитными

организациями рецепты выхода из кризисного состояния.

Так же необходимо поддерживать конкуренцию в банковской сфере. Здесь

следует отметить, как положительное явление, вступление в силу с 1 января

2000 г. «Закона о защите конкуренции на рынке финансовых услуг», принятый в

июне 1999 г. Закон сводит отдельные положения, существовавшие до этого в

других нормативных актах, в стройную систему и содержит новые правовые

нормы, что, несомненно, является шагом вперёд в защите конкуренции.

Защите конкуренции будет способствовать и перевод бюджетных счетов на

обслуживание в систему казначейства. В настоящее время у некоторых

комбанков их объём достигает 80-90% от привлечённых средств юридических

лиц.[27] Перевод бюджетных счетов на казначейскую систему не только лишит

отдельные банки конкурентного преимущества, но и выведет счета бюджета из

зоны коммерческого риска.

Так же важным является повышение надёжности отдельных финансово-

кредитных организаций и всего рынка в целом. В этих целях необходима

система страхования инвестиций и банковских вкладов, т.к. без подобной

системы довольно проблематично организовать систему долгосрочного

кредитования производства в стране, вовлечение частных сбережений в

экономику. Здесь же необходимо отметить необходимость дальнейшего

совершенствования современной системы ликвидации банков с минимальными

потерями для клиентов.

Немаловажным является вопрос о сохранности (неприкосновенности)

частной собственности как объекта залога. Сюда же вплотную подходит вопрос

о введении в оборот земли как объекта купли-продажи, без которого

практически невозможно получить кредит для развития сельхозпредприятий.

Необходимо так же строго контролировать целевое использование средств

бюджета, обеспечить ускорение денежного оборота и расширить рынок

банковских услуг. В этой связи интересна новация Гута Банка, предлагающего

систему интернет-брокерского обслуживания в реальном времени. Система

«Remote trader» относится к системам класса «Internet broker». Она

ориентирована на профессиональных участников рынка ценных бумаг и

физических лиц. «Remote trader» позволяет клиентам обмениваться

зашифрованными протоколированными сообщениями с банком, запрашивать и

получать котировки по любым финансовым инструментам, обращаться на ММВБ и

МФБ, и направлять заявки на покупку и продажу ценных бумаг в режиме

реального времени по Интернет.[28]

Для реализации грамотной валютной политики, нацеленной на развитие

рыночных экономических отношений и интеграцию в мировое экономическое

сообщество, нужна жесткая борьба с российским криминальным капиталом в

стране и за рубежом. С одной стороны, валютная политика должна быть

либерализована, а с другой – резко ужесточена по отношению к объему и

движению криминального капитала.[29]

Список используемой литературы

1) Фед. Закон о банке РФ

2) Фед. Закон от 2.12.90. «О Центральном Банке РФ» (с изменениями и

дополненияим от 27.12.95)

3) Фед. Закон от 3.02.96. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР

«О банках и банковской деятельности»

4) .Азрилиян А.Н., «Большой экономический словарь», М. Фонд «Правовая

культура», 1994 г.

5) Жуков Е.Ф., «Общая теория денег и кредита», М., «Банки и биржа», 1995 г.

6) Красавина Л.Н., «денежное обращение и кредит при капитализме», М

«Финансы и статистика», 89г.

7) Поляков В.П., Московина Л.А., «Основы денежного обращения и кредита», М,

«ИНФРА – М», 96 г.

8) Федоров Б.Г., «Центральные банки и денежно-кредитное регулирование в

развитых капиталистических государствах», «Деньги и кредит», 1990 г., №4

9) «Банковское дело», №№ 6,11,12 – 1999г., №№ 2,3, - 2000 г.

10) webmaster@www.cbr.ru

-----------------------

[1] БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 38.

[2] Банковская система – совокупность различных видов национальных банков и

кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного

механизма. Включает Центральный банк, сеть коммерческих банков и др.

кредитно-расчётных центров. БЭС, А.Н.Азрилиян, М.1994г., стр. 39.

[3] Переводной вексель (тратта) – содержит приказ кредитора-векселедателя

(трассанта) заёмщику (трассату) об уплате в срок указанной суммы денег

третьему лиуц (ремитенту) или предъявителю, если вексель не именной, а

предъявительский. «Денежное обращение и кредит при капитализме»,

Л.Н.Красавина, М. «Финансы и статистика», 1989 г., стр. 117.

[4] Казна – совокупность финансовых ресурсов государства. БЭС,

А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 168.

[5] Казначейство – министерство финансов или спец. государственный

финансовый орган, в функции которого входят составление проекта гос.

Бюджета и его исполнение, управление гос. долгом, а также эмиссия гос.

ценных бумаг. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 168.

[6] Денежная реформа – полное или частичное преобразование денежной

системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления

денежного обращения. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 103.

[7] Золотомонетная система – система денежного обращения со свободным

обменом банкнот на золото. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 148.

[8] Эмиссионное право – 1) в широком смысле совокупность правовых норм,

определяющих порядок эмиссии денег; 2) в узком смысле – предельный размер

выпуска в обращение денежных знаков, установленный на определённый период.

БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 479.

[9] Банк банков – центральный банк. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 37.

[10] Золотой запас – централизованный резервный запас золота (в слитках и

монетах), находящийся в распоряжении центрального эмиссионного банка, либо

финансовых органов государства, или международных валютно-кредитных

организаций. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 148.

[11] Деноминация – укрупнение денежной единицы страны (без её

переименования) в целях упорядочения денежного обращения и придания большей

полноценности национальной валюте. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 105.

[12] Банковский кредит – основная форма кредита, при которой денежные

средства во временное пользование предоставляются банками. БЭС,

А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 40.

[13] Кредитный план банка – документ, определяющий размеры, целевое

направление перераспределяемых на началах возвратности денежных ресурсов, а

также источники средств для кредитования исходя из требований закона

планомерного, пропорционального развития народного хозяйства. БЭС,

А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 207.

[14] Кредитная система – совокупность кредитных отношений и институтов,

организующих эти отношения. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 206.

[15] Акцепт банковский – 1) согласие банка на оплату платёжных документов,

форма гарантии их оплаты; оформляется в виде соответствующей надписи-

акцептанта; 2) векселя, гарантированные (акцептованные) банком или траст-

компанией со сроком оплаты от одного до шести месяцев. Используется для

предоставления капитала производителям и экспортёрам для обеспечения работы

в период между изготовлением (либо экспортом) и поступлением платежей от

покупателей. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 16.

[16] Денежное обращение - движение денег в наличной и безналичной формах,

обслуживающее кругооборот товаров, а также нетоварные платежи и расчёты в

хозяйстве. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 104.

[17] Инкассация наличных денег и ценностей – сбор в кассах предприятий,

организаций и учреждений наличных денег и ценностей и доставка их в кассы

банка или в сберкассы, предприятия связи и др. организации. БЭС,

А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 161.

[18] Сберегательная касса – форма финансовых учреждений, принятая во многих

странах мира. Например, принятый во Франции в 1983 году закон определяет

С.к. как «кредитное учреждение, не имеющее цели получения прибылей». С.к.

ведут счета по сберегательным книжкам, могут выдавать займы частным лицам,

выдавать чековые книжки и т.д. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 356.

[19] Казначейство – министерство финансов или специальный государственный

финансовый орган, в функции которого входят составление проекта гос.

бюджета и его исполнение, управление гос. долгом, а также эмиссия гос.

ценных бумаг. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 168.

[20] Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. (О Центральном банке Российской

Федерации (Банке России)( (с изменениями и дополнениями от 27 декабря

1995г.)

Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. (О внесении изменений и дополнений в

Закон РСФСР (О банках и банковской деятельности в РСФСР( (изложен в новой

редакции) и д.р.

[21] Денежно-кредитная политика – совокупность мероприятий в области

денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического

роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание

платёжного баланса; служит одним из важнейших методов вмешательства

государства в процесс воспроизводства. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр.

103.

[22] Норматив – экономический, технический и т.д. показатель норм, в

соответствии с которым производится какая-либо работа, выполняется какая-

либо программа. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 254.

[23] Резервы финансовые – денежные средства, находящиеся в распоряжении

предприятий, объединений и фирм для осуществления возникающих

дополнительных затрат, устранения временных финансовых затруднений и

обеспечения нормальных условий деятельности. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г.,

стр. 341.

[24] См. статью 75 закона о банке Российской Федерации.

[25] Баланс платёжный – соотношение денежных платежей, поступающих в страну

из-за границы и всех её платежей за границу в течении определённого периода

времени. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 34.

[26] Верно на 25 октября 2002 года

[27] «Банковское дело», 2’2000,В.В.Попков, «К вопросу о конкуренции в

банковской сфере», стр.17.

[28] «Банковское дело», 2’2000, Гута Банк уверенно смотрит в будущее,

А.Г.Сарибеков, стр. 31.

[29] «Банковское дело», 6’99, Государственное регулирование банковского

сектора-уроки кризиса, Г.А.Тосуян, стр.4.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.